Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:41, контрольная работа
Переход экономики России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Одной из важных сфер, которые радикально реформируются, является внешняя торговля. В условиях командной экономики СССР внешняя торговля функционировала в жестких рамках государственной монополии. Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций.
В торговле оружием Россия конкурирует с США, Францией и другими странами. С начала 2000-х гг. Россия занимала на мировом рынке вооружений и военной техники третье место после США и Великобритании. В 2004 г. поставки вооружений и военной техники из России составляют около 6 млрд. долл. Заключены перспективные контракты со странами Юго-Восточной Азии, прежде всего с Индией. [1, стр. 112]
В импорте неизменно преобладает товарная группа «Машины оборудование и транспортные средства» (31-36%). Это вообще характерно для импорта развитых стран. Однако товарная структура данной группы за последние годы изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли легковые автомобили, бытовая техника, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышленности России оказались неконкурентоспособными, за исключением отечественного автомобилестроения, которое держится благодаря протекционистским мерам.
Финансовый кризис августа 1998 г. привел к определенному вытеснению импортной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных инвестиций. Это произошло в молочной, масложировой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности, производстве соков, безалкогольных напитков и т. д., нередко под традиционными российскими марками.
Следует заметить, что ориентация России во внешней торговле на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны. Хотя России и предоставили статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции.
Россия на рынке услуг представлена слабо. В этом направлении наиболее перспективными представляются рынки туристических и транспортных услуг.
Быстрый рост международных поездок граждан России происходит со второй половины 80-х гг. Международный туризм в Российской Федерации стал более динамичным, но даже в лучшие для международного туризма годы поток российских туристов не составлял и 1% мирового потока.
В 2002 г., по данным Госкомстата РФ, число граждан России, в качестве туристов выезжавших за рубеж, впервые превысило 5 млн. человек. При этом россияне больше всего посещали Турцию, Польшу, Китай, Украину, Египет, Испанию, Германию, Италию. Первые места, которые занимают Турция, Китай, Украина, Польша, связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах. Финансовый кризис 1998 г. резко сократил выездной туризм в страны СНГ.
Во въездном туризме в России лидируют Польша, Финляндия, Китай, Германия и США. Экспорт туристических услуг требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные отели, в том числе и принадлежащие известным международным фирмам («Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон»), сохраняется нехватка гостиниц, обеспечивающих привычный уровень комфорта и сервиса для иностранных туристов.
Несоответствие в соотношении цены и качества в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге, впечатление о России как о стране криминала - все это сдерясивает рост въездного туризма, несмотря на богатейшие туристские ресурсы.
Транспортные пути России включены в общую мировую транспортную систему, и Россия участвует в международном рынке транспортных услуг. Огромная территория России обусловила преобладание железных дорог, а также исключительную роль трубопроводов. Железные дороги и магистральные трубопроводы России остаются в государственной собственности, тогда как морской, речной, автомобильный и авиационный транспорт акционирован и приватизирован. Исключительное значение приобретают в этих условиях тарифная политика, привлечение инвестиций и поиски оптимального сочетания государственного управления и рыночного регулирования.
В России не применяются протекционистские методы в отношении национальных перевозчиков. При прочих равных условиях российский перевозчик проигрывает иностранному из-за более высоких налогов и длительных административных и таможенных процедур.
Из всех видов транспорта, задействованных в экспорте транспортных услуг, в наиболее сложном положении оказался морской флот России. Распад СССР повлек раздел флота и оттеснил Россию от портов на Черном и Балтийском морях. Около 80% танкеров отошли Латвии и Азербайджану, 70% контейнеровозов - Украине и Литве, причем новые владельцы не в состоянии эффективно их использовать. Происходят старение и сокращение флота, а новые суда зачастую регистрируются за рубежом, поскольку построены под долгосрочные залоговые кредиты иностранных банков. Растущая часть морских перевозок России обслуживается иностранными судами.
Внутренний водный транспорт наращивает международные перевозки, используя свои преимущества, так как иностранные суда на внутренние водные пути России не допускаются.
Развитие транспортного комплекса России предполагается по следующим направлениям:
1) рост конкурентоспособности российских перевозок;
2) создание путей для транспортировки российских товаров на мировой рынок, минуя порты стран Балтии, а частично и территорию Украины, с целью уменьшения расходов на транзит;
3) использование преимуществ географического положения России для организации транзитных транспортных коридоров Восток - Запад, Север - Юг.
Использование транзитного положения России связано прежде всего с Транссибирской магистралью, которая имеет выходы в Азии на транспортные системы Китая, Монголии, Кореи, а через Европейскую территорию России и Белоруссию - в страны Западной Европы. Транзит по железным дорогам России с Востока в Европу сокращает время и стоимость доставки грузов по сравнению с морским путем вокруг Азии. Российские железные дороги представляют собой один из трансконтинентальных мостов по перевозке грузов контейнерами без промежуточных складских операций. Помимо платы за транзит, Россия выигрывает от полной загрузки и реконструкции Транссиба, по которому уже сейчас можно перевозить до 500 тыс. контейнеров в год.
