Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель и задача данной курсовой работы - отразить сущность и основные черты рыночной экономикой, а также особенности экономики современного Казахстана.
Введение
Глава І. Казахстан в мировой экономике
1.1. Межгосударственная экономическая интеграция
1.2.Формирование и развитие внешнеэкономических связей Казахстана
Глава ІІ. Анализ развития экономики Казахстана
2.1.Влияние внутренних факторов на развитие экономики страны
2.2.Перспективы развития торговли и внешнеэкономической деятельности.
2.3.Развитие малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
Источник: информаuия .Межгосударственного статистического комитета СНГ
Инвестиции в основной капитал стран Содружества
в % к соответствующему периоду прошлого года
| 1995 | 2000 | 2005 |
Азербайджан | 82 | 103 | 113 |
Армения | 96 | 127 | 134 |
Беларусь | 69 | 102 | 123 |
Грузия | 151 | 97 |
|
Казахстан | 57 | 149 | 122 |
Кыргызстан | 182 | 137 | 97 |
Молдова | 84 | 85 | 101 |
Россия | 90 | 117 | 110,5 |
Таджикистан | … | … | … |
Туркменистан | … | … | … |
Узбекистан | 104 | 101 | 107 |
Украина | 72 | 114 | 103 |
Промышленность стран Содружества в прошедшем десятилетии развивалась также неравномерно. Наибольший спад промышленного производства приходился на 1992-1994 годы, когда в среднем производство сокращалось на 16-17%. В 1995-1997 годах в промышленности наметилась некоторая стабилизация, а с 1998 г. наблюдается постепенный рост объемов промышленного производства.
Наибольший рост производства промышленной продукции в странах СНГ в 2005 году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года наблюдался в Азербайджане (на 33,5%) и Туркменистане (на 22%). В Беларуси, Казахстане, России, Таджикистане и Украине темпы роста промышленного производства замедлились. В Кыргызстане промышленное производство снизил ось на 12,1%.
Высокие темпы роста промышленного производства в Азербайджане и Туркменистане обусловлены динамичным развитием отраслей нефтегазового сектора. В частности, в 2005 году в Азербайджане добыча нефти возросла на 37,7% по сравнению с предыдущим годом, добыча газа соответственно на 16,2%. В Туркменистане добыча газа в 2005 году возросла на 8% и составила 63 млрд. куб м.
В Казахстане напротив наблюдалось некоторое снижение темпов развития промышленности Основными причинами снижения темпов промышленного роста в Казахстане в 2005 году стали сокращение выпуска продукции в обрабатывающих отраслях (например, в металлургическом комплексе), уменьшение добычи нефти, угля и руды.
По-прежнему основным фактором экономического роста и валового номинального дохода республики является уровень мировых цен на продукцию казахстанского экспорта, что приводит к усилению сырьевой направленности экономики страны.
Поэтому основным приоритетом экономической политики Казахстана становятся модернизация и диверсификация экономики республики, повышение ее конкурентоспособности, развитие перерабатывающего сектора и производств с высокой добавленной стоимостью, обеспечение прорывов для ускоренного экономического роста, освоение и внедрение новых технологий.
Снижение темпов промышленного роста в Казахстане объясняется уменьшением объемов добычи сырьевых ресурсов, а также производства продукции в потребительском секторе экономики. Кроме того, существенно снижены темпы роста в черной металлургии, машиностроении, жилищном строительстве. Сложившаяся ситуация объясняется прежде всего проводимой Правительством Казахстан жесткой налоговой политикой по отношению к крупным промышленным компаниям, повышением цен на транспортировку углеводородного сырья и некоторым снижением цен на мировых рынках металлов[6].
Замедление темпов развития промышленного производства в Кыргызстане объясняется прежде всего наличием нестабильной экономической и политической ситуации в государстве, сложившейся в результате мартовских событий 2005 года, и снижением инвестиционной активности в экономике. Нестабильность в обществе в определенной степени усиливает риски для привлечения капитала. Поэтому проведение грамотной макроэкономической, внутренней и внешней политики в республике станет важным фактором нормализации ситуации в экономике и достижения устойчивых темпов роста в перспективе.
