Возникновение и направления государственной поддержки, льготные кредитные налогообложения, размещение государственных заказов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:19, реферат

Описание

В любой современной стране государство играет весьма важную роль в функционировании и развитии национальной экономики. На сегодня практически невозможно представить себе не зависимую от государства рыночную экономику.
Ученые, занимающиеся проблемами государственного регулирования экономики, подходят к данному явлению, как правило, c двух позиций. Одна группа исследователей рассматривает государственное регулирование как систему мер, то есть как явление и определяют государственное регулирование экономики следующим образом: «Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны».
Другая группа ученых рассматривает государственное регулирование экономики как процесс и отмечает, что процесс государственного регулирования состоит из комплекса мер по обеспечению законов, вводимых государственными органами для поощрения или ограничения экономической деятельности путем установления цен, назначения стандартов и условий входа в отрасль.

Работа состоит из  1 файл

КООП и АПИ доклад.docx

— 23.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Нижегородской области

 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

 

Нижегородский государственный  инженерно-экономический институт

ГБОУ ВПО НГИЭИ

 

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра: «Экономика и статистика»

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «КООП и  АПИ в АПК»

 

Тема: «Возникновение и направления государственной поддержки, льготные кредитные налогообложения, размещение государственных заказов»

 

 

 

Выполнил:

студентк 3-го курса

группы 10-ЭО-3

С. В. Сапожников

Проверил:

преподаватель

А. А. Качутова

 

 

 

 

 

Княгинино

2012

В любой современной стране государство играет весьма важную роль в функционировании и развитии национальной экономики. На сегодня практически  невозможно представить себе не зависимую  от государства рыночную экономику.

Ученые, занимающиеся проблемами государственного регулирования экономики, подходят к данному явлению, как  правило, c двух позиций. Одна группа исследователей рассматривает государственное регулирование как систему мер, то есть как явление и определяют государственное регулирование экономики следующим образом: «Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны».

Другая группа ученых рассматривает  государственное регулирование  экономики как процесс и отмечает, что процесс государственного регулирования  состоит из комплекса мер по обеспечению  законов, вводимых государственными органами для поощрения или ограничения  экономической деятельности путем  установления цен, назначения стандартов и условий входа в отрасль.

В истории развития мировой  цивилизации были разные подходы  к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм, неокейнсианство.

Основной экономической  школой в период позднего средневековья  была школа меркантилизма. Меркантилизм - воззрение, имевшее место среди  французских экономистов XVIII века, суть которого состояла в том, что государство  должно играть активную роль в экономической  жизни страны в целях содействия богатству страны и короля.

Сторонники меркантилизма  провозглашали необходимость активного  вмешательства государства в  экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны - количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его  собственности, разрешать споры, иными  словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить  самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное заключалось в том, что  для всех субъектов хозяйственной  деятельности должны быть гарантированы  основные экономические свободы, а  именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода  торговли.

Кейнсианская концепция получила распространение в 30-е годы XX века после экономического кризиса в США. При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

Однако в 70-е годы условия  воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Трансформация модели государственного регулирования заключалась в  отказе от воздействия на воспроизводство  через спрос и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. В соответствии с этой теорией государство должно «обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства».

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие  налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Пoэтому сторонники невмешательства в экономику предложили осуществление антиинфляционных мероприятий (на базе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Согласно неоклассической  теории монетаристов государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен.

Неокейнсианцы - сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

Нельзя сомневаться в  том, что такая множественность  теоретических воззрений на роль государства в экономике обусловлена, прежде всего, отсутствием целостного концептуального представления  о происходящих в экономической  жизни явлениях, преобладанием эмпирического  подхода к выработке научных  обобщений экономических процессов.

Объективная возможность  государственного регулирования экономики  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость  реализации государственного регулирования  экономики заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

Следует подчеркнуть, что  государственное регулирование  распространяется в той или иной степени на все отрасли народного  хозяйства. Весьма значимую роль оно  играет в развитии именно аграрного  сектора по ряду объективных и  субъективных причин.

Государственное регулирование  аграрной сферы имеет глубокие исторические корни. В России государственная  поддержка сельского хозяйства  появилась еще при проведении реформ 1861г. Финансирование аграрных преобразований проходило по нескольким направлениям: на содержание землеустроительных организаций, на помощь крестьянам при землеустройстве, льготное кредитование. Так, для крестьян при переходе на новые формы землепользования выдавались долгосрочные беспроцентные  ссуды на приобретение сельскохозяйственного  инвентаря и семян, строительство, развитие кустарной промышленности, отдавался «безусловный приоритет  сельскому хозяйству за счет всего  общества».

На протяжении более чем  столетней истории регулирование  аграрной экономики осуществлялось как административными, так и  экономическими мерами. При этом, как  правило, в историческом аспекте  эти методы сменяли поочередно друг друга, но преимущество отдавалось административным методам.

