Внешняя торговля России с развитыми странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание

Теоретическая и Практическая части. Международная торговля, её сущность, понятие и значение. Внешняя торговля России на примере нескольких развитых стран, анализ показателей, свежие данные!
Целью данной работы является изучение основных показателей внешней торговли России с развитыми странами, путём анализа собранных статистических данных прошлых лет. Задачи исследования: рассмотреть теоретическую основу международной торговли, её основные показатели, охарактеризовать общие тенденции развития внешней торговли России.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы внешней торговли (4)
§1.1 Основные показатели внешней торговли (8)
§1.2 Общие тенденции развития и динамики внешней торговли России (10)
Глава 2. Внешняя торговля России с развитыми странами (22)
§2.1 Россия – США (22)
§2.2 Россия – Канада (26)
§2.3 Россия – Франция (30)
§2.4 Россия – Япония (34)
Заключение (38)
Список использованной литературы (40)

Работа состоит из  1 файл

курсовая. итоговый вариант.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы внешней торговли (4)

§1.1 Основные показатели внешней торговли (8)

§1.2 Общие тенденции  развития и динамики внешней торговли России (10)

Глава 2. Внешняя торговля России с развитыми странами (22)

§2.1 Россия – США (22)

§2.2 Россия – Канада (26)

§2.3 Россия – Франция (30)

§2.4 Россия – Япония (34)

Заключение (38)

Список использованной литературы (40)

 

 

Введение

 

Одной из самых  важных задач российской экономической  науки является изучение основных процессов  и тенденций, характеризующих внешнеторговые отношения России и стран с развитой рыночной экономикой. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития. Процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику сегодня наиболее актуален. На данный момент Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов, вместе с тем обладая значительными энергетическими ресурсами, высококвалифицированными кадровыми и трудовыми ресурсами, но степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере крайне скромна. Поэтому требует решения целый ряд политических и социально-экономических вопросов. Большим шагом в приобщении к мировой хозяйственной системе стало вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), 22 августа 2012 года, основной целью которой является распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста страны. Однако о последствиях присоединения России пока что нельзя судить однозначно. Данные, представленные руководителями целого ряда отраслевых объединений нашей страны, показывают несостоятельность механизмов защиты производителей и компенсации потерь, практически ни для одной отечественной отрасли реального сектора экономики. Но, несмотря на это, Россия в настоящее время активно борется за улучшение своего положения на международном рынке, и внешняя торговля для России это основной источник средств для поднятия национальной экономики и решения внутренних экономических и социальных проблем.

Целью данной работы является изучение основных показателей внешней торговли России с развитыми странами, путём анализа собранных статистических данных прошлых лет. Задачи исследования: рассмотреть теоретическую основу международной торговли, её основные показатели, охарактеризовать общие тенденции развития внешней торговли России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая основа внешней торговли

 

          Международная торговля является исторически и логически первой формой экономических отношений в мировой экономике. На нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Во-первых, это связано с её большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с её местом в системе международных экономических отношений. 
Международная торговля - это сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Объективной основой межгосударственных экономических отношений является международное разделение труда - специализация отдельных стран в рамках мировой экономики на производстве определенных видов продукции и услуг. Эта специализация диктует необходимость обмена результатами деятельности между различными странами. В экономической литературе выделяют три типа международного разделения труда:

Общее - разделение труда по сферам производства (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и, как следствие, деление стран на сырьевые, аграрные и индустриальные.

Частное - специализация  стран на определенных отраслях производства (например, машиностроение, легкая, пищевая  промышленность и т. д.). Частное международное разделение труда означает широкое развитие межотраслевого обмена.

Единичное - специализация  стран на изготовлении отдельных  агрегатов, машин, деталей, узлов или  технологических стадиях процесса производства. Единичное международное разделение труда означает развитие внутриотраслевой специализации и соответствует высокоразвитым производительным силам. В сторону его развития в настоящее время как раз и переместился центр тяжести внешнеэкономических связей.[1]

Основные причины развития международного разделения труда:

1. природно-климатические  различия, связанные с обеспеченностью  страны полезными ископаемыми,  пахотными землями и т. д.;

2. географическое  положение страны, характеризуемое, прежде всего ее удаленностью от основных транспортных путей и рынков сбыта;

3. различия в  численности населения и занимаемой  территории;

4. особенности  исторического развития (сложившиеся  производственные и внешнеэкономические  традиции). Так, признанным мировым лидером в производстве часов является Швейцария, тканей - Великобритания, изделий из стекла - Италия, чая - Индия, Китай и Цейлон, кофе - Бразилия;

5. уровень экономического  и научно-технического развития  стран. 

В настоящее  время происходит относительное  снижение роли двух первых факторов в связи с созданием новых транспортных средств и особенно – информационных коммуникаций.

В результате углубления международного разделения труда произошло  формирование устойчивых производственно-экономических  связей между отдельными странами, то есть процесс, получивший название интернационализации экономики, проявляющийся в росте взаимозависимости национальных экономик, в выходе воспроизводственного процесса за рамки национальных границ, и во всё большем участии стран в международном разделении труда.[2]

 

Дополнительный  импульс развитию интернационализации  экономики придает научно-технический  прогресс. В настоящее время даже экономически развитые страны не могут  осуществлять эффективное развитие всех отраслей материального производства, науки и техники. Для успешного решения многих проблем современности (например, освоения космоса) требуются значительные материальные затраты и высококвалифицированные научные кадры, что возможно только в результате объединения усилий нескольких стран.[3]

Итак, к началу 20 в. сложилось мировое хозяйство, или, как его теперь чаще называют, мировая экономика, процесс развития которой продолжается и сейчас. Мировая экономика представляет собой совокупность национальных экономик стран и их хозяйственных отношений (то есть международных экономических отношений) друг с другом.

