Внешняя торговля России с развитыми странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание

Теоретическая и Практическая части. Международная торговля, её сущность, понятие и значение. Внешняя торговля России на примере нескольких развитых стран, анализ показателей, свежие данные!
Целью данной работы является изучение основных показателей внешней торговли России с развитыми странами, путём анализа собранных статистических данных прошлых лет. Задачи исследования: рассмотреть теоретическую основу международной торговли, её основные показатели, охарактеризовать общие тенденции развития внешней торговли России.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы внешней торговли (4)
§1.1 Основные показатели внешней торговли (8)
§1.2 Общие тенденции развития и динамики внешней торговли России (10)
Глава 2. Внешняя торговля России с развитыми странами (22)
§2.1 Россия – США (22)
§2.2 Россия – Канада (26)
§2.3 Россия – Франция (30)
§2.4 Россия – Япония (34)
Заключение (38)
Список использованной литературы (40)

Работа состоит из  1 файл

курсовая. итоговый вариант.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

Ввоз металлов и изделий из них снизился на 5,8% до 21,5 млн. долл. США. Эта группа представлена, главным образом, изделиями из черных металлов (13,6 млн. долл. США). В 2008 г. дисбаланс в российско-канадской торговле в абсолютном выражении сократился по сравнению с 2007 г.: положительное сальдо в пользу России составило 451,1 млн. долл. США (831,1 млн. долл. США в 2007 г.). Возрос ввоз в Канаду продукции из черных и цветных металлов, продовольственных товаров, что, в целом, обеспечило этой группе третье место в российском экспорте. Укрепилась тенденция увеличения экспорта машин и оборудования, драгоценных металлов и камней. Значительно сократились поставки нефти и нефтепродуктов из России.

В импорте из Канады в 2008 г. продолжалось увеличение ввоза в Россию машин, оборудования и транспортных средств; их доля в  импорте превысила половину. Продовольственные товары продолжали оставаться одной из ведущих позиций российского импорта из Канады, при этом мясо свиней и субпродукты составляли основную часть продовольственных поставок, значительно возрос импорт рыбы и морепродуктов.

Изделия из пластмасс, лекарственные препараты обеспечивали в течение отчетного периода рост импорта продуктов химической промышленности.

Наибольший  интерес для канадских инвесторов представляет российская горнодобывающая  промышленность, на которую приходится, по оценкам, примерно три четверти всех канадских капиталовложений в экономику России. Другими сферами канадских инвестиций в России, включая проекты на разных стадиях проработки, являются топливно-энергетический комплекс, лесной комплекс, АПК, строительство, гостиничное хозяйство.

Новым направлением российско-канадского экономического взаимодействия является подписание предварительного соглашения между ОАО «Техснабэкспорт» и крупнейшим в мире поставщиком  урана канадской компанией «Камеко» о создании совместного предприятия  для проведения в России, Канаде и третьих странах геологоразведки и разработки урановых месторождений, а также производства урана. Окончательное соглашение по данному вопросу было подписано в конце 2009 г.

 

§2.3 Россия – Франция

 

Франция традиционно  является одним из приоритетных торгово-экономических партнеров России. По данным российской статистики, она занимает 7 место по объему товарооборота среди стран, являющихся основными торговыми партнерами России в Европе, уступая Германии, Нидерландам, Италии, Финляндии, Польше, Великобритании и Швейцарии.

Благоприятная ценовая конъюнктура основных товаров  российского экспорта во Францию  – энергоносителей, цветных и  черных металлов, химических и лесных товаров – повлекла за собой в  последние годы заметное увеличение его объемов.[23]

В то же время, благодаря  повышению реальных доходов населения  и довольно динамичному росту  экономики России, стабильно растет импорт из Франции как потребительских  товаров, так и товаров промышленного  назначения.

 

 

Товарооборот  между Россией и Францией, Таблица 5.[24]

Данные российской статистики, млн. евро

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Товарооборот

4555

5783,9

7496,5

8650,4

11919,3

16441

17453

Экспорт

2659

3464,6

4425

5420,6

6851,5

8681

9332

Импорт

1896

2319,3

3071,4

3233,4

5067,8

7760

8121

Сальдо

+763

+1145,3

+1353,6

+2190,7

+1783,7

+921

+1211

Данные французской  статистики, млн. евро

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Товарооборот

7563

8915

10485

11453

14547

16286

17759

Экспорт

5242

6126

7337

8091

9884

10642

11437

Импорт

2341

2789

3148

3361

4663

5644

6322

Сальдо

+2901

+3337

+4189

+4730

+5221

+4998

+5115


 

В 2008 г. товарооборот составил 17,45 млрд.долл.(на 6% больше по сравнению с показателем 2007г.), в  т.ч. экспорт российских товаров  во Францию  – 9,3 млрд.долл. (на 7% больше), импорт французских товаров в Россию – 8,12 млрд.долл. (на 4,4% больше).