1.2.Формирование и развитие
внешнеэкономических связей Казахстана
В каждом государстве создается в соответствии с его природными, историческими и экономическими условиями комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых отраслей народного хозяйства: промышленности и сельского хозяйства; добывающих и перерабатывающих отраслей; производство средств производства и производство предметов потребления и т.д. Однако это не означает необходимость создания замкнутой экономики в рамках отдельной страны. В современных условиях вне мирового хозяйства не может нормально развиваться ни одно государство, независимо от социально-экономического уклада и уровня развития[7]. Отсюда одной из центральных сфер международного сотрудничества является расширение внешнеэкономических связей различных государств.
Как показывает мировой опыт, экономические реформы, перестройка структуры народного хозяйства внутри одной страны, в первую очередь, диктуются национальными условиями, проблемами и задачами. Но вместе с тем процессы внутренних преобразований не дадут желаемых результатов без удачного и эффективного вхождения в микрохозяйственные связи на основе международного разделения труда[8]. Главная задача внешнеэкономической деятельности Казахстана при экономическом суверенитете и переходе к рынку - это активное участие экономики республики в международном разделении труда с целью совершенствования структуры народного хозяйства, преодоления технологической отсталости и формирования валютных фондов республики, регионов и предприятии[9].
При нахождении Казахстана в составе СССР республика лишь участвовала в экспортных и импортных операциях Союза через посредников в лице МВЭС СССР и внешнеэкономических объединений союзных ведомств, где и оседала валюта.
Во всесоюзном экспорте доля Казахстана по хромитовым рудам составляла - 100%, свинцу и фосфору - 90%, цинку и феррохрому - 70%, зерну (твердой пшенице) - 60%, мясным консервам - 25-30%. Были велики ножницы между низкими отпускными ценами продукции республики в экспортный фонд Союза и высокими экспортными ценами этой продукции при продаже ее за границу. Достаточно отметить, что разница между ними по хромитовой руде составляла - 23 раза, по меди - 16 раз, по ферросплавам - 5 раз. Республика вывозила за свои пределы в основном сырьё, объем экспорта готовой продукции был незначителен. Так, экспорт готовой продукции составлял лишь 10% общего объема вывоза и 1,5% валовой продукции народного хозяйства Казахстана[10].
Объем ввоза по стоимости намного превышал объем вывоза и в результате ножниц цен получалось, что республика больше покупала, нежели продавала. Была неэффективна и структура экспорта по потребителям казахстанской продукции. Только 30% экспортной продукции вывозилось в страны со свободно конвертируемой валютой, а 70% вывозилось в бывшие соцстраны на льготных условиях и по низким ценам. Предприятиям металлургического комплекса, которые давали значительную часть экспортной продукции, оставлялись лишь 30% валютной выручки, и то при условии выполнения госзаказа. А по нефтепродуктам отчисление валюты в фонд республики вообще не производилось.
Для определения основных принципов внешнеэкономической политики, порядка государственного регулирования, а также полномочия государственных органов в области внешнеэкономической деятельности в условиях перехода республики к рыночным отношениям принят закон РК "Об основных принципах внешнеэкономической деятельности"[11].
Внешнеэкономическая деятельность РК охватывает экономические, торговые, валютные, научно-технические, культурные и другие отношения со странами мирового сообщества. Субъектами внешнеэкономической деятельности, независимо от формы собственности, могут быть зарегистрированные в РК в качестве участников внешнеэкономической деятельности юридические лица и граждане Казахстана, иностранные юридические лица и граждане. В условиях становления рыночных отношений реформа внешнеэкономических связей предполагает осуществление следующих мер:
- прямое, устойчивое и долгосрочное соединение производства и внешнеэкономических сфер деятельности, преобразование внешнеэкономического комплекса Республики Казахстан в динамичную, сбалансированную и оптимальную функционирующую систему;
- коммерциализация производства, способствующая его интеграции в мирохозяйственных связях;
- формирование экономики открытого типа по отношению к мировому хозяйству;
- наращивание экспортного потенциала Казахстана и оптимальное включение в различные формы совместного предпринимательства.
В целях обеспечения сбалансированности социально-экономического развития РК на основе развития внешнеэкономических связей государство осуществляет: регистрацию участников внешнеэкономической деятельности; декларирует товары и иные имущества, перемещаемые через государственную границу; устанавливает порядок экспорта и импорта.
Субъекты внешнеэкономической деятельности, независимо от формы собственности, самостоятельно определяют вид, объемы и направления деятельности. Они имеют право открывать счета как в банках РК, так и в иностранных банках. Прибыль субъектов от их деятельности после уплаты налогов остается в полном их распоряжении. При этом они обязаны осуществлять производственную деятельность с соблюдением международных норм и правил, существующих в аналогичных сферах деятельности. Важным моментом является и то, что субъекты внешнеэкономической деятельности должны строго соблюдать природоохранное законодательство и гарантировать безопасное ведение работ и изысканий. Одним из направлении экономической политики Республики Казахстан в период перехода к рынку является либерализация условий внешнеэкономической деятельности в целях преодоления неплатежеспособности республики, улучшения положения Казахстана в системе международного разделения труда, расширения рынков сбыта казахстанских товаров. В этой связи был сделан отход от принципа монополии государства на экспорт товаров, за исключением стратегических товаров топливной, металлургической и химической промышленности. Эти товары будут реализовываться на экспорт через зарубежные торговые дома на ведущих торговых биржах мира. Для оживления внешнеэкономической деятельности республики осуществлен демонтаж количественных ограничений во внешней торговле, суть которого сводится к резкому сокращению квотируемых товаров. Квотируемые товары на внутреннем рынке будут реализовываться на конкурсной основе и на аукционах.
Функции лицензирования переданы Межведомственному лицензионному комитету, который должен осуществлять экспертизу экспортных и импортных контрактов, прежде всего по соответствию их цен мировым и по уровню качества предлагаемых технологий и товаров.
Развитие внешнеэкономических связей требует ускорения разработки перечня инвестиционных проектов с соответствующим технико-экономическим обоснованием (ТЭО) для привлечения иностранных инвесторов и кредиторов. Нужно развивать двусторонние соглашения о взаимной защите инвестиций с основными торговыми партнерами, одновременно присоединиться к действующим международным соглашениям в этой области. Целесообразно, чтобы режим деятельности иностранных инвесторов был стабильным, и вносимые изменения не ухудшали условия для уже действующих инвесторов на период окупаемости их контрактов. Переход Республики Казахстан к рынку и реформирование внешнеэкономической деятельности требует осуществления необходимых мер по созданию предпосылок для вхождения в мировое хозяйственное сообщество[12]. Для этого необходимо:
- создание условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций;
- ускоренно развивать инфраструктуру - транспорт, связь, финансовый рынок, сети банков и современные информационные системы;
- подготовка кадров в области международного права и маркетинга, финансистов, банковских работников и других специалистов внешнеэкономической деятельности;
- разработка и внедрение комплекса законов в сфере внешнеэкономических связей и обеспечение их выполнения и т.д.
Реформа внешнеэкономических связей осуществляется поэтапно. На первом этапе акцент делается на стимулировании воздействия внешнеэкономических связей на ход рыночной реформы и макроэкономическую стабилизацию путем либерализации внешнеэкономической деятельности и расширения экономических связей с другими странами. До 1993 г. вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований товаров. Экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры. Торговля со странами бывшего СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе.
С распадом СССР и СЭВ, являвшихся основной торговой зоной Казахстана, существенно изменилась структура внешней торговли. В республике определены равнозначные направления внешнеэкономического развития - это страны СНГ, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) куда входят Китай, Южная Корея, Япония и другие страны Юго-Восточной Азии, "Азиатское" -Турция, Арабский Восток, "Европейское" - Германия, Швейцария, Англия и др. При этом необходимо облегчить доступ иностранным банкам в экономику Казахстана, ввести более гибкие валютные режимы, больше привлекать иностранный капитал в форме "портфельных инвестиций" под реализацию конкретных национальных проектов.
Информация о работе Внешняя экономика Казахстана на современном этапе