Ярким примером административных методов регулирования, на наш взгляд, можно считать политику «военного  коммунизма» в период гражданской  войны и военной интервенции 1918- 1920 гг. Характерной особенностью «военного  коммунизма» было внеэкономическое принуждение. Важнейшей особенностью «военного коммунизма» была ставка на прямой продуктообмен.

Одна из наиболее характерных  черт «Военного коммунизма» - продразверстка - обязательная сдача государству  крестьянами по развёрстке всех излишков продовольствия по твёрдой цене. Данная политика характеризовалась натурализацией хозяйства, свёртыванием товарооборота, уменьшением роли и значения денег, кредита, финансов.

Катастрофическое положение  сельского хозяйства, ставшее результатом  политики «военного коммунизма»  заставило правительство ненадолго  ослабить административный нажим и  задействовать ряд экономических  рычагов регулирования экономики.

Самый ранний пример попытки  экономического регулирования аграрной сферы в ХХ веке является провозглашение НЭПа в 1921 году. Система продразверстки была заменена натуральным налогом, а затем (с 1923 г.) - денежным налогом. Отказ от системы продразверстки и установление посильного для хозяйств натурального налога, возможность использования излишков произведенной продукции, введение договорно-арендной формы приписки советских хозяйств, децентрализация управления и расширение прав заведующих хозяйствами - все это создавало реальную основу для быстрого подъема совхозной экономики.

В целом же следует отметить, что НЭП характеризовался острыми  противоречиями, отсутствием целостности  подходов к управлению и решительной  схваткой между экономическими и  административными методами. К 30-м  годам ХХ века новая экономическая  политика была свернута и усилены  меры административного регулирования  экономики.

На следующем историческом этапе предпочтение было отдано административным методам. Спустя десять лет после  введения НЭПа начался процесс «коллективизации». Объединение крестьянства в систему коллективных хозяйств под контролем государства имело своей целью обеспечение ресурсов для быстрого экономического роста. В процессе коллективизации образовывались два типа хозяйств: колхозы и совхозы. В кооперативах (колхозах) крестьяне должны были поставлять государству фиксированный объем продуктов; оплата же производилась в зависимости от трудового вклада каждого (количества «трудодней»). Закупочные цены, установленные государством, были крайне низкими, тогда как требуемые поставки - высокими, иногда превышающими весь урожай.

Следующим историческим этапом развития сельского хозяйства в  нашей стране принято считать  «хрущевскую оттепель». В этот период административный нажим на сельскохозяйственные предприятия был несколько ослаблен путем изменений критериев планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхозы  получали только обязательные задания  по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Они впервые могли решать сами, как использовать собственные ресурсы и организовать производство.

Государство с помощью  бюджетных средств, особенно в 80-е  гг. стремилось поднять финансовое, экономическое и социальное положение  сельского хозяйства, обеспечить его  стабильное развитие и отчасти решить продовольственную проблему страны.

Однако применение только методов административного регулирования  не дало ожидаемых результатов и, начиная с середины 80-х годов, прошлого столетия, государство стало  принимать решения в области  поддержки сельского хозяйства, опираясь преимущественно на экономические  методы. В частности, был принят Закон  «Об общих началах предпринимательства  в СССР». Проведена реорганизация  банковской системы, созданы коммерческие и кооперативные банки, расширилось  привлечение в экономику иностранных  инвестиций. Появились фермерские и  частные крестьянские хозяйства.

Аграрная реформа, проводимая с начала 90-х гг., должна была решить несколько задач, в том числе:

·в экономической области - формирование эффективного устойчивого  агропромышленного производства, обеспечивающего  в рыночных условиях более высокие  показатели уровня и эффективности  производства, удовлетворяющие потребности  страны в продуктах питания и  сельскохозяйственном сырье при  безусловном обеспечении продовольственной  безопасности государства;

·в социальной сфере - создать  условия для комплексного обустройства деревни и сельского развития, преодолеть разрыв в уровне жизни  сельского и городского населения;

·в области экологии - обеспечить производство экологически чистого продовольствия.

Вместе с тем, приняв курс на рыночные преобразования, государство  полностью самоустранилось от регулирования  экономических процессов в сельском хозяйстве, и, как следствие, начатые  в начале 90 - х годов прошлого столетия реформы привели к довольно плачевным результатам: это и катастрофическое снижение объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства, и гиперинфляция, и резкое увеличение внешнего и внутреннего долга страны, и падение уровня жизни населения и т.д.

Важными формами государственного регулирования АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов. Участие государства  в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем выделения бюджетных ссуд, установления льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении  льготных процентных ставок за пользование  кредитами, предоставления государственных  гарантий в погашении кредитов банков, компенсации потерь банков в связи  с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Информация о работе Возникновение и направления государственной поддержки, льготные кредитные налогообложения, размещение государственных заказов