Структура российского  экспорта во Францию является традиционной для нашей торговли с развитыми  странами и сохраняет свою сырьевую направленность.[25] Его основу – порядка 87% – составили в 2008 г. товары топливно-энергетического комплекса, в частности, поставки нефти и продуктов ее перегонки. Поставки продукции химической отрасли (в частности, продукты неорганической химии) сократились по сравнению с 2007 г., составив 4% всей стоимости экспорта, поставки металлопродукции обеспечили 6,9% экспорта, при этом объем поставок черных металлов уступил объему поставок цветных металлов (никеля, алюминия, меди) и изделий из них – 1,8% и 4,3% соответственно; поставки древесины и изделий из нее сократились до 1%. Доля машинно-технических товаров в российском экспорте по-прежнему остается незначительной и не превышает 1%.

Вероятность значительного  увеличения в российском экспорте во Францию доли машинотехнической  продукции маловероятна, учитывая ее низкую конкурентоспособность и насыщенность европейского рынка данной продукцией.

Основной потенциал  для развития российского экспорта заложен в такой форме сотрудничества как промышленная кооперация в области  высоких технологий. Из уже реализующихся  проектов в этой области с участием предприятий двух стран можно назвать проект разработки двигателя для российского регионального самолета (проект «Суперджет» НПО «Сатурн») и организацию производства комплектующих для Аэробуса.

Среди потенциальных  российских предприятий, продукция которых может продаваться во Франции: Чебоксарский завод тяжелых тракторов (тяжелая строительная техника); Объединение «Светлана» (в т.ч., полупроводниковые осветительные приборы); «Яковлевский текстильный холдинг»; «Рязанское химволокно» (вискозное волокно); «Онежский ЛДК» (пиломатериалы); «Волна», Нижегородская обл. (газетная бумага).

В целом интерес  на французском рынке вызывает продукция  химической промышленности, пиломатериалы (поддоны, строительные материалы и  деревянные дома), продукция агропромышленного комплекса (пшеница, свежая и мороженая рыба), комплектующие для авиакосмической промышленности.

В структуре  импорта из Франции  основную долю составляли машины и оборудование, поставки которых увеличились по сравнению с 2007 г. до 41,8%, в т.ч. продукция автопрома составила 9%, бытового приборостроения – 11%; товары химпрома – 30,8%, в т.ч. продукция фармацевтической и парфюмерной отраслей – 15,74%, доля продовольственных товаров сократилась за последний год до 9,4%. Продукция текстильной промышленности обеспечила 6,5% французского экспорта в Россию.[26]

В последнее  время имеет место значительное ослабление позиций Франции в  поставках в Российскую Федерацию  электромеханического оборудования и  автомобилей. Хотя упомянутые сегменты российского рынка значительно увеличивают объемы закупок импортной продукции. Оценивая сильные стороны французского экспорта в Россию, следует отметить стабильно высокий объем поставок и определенный потенциал роста фармацевтических товаров и всего спектра косметической продукции.

Экономическое сотрудничество не сводится только к  торговле. Все большее значение приобретают  совместные проекты в наукоемких сферах. Это, прежде всего, авиакосмическая  область, где российские и французские  предприятия вместе разрабатывают двигатель и другие, комплектующие для российского регионального самолета, а также сотрудничают по запуску спутников. Широкие перспективы открываются в области развития особых экономических зон, с упором на их инновационный потенциал. Достигнута договоренность о совместной реализации проекта по переводу российского телерадиовещания на цифровой формат.

В 2008 г. состоялись заседания рабочих групп Российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам: по авиации, цифровому телерадиовещанию, туризму, транспорту и дорожному хозяйству, вопросам интеллектуальной собственности.

§2.4 Россия – Япония

 

Товарооборот  между Россией и Японией в 2008 г. составил  26,1 млрд.долл. (в 2007 г. – 19,47 млрд.долл.).[27] За последние три года объем торговли товарами и услугами между двумя странами увеличился почти в  2,5 раза. Однако на Японию приходится лишь 2% внешней торговли России, а доля РФ в японской торговле – 1%. Приоритетной сферой торгово-экономического сотрудничества России и Японии является энергетика. С 2006 г. объемы взаимной торговли увеличиваются ежегодно почти на 50%, в 2008 г. товарооборот вырос только на 10%. Япония поставила в 2008 г. в Россию свыше 600 тыс. автомобилей, на долю которых приходится сейчас уже почти 3/4 от общего объема японского экспорта в РФ. Об этом свидетельствуют предварительные данные Министерства финансов Японии, основанные на японской таможенной статистике. В общей сложности в 2008 г. из Японии в Россию был поставлен 617 851 автомобиль, что на 21,7% больше, чем в 2007 г. В стоимостном выражении экспорт вырос на 31,7% до 5,1 млрд.долл. Доля автомобилей в общем объеме японского экспорта в Россию увеличилась за год с 67,9% до 74,4%.