К числу важнейших  форм международных экономических  отношений можно отнести следующие:

1. Торговля товарами. Обмен традиционными товарами  существует тысячелетия. Термин  «торговля» первоначально подразумевал именно такой обмен. Международная торговля товарами представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Она делится на торговлю сырьевыми товарами, машинами и оборудованием, а также потребительскими товарами.

2. Торговля услугами. Это торговля «невидимыми» товарами, неимеющими вещественной формы. Сюда относятся:

а) обмен научно-техническими знаниями. В качестве товара здесь  выступают продукты интеллектуального  труда в форме товарных знаков, патентов, технических знаний и опыта, инжиниринга (т.е. технических услуг) и т. д.;

б) международный  туризм;

в) арендные операции;

г) информационные и рекламные услуги;

д) посреднические и другие виды услуг.

3. Вывоз капитала - движение, или миграция, капитала  через национальные границы.

4. Международная миграция рабочей силы, означающая перемещение, переселение трудоспособного населения по причинам экономического характера.

5. Экономическая  интеграция, означающая создание  единого интернационального хозяйства  на базе переплетения экономик  отдельных государств. Примером экономической интеграции может служить Европейский Союз (ЕС).

6. Международные  валютные отношения. С их помощью  осуществляются все остальные  формы международных экономических  отношений.

Субъектами мирового хозяйства являются государства с их народно -хозяйственными комплексами, транснациональные корпорации (ТНК), многонациональные компании (МНК), региональные интеграционные группировки, международные экономические организации, а также юридические и физические лица.[4]

В настоящее  время в мире насчитывается около 210 государств (члены ООН и Ватикан; государства не признанные участниками ООН; территории с неопределённым статусом) в которых проживает 7 млрд. человек. Согласно официальной версии ООН в мировой экономике выделяют три группы стран:

1. развитые страны  с рыночной экономикой, в которых  проживает «золотой миллиард»  человечества. Сюда входят примерно 25 наиболее развитых в промышленном  отношении стран Северной Америки,  Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского  региона;

2. развивающиеся страны с рыночной экономикой. В эту группу входят более 100 государств, общими чертами которых являются многоукладность экономики, отсталость развития промышленности, сельского хозяйства, социальной инфраструктуры, зависимость в системе мировой экономики и периферийное расположение;

3. страны с  переходной экономикой. К ним  относят бывшие социалистические  страны Европы, страны СНГ, постепенно переходящие в две предыдущие группы стран.

 

§1.1 Основные показатели внешней торговли

 

К основным показателям  международной торговли относятся экспорт и импорт, которые в свою очередь составляют структуру внешней торговли государства.

Экспорт -  вид предпринимательской внешнеторговой деятельности, связанной с получением компанией-резидентом валютной выручки в результате реализации и вывоза своей продукции иностранному партнеру-нерезиденту за пределы страны.[5]

Схема экспортной операции включает:

– подписание контракта  на поставку товаров;

– поставку товаров.

Основными этапами, характеризующими экспортную операцию, являются:

– заключение контракта  с иностранными контрагентами;

– пересечение  товарами границы страны-экспортера;

– получение  платежей экспортером в иностранной  валюте.

Экспорт может  быть двух видов: нерезидентный (когда  предприятие время от времени  экспортирует излишки, предлагая товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы) и активный (с целью расширения экспорта на конкретном рынке).

Кроме того, экспорт  может быть прямой и косвенный. Прямой экспорт осуществляется через экспортный отдел предприятия, находящийся в собственной стране, через сбытовое отделение (филиал) за рубежом, через зарубежных дистрибьюторов или агентов.

Косвенный экспорт  осуществляется путем привлечения  независимых посредников-экспортеров. Благодаря этому предприятие  не несет расходов по созданию собственной сбытовой сети за рубежом и уменьшает риски, связанные с реализацией товаров.

Под импортом понимается вид предпринимательской деятельности резидентов, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг и технологий для последующей реализации на внутреннем рынке.[6]

Импортные операции также бывают двух видов: прямые и  косвенные. При прямом импорте компании-резиденты  покупают товары непосредственно у  зарубежного изготовителя или у  посредника по экспорту за границей. Импортная сделка осуществляется между резидентом (отечественным импортером) и нерезидентом (экспортером) за границей.

При косвенном  импорте российские предприятия (резиденты) покупают товар у компании-посредника, специализирующейся на импортных сделках, которая, в свою очередь, получает товар от зарубежного производителя или компании-экспортера.

Также важной характеристикой  внешнеторговой деятельности государства  является сальдо торгового баланса, т.е. разница между импортом и экспортом за определенный промежуток времени.

 

 

§1.2 Общие тенденции развития внешней  торговли России

 

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России в 2010 г. составил 625,4 млрд. долларов и  увеличился по сравнению с 2009 г. в  стоимостном выражении на 33,3% (в 2009 г. против 2008 г. – спад на 36,2%), в том числе со странами дальнего зарубежья – 534,1 млрд. долларов (прирост на 33,4%), странами СНГ – 91,3 млрд. долларов (прирост на 33,0%).

Увеличение  стоимостных объёмов внешней  торговли в 2010 г. обусловлено существенным ростом экспортных поставок, а также заметным ростом импорта в связи с повышением внутреннего спроса. Темпы роста стоимостных объёмов оборота в отчётном периоде существенно ускорились по сравнению с январём-декабрём 2009 г. в связи с более значительным ростом цен по основным товарным позициям российского вывоза.

Информация о работе Внешняя торговля России с развитыми странами