Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание

Переход экономики России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Одной из важных сфер, которые радикально реформируются, является внешняя торговля. В условиях командной экономики СССР внешняя торговля функционировала в жестких рамках государственной монополии. Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций.

Работа состоит из  1 файл

Внешняя торговля России структура и динамика.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)


1.1. Внешняя торговля России: структура и динамика.

   Переход экономики России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Одной из важных сфер, которые радикально реформируются, является внешняя торговля. В условиях командной экономики СССР внешняя торговля функционировала в жестких рамках государственной монополии. Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций. Отдельное предприятие не имело права ни продавать свою продукцию на мировом рынке, ни распоряжаться заработанной валютой. В этих условиях непосредственные производители не были заинтересованы в международной конкурентоспособности своей продукции и были обособлены от системы мировой торговли. Но при наличии коренных пороков, неповоротливости и бюрократизма государственная монополия внешней торговли обеспечивала учет и контроль движения товаров и валюты через границу.

   Отказ от государственной монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства России свободно выходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах Министерства внешнеэкономических связей на местах (в области, крае, автономной республике). В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях. Однако отказ от государственной монополии внешней торговли породил серьезные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты.[4, стр. 104]

   В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.

   Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройке промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции.

   Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны. В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы. В 1993 г. В России принят Закон «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс, сейчас действует новая редакция кодекса, которую Государственная Дума РФ приняла в 2003 году. Новый кодекс вступил в силу с 1 января 2004г. В Законе «О таможенном тарифе» установлен порядок определения таможенной стоимости товаров, импортируемых в Россию, а также возможные тарифные льготы и порядок их предоставления. Существует 5 методов определения таможенной стоимости импортируемого товара:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) на основе вычитания стоимости (на основе цены единицы товара,

продаваемого в России);

5) на основе сложения стоимости (оценка расходов российского

экспортера товара того же вида). [4, стр. 106]

   Могут быть случаи, когда указанные 5 методов не могут быть использованы. Тогда таможенные органы оценивают стоимость с учетом мировой таможенной практики. Кроме определения таможенной стоимости товара, важным разделом указанного закона является порядок определения страны происхождения товара. В соответствии с Таможенным кодексом РФ, страной происхождения товара считается страна, в которой данный товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

   Если в производстве товаров участвуют две страны и более, то страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки. Если в отношении отдельных товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, особо не оговариваются., то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.

   Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов, пользующихся в России режимом наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Взаимное предоставление РНБ с Россией имеют более 120 стран и Европейский Союз. На товары, происходящие из стран и их союзов, не пользующихся РНБ в торговле с Россией, применяются удвоенные ставки базовых импортных пошлин.

   Специальный режим таможенных пошлин применяется к товарам из развивающихся стран – базовые ставки, уменьшены в 2 раза. В число таких стран входят крупные торговые партнеры России – Китай, Индия. В Импортном таможенном тарифе (ИТТ) России, имеющем трехколонную структуру, базовая ставка ввозной пошлины (вторая колонка ИТТ) применяется к странам, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Первая колонка ИТТ содержит преференциальные ставки, которые в соответствии с мировой практикой Россия представляет развивающимся странам по списку ООН (уменьшенный размер пошлин). Товары из наименее развитых стран (их список включает 47 государств) вообще не облагаются таможенной пошлиной.

   В отличие от установок ВТО, в РФ размер преференциальных пошлин в начале 2004 г. составлял не 50%, а 75% от базовой ставки. Кроме того, указанные выше преференции распространяются только на часть товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Преференции применялись только при ввозе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (чай, кофе, рис, какао, плоды и орехи, каучук и т.д.), натуральных волокон (хлопок, шерсть, шелк), ковров, древесины и некоторых простейших промышленных изделий. При этом списки товаров из указанных стран периодически уточняются.

   С учетом изменений в мировой торговле и во внутреннем экономическом развитии ставки ввозных таможенных пошлин в России изменяются. Например, при так называемой гармонизации Импортно го таможенного тарифа в 2001 г. произошли следующие изменения.

1. Общее снижение ввозных пошлин, при этом их средневзвешенная ставка составила 10—11% вместо сложившейся к 2000 г. Ставке 13-15%.

2. Общая унификация ставок. Вместо действовавших 6 адвалорных ставок сохранились 4 (5, 10, 15 и 20%). Максимальные размеры ставок были сохранены только как исключение для очень немногих товаров – автомобилей (25%), сахара и табачных изделий (30%).

3. Унификация ставок внутри однородных групп товаров.

4. Удешевление импорта продовольствия, в том числе не производимого в России, для поддержания конкурентной среды и покупательной способности населения.

5. Снижение пошлин (при необходимости до нулевых значений) на технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, ряд полуфабрикатов и комплектующих изделий, что должно снизить издержки в промышленности и оживить деловую активность, ускорить реконструкцию, модернизацию и новое строительство промышленных предприятий.[4, стр. 110]

   Кроме тарифных методов, Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров. Нетарифные методы распространяются на все страны, включая страны СНГ.