Подавляющее большинство  автомобилей, которые были поставлены из Японии в Россию в 2008 г. легковые – 549220. Свыше половины из них – подержанные (333059), которые ввозятся главным образом на российский Дальний Восток, где они абсолютно доминируют. Что касается новых автомобилей, то данные Министерства финансов  не дают полной картины того, насколько возросло за год число машин с марками японских автогигантов на российских дорогах, поскольку значительная часть из них произведена на заводах за пределами Японии и в японскую таможенную статистику не попадает.

Между тем, из России в Японию за весь 2008 г. было поставлено лишь 14 автомобилей. По всей видимости, покупателями стали малочисленные, но убежденные любители автомобилей российского производства, а также коллекционеры раритетов. В структуре российского экспорта в Японию кардинальных изменений не произошло. Первое место прочно удерживают цветные металлы, доля которых в общем объеме поставок выросла с 28,5% в 2007 г. до 35,4% в 2008 г. И хотя по тоннажу поставки несколько сократились, в стоимостном выражении рост составил 20,6%. Абсолютные лидеры – алюминий и алюминиевые сплавы, их доля в российском экспорте составила 26,1%. Далее следуют энергоресурсы (28,8% российского экспорта), в т.ч. уголь (11,4%), нефть (10,6%) и нефтепродукты (6,8%), а также морепродукты (14,7%) и древесина (13,0%). В связи с высоким уровнем потребления рыбы и морепродуктов на душу населения Япония является не только мировым лидером по добыче, но и одним из ведущих мировых импортеров. При этом статья импорта рыбы и морепродуктов является самой большой в общем продимпорте страны и имеет тенденцию к постоянному росту. Значительная часть импортируемых из Китая и Азии морепродуктов являются российским реэкспортом. Отсутствие действенного механизма контроля над экспортом российских морепродуктов в портах Японии снижает валютную выручку России, ведет к «развалу» рынка, вызывает справедливые нарекания со стороны других экспортеров – фирм Таиланда, Южной Кореи и Китая. Такое резкое снижение на 38% объема экспорта по данной группе товаров, прежде всего, объясняется несоблюдением сроков поставки российскими экспортерами и в результате – срывами контрактов.

Объем продаж российского  угля (коксующегося и энергетического): 2006 г. – 261 млн. долл. (4,8 млн.т.); 2007 г. – 229 млн. долл. (4,4 млн.т.); 2008 г. – 192 млн.долл.(4 млн.т.).[28] Особенностью японского рынка коксующегося угля является ежегодное снижение базисных цен в среднем на 3 долл. за тонну. Это связано со структурными изменениями в японской промышленности, в результате которых ежегодный объем производства стали за последние шесть лет снизился со 120 до 90 млн.т., а также в связи с разработкой и внедрением новых технологий, позволяющих использовать для производства стали более дешевые, слабококсующие угли из Китая, Австралии и Канады.

До 2008 г. основным координатором по закупке в России металлургического угля являлась фирма «Сумитомо», как основной закупщик для «Ниппон Стил». С начала 2008 г. по настоянию «Ниппон Стил» был создан совет по закупке российского угля, состоящий из фирм «Сумитомо», «Нитимен» и «Ниссе Иваи», которые распределили свои обязанности по координации выполнения контрактов поквартально, т. е. каждая из вышеназванных фирм, поочередно, на протяжении трех месяцев занимается отслеживанием выполнения контракта, проводит анализ цен и информирует об этом покупателя («Ниппон Стил»).

В 2008 г. объемы строительства  жилых домов в Японии продолжали снижаться, что привело к значительному  уменьшению объемов потребления  лесопродукции, за исключением технологической  щепы и балансов, используемых для  производства бумаги и картона. Поскольку доля импортной лесопродукции в Японии составляет 80% от годового объема, уменьшение объемов импорта в 2008 г. было беспрецедентным. Спрос на лесопродукцию в том году в Японии составил 92 млн.куб.м., из которых поступило по импорту из России 4,5 млн.куб.м. на 420 млн.долл. Японская госкорпорация по кредитованию домостроения (GHLC) снизила во II полугодии 2008 г. процентную ставку кредита с 2,7% до 2,5%, что является одной из мер правительства по стимулированию отечественной экономики.

Товарная структура  российско-японской торговли значительно  отстает  от соответствующих требований научно-технического прогресса. В частности, в экспорте России доля необработанного, в основном дальневосточного, сырья  превышает 50%, продукции низкой степени переработки - около 40% , тогда как на машины и оборудование приходится менее 1 %. В российском импорте из Японии низка доля современного промышленного оборудования и других средств производства, необходимых для осуществления промышленного производства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие внешнеторговых отношений России с развитыми странами, прежде всего, определяется такими факторами как динамика мировой экономической конъюнктуры, состояние экономик стран, последствия присоединения России к ВТО и взаимодействие с ЕС в едином экономическом пространстве.

Информация о работе Внешняя торговля России с развитыми странами