Проект транспортного коридора Север - Юг разрабатывается Россией в сотрудничестве с Индией, Ираном и другими государствами Южной Азии и Персидского залива. В нем должны быть задействованы автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт. Значительная часть коридора обеспечивается существующей российской инфраструктурой, но проект потребует создания новых портов и паромной переправы на Каспии, более современных типов судов - контейнеровозов. Только для обустройства портов и паромной переправы нужно 2,5-3 млрд. долл. инвестиций.
В 2001 г. начались регулярные полеты по кроссполярным маршрутам, соединяющим США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии над сухопутной частью России и Северным Ледовитым океаном.
Развивается трубопроводный транспорт. К числу осуществляемых транзитных проектов относится строительство нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана. Разработан вариант экспорта нефти Тимано-Печерской провинции «Балтийские трубопроводные системы». Проект позволит сократить расходы на транспортировку нефти в Европу, в том числе за счет экономии платы за транзит через порты стран Балтии. Для осуществления проекта часть средств выделяется из бюджета, но необходимы и коммерческие кредиты, включая иностранные. Существуют крупные проекты прокладки магистральных газопроводов: «Ямал - Европа» через территорию Белоруссии и Польши, «Голубой поток» - по дну Черного моря в Турцию.
На международном рынке технологий значительного места Россия не занимает. Господствующее положение здесь имеют развитые страны - США, Западная Европа, Япония, возрастает роль новых индустриальных стран, Китая, Индии.[1, стр. 113]
В 90-е гг. научно-технические исследования в России оказались в очень тяжелом положении, но с 1999 г. положение в области НИОКР начинает меняться к лучшему, увеличиваются бюджетные ассигнования, средства организаций предпринимательского сектора и других источников составляют уже до 50% финансирования. В марте 2002 г. были приняты документы, определяющие государственную научно-техническую политику на ближайшие 10 лет: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники на период до 2010 года».
На мировом рынке высоких технологий Россия сохраняет конкурентоспособность по целому ряду направлений. Прежде всего, это относится к производству и услугам в ракетно-космической промышленности и наукоемким отраслям оборонно-промышленного комплекса, включая участие в международных космических программах и экспорте вооружений. В России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции в таких отраслях, как оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.
Российская торговля технологиями с зарубежными странами имеет тенденцию к некоторому росту, но в целом остается скромной. К концу 90-х гг. по стоимости импорт в этой сфере превышал экспорт в 7 раз. Если экспортные соглашения реализуются преимущественно в сфере науки и научного обслуживания, то в импорте преобладают лицензии и инжиниринговые услуги, применяемые в промышленности. Роялти и лицензированные платежи в экспорте услуг не достигают 100 млн. долл. В этой диспропорции отражаются низкий внутренний спрос на инновации и недостаток средств на доведение изобретений и открытий до производства.
Прочие виды услуг, помимо перечисленных, на мировом рынке неконкурентоспособны. Полная либерализация рынков услуг в соответствии с требованиями ВТО способна поставить под вопрос сохранение нашей банковской системы, страховых и других аналогичных институтов, так как их конкурентоспособность значительно ниже западных. Утрата российского суверенитета над рынком СМИ, информационно-
Тесты.
2. Международные экономические отношения включают:
А) международное движение рабочей силы,
Б) национальные рынки стран,
В) международные авиалинии,
Г) международную торговлю товарами и услугами,
Д) международные валютно-кредитные отношения,
Е) политические процессы, происходящие в определенных странах,
Ж) международное движение капиталов.
Правильный ответ: А, Г, Д, Ж, В.
3. ТНК – это:
а) корпорация, действующая в нескольких отраслях;
б) крупнейшая национальная фирма;
в) корпорация, головная компания которой имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности.
Правильный ответ в), так как ТНК это корпорация имеющая свои подразделения в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности.
3. Задача
На основании статей, приведенных в таблице, составьте платежный баланс страны «Дельта», классифицирую каждую из операций как кредит или дебет.
Операции | Оценка, млн ден. ед. |
Экспорт нефти | 6 |
Импорт зерна | 5 |
Экспорт оборудования | 2 |
Доходы от туризма иностранцев в «Дельте» | 6 |
Денежные переводы иностранцам из «Дельты» | 2 |
Покупка акций частных корпораций Франции | 6 |
Покупка золота у иностранных граждан | 1 |
Платежный баланс - соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц). В платежном балансе находят стоимостное выражение все внешнеэкономические операции страны.
Платежный баланс страны.
Дебет | |
Импорт зерна | 5 |
Доходы от туризма иностранцев в «Дельте» | 6 |
Денежные переводы иностранцам из «Дельты» | 2 |
Покупка золота у иностранных граждан | 1 |
Итого по дебету:
| |
Кредит | |
Экспорт нефти | 6 |
Экспорт оборудования | 2 |
Покупка акций частных корпораций Франции | 6 |
Итого по кредиту: |