Внешний и внутренний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – исследование внутреннего и внешнего долга России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать общую характеристику государственному долгу и определить его роль в экономике страны;
Сделать экскурс в историю государственного долга России;
Проанализировать динамику и структуру внутреннего и внешнего долга России;
Выявить проблемы управления государственным долгом и возможности их преодоления.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3

1. Общая характеристика государственного долга……………………..…….5

1.1. Государственный долг: понятие, сущность, виды…………………..5

1.2. Роль государственного долга в экономике страны…………………9

2. Анализ состояния внутреннего и внешнего долга России…………………13

2.1. История государственного долга России…………………….……..13

2.2. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга РФ……………………………………………………………………………21

2.3. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ……………………………………………………………………….….29

3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности………35

Заключение……………………………………………………………………...40

Список литературы…………………………………………..…………………42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

на  тему: 
 

    «ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ» 
     
     
     
     

Выполнила:  
 

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010 
 

План

Введение………………………………………………….………………………..3

1. Общая характеристика государственного долга……………………..…….5

     1.1. Государственный долг: понятие, сущность, виды…………………..5

     1.2. Роль государственного долга  в экономике страны…………………9       

2. Анализ состояния внутреннего и внешнего долга России…………………13

    2.1. История государственного долга России…………………….……..13

    2.2. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга РФ……………………………………………………………………………21

    2.3. Анализ  динамики и структуры внутреннего  государственного долга РФ……………………………………………………………………….….29

3. Управление  государственным долгом: проблемы и возможности………35

Заключение……………………………………………………………………...40

Список  литературы…………………………………………..…………………42

Приложения………………………………………………………………….…..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      За  последние годы в результате проводимой в России бюджетной политики произошли  кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России, включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.

     Государственный долг - это неотъемлемая часть экономики  каждой страны. Одной из проблем российской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний.

     Государственный долг - это проблема, порождаемая  бюджетным дефицитом. Он представляет собой сумму непогашенных дефицитов  госбюджетов, накопленную за всё  время существования государства.  
Российское государство, используя международный опыт, воспользовалось различными формами управления иностранной задолженностью, в том числе реструктуризацией внешнего долга и привлечением зарубежных активов. Формы, масштабы, да и сама возможность реструктуризации внешнего долга любой страны в немалой степени зависят от его величины, "качества", то есть платёжеспособности, и структурного состава, который рассматривается, как правило, лишь на основе одного критерия - по субъектам предоставления кредитов.  
         Помимо этого важнейшим понятием и показателем в финансовой политике государства является и внутренний его долг, который образуется в связи с привлечением средств предприятий и населения для выполнения государственных программ и заказов.

     Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела  актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

     В условиях финансового кризиса тема государственного долга России становится наиболее значимой и актуальной. В  первую очередь это связано с  тем, что до его активного развития (2-е полугодие 2008 года) наметились тенденции  его сокращения. Однако финансовый кризис проявился, прежде всего, в росте курса американского доллара по отношению к российскому рублю, что вызвало значительный рост внешнего государственного долга РФ, что не лучшим образом отразится на состоянии всей финансовой системы страны.

     Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что проблема государственного долга - это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.

     Цель настоящей работы – исследование внутреннего и внешнего долга России.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Дать общую характеристику государственному долгу и определить его роль в экономике страны;
    • Сделать экскурс в историю государственного долга России;
    • Проанализировать динамику и структуру внутреннего и внешнего долга России;
    • Выявить проблемы управления государственным долгом и возможности их преодоления.

     При написании данной курсовой работы были использованы труды таких авторов, как:  
 
 
 

  1. Общая характеристика государственного долга.

    1.1. Государственный долг: понятие, сущность, виды

     Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение. К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации, и долговые обязательства, возникшее в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц.

     Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

  1. кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  2. государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  3. бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  4. государственным гарантиям Российской Федерации;
  5. иным обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

     Долговые  обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

     Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

     По  уровню управления государственный  долг делится на:

  1. государственный долг Российской Федерации;
  2. государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
  3. муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

     По  валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.

     В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерацией, обязательства по которой выражены в иностранной валюте;
  2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации.
  3. объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

     В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерации, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  3. объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от Российской Федерации;
  4. объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.

     Размеры и структура государственного внутреннего  долга даны в программе государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований. Программа  входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

     Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или  местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

     Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета  на текущий финансовый год без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных  образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.

     Предельный  размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции:

  1. ревизия бюджета субъекта Федерации;
  2. передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта;
  3. иные меры.

     В России действует единая система  учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные  образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.

     Размер  и структура внешнего долга России отражены в программе внешних  заимствований РФ и предоставляемых  Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.

Информация о работе Внешний и внутренний долг России