   Важнейшим шагом на пути формирования цивилизованной внешнеторговой политики являлось принятие в октябре 1995 г. Закона Poccийской Федерации «О регулировании внешнеторговой деятельности». В 2003 году Государственной Думой РФ был принят ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он является правовой основой внешнеторговой политики России. Целями этого Закона провозглашаются защита экономического суверенитета России, стимулирование развития экономики, обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику. В законе также определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России. Следует отметить, что одним из принципов является приоритет экономических мер государственного регулирования внешней торговли. Внешнеторговая политика России осуществляетсяможенно-тарифными и нетарифными методами. Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются. В Законе также определены активные меры по содействию развитию внешнеторговой деятельности.

   В целях стимулирования роста экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешней торговли, в том числе путем осуществления федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

 

 

 

 

1.2. Место России на мировом рынке товаров и услуг.

Значение внешней торговли товарами для России подчеркивается тем обстоятельством, что ее динамика уже с 90-х гг. отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. Во внешней торговле с 1993 г. наблюдался устойчивый рост по внешнеторговому обороту, экспорту и импорту, внешнеторговому сальдо. Осложнялся этот процесс влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Для развивающихся экономик характерны две крайние модели развития:

1) импортозамещение;

2) первоочередное развитие экспортных производств.

На основе первой модели создавались экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Для России эти модели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика прошла процесс индустриализации и обладает значительным научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным, а не только природным потенциалом.

Создание импортозамещающих производств актуально для создания конкурентной среды на внутреннем рынке и для защиты отечественного производства. Для завоевания позиций на мировом рынке основным направлением должно стать развитие экспортных производств на базе глубокой переработки сырья, поддержки экспортного потенциала в топливно-энергетическом, военно-промышленном комплексах, в других наукоемких отраслях.

С 1992 по 1997 г. наблюдался непрерывный рост внешнеторгового оборота с 96,6 до 161,0 млрд. долл. и импорта с 43,0 до 72,0 млрд. долл. (табл. 10.1). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997-1998 гг. цен на нефть - главный экспортный товар России - привел к спаду внешнеторгового оборота, экспорта и импорта. Изменение ситуации на мировом рынке нефти в 1999-2004 гг., когда цены на нее возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличивать объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо (максимальный объем которого - 87,2 млрд. долл. - был достигнут в 2004 г.).

                                                                                                   Таблица 1

Год

Внешнеторговый оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

1992

96,6

53,6

43,0

10,6

1993

104,0

59,7

44,3

15,4

1994

118,3

67,8

50,5

17,3

1995

145,5

82,9

62,6

20,3

1996

158,6

90,6

68,0

22,6

1997

161,0

89,0

72,0

17,0

1998

132,9

74,9

58,0

16,9

1999

115,2

75,7

39,5

36,2

2000

150,4

105,5

44,9

60,6

2001

156,4

103,0

53,4

49,6

2002

151,8

105,8

46,0

59,8

2003

212,0

135,9

76,1

59,8

2004

276,8

182,0

94,8

87,2


Объем внешней торговли в России в текущих ценах (млрд. долл.) [1, стр. 111]

В условиях высокой внешней задолженности положительное сальдо внешней торговли способствовало накоплению иностранной валюты, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведению Россией более самостоятельной экономической политики.

Во внешнеторговых отношениях выделяются два крупных политико-географических сектора внешней торговли России: страны СНГ, или «ближнее зарубежье», и «дальнее зарубежье». Их выделение связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании. Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой, страны СНГ занимают второе место. Третья группа внешнеторговых партнеров России - государства Центральной и Восточной Европы, бывшие члены СЭВ. В последние годы растет объем торговли с развивающимися странами. Главные партнеры здесь - Турция, Южная Корея, Индия, Китай. В то же время до минимума сократилась торговля с такими бывшими членами СЭВ, как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.

Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако она не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалам России.

Она является следствием спада производства и неконкурентоспособности многих российских товаров.

В экспорте России преобладают сырая нефть, природный газ и нефтепродукты. Удельный вес этой группы традиционно превышал 40%, а в настоящее время при высоких ценах на нефть составляет около 50% стоимости экспорта. Его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен на энергоресурсы.

Второе место в экспорте России занимают металлы. Экспортные поставки металлов, в первую очередь проката, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российского металла - в том, что в США и ряде других стран против российского проката ведется антидемпинговая кампания, угрожающая российским поставщикам квотированием и антидемпинговыми пошлинами. Россия - один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех - никеля, почти монополист по экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.

Экспорт драгоценных камней осуществляется по соглашению с алмазным монополистом - фирмой «Де Бирс». Эта корпорация обязалась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год.

Машины, оборудование и транспортные средства занимают очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети его направляется в страны СНГ. Это самое слабое звено российского экспорта, отражающее как неконкурентоспособность российского машиностроения, так и недостатки государственной промышленной политики, «пороки» конверсии военно-промышленного комплекса. Рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения потеряны, идет борьба за рынки Китая и ряда развивающихся стран.

Информация о работе Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг