Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:34, контрольная работа
Цель работы - отразить главные тенденции в изменении мировой экономической мысли в зависимости от смены экономических формаций.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть методологические аспекты концепции развития общества;
2. проследить этапы зарождения и развития экономики по мере смены экономических формаций;
3. рассмотреть современные направления и школы экономической теории с учетом глобальных проблем современности;
4. рассмотреть взаимодействие истории экономики с другими дисциплинами.
Введение
1. Краткая характеристика концепции развития человеческого общества: методологические аспекты
2. Возникновение и основные этапы развития экономики
3. Современные направления и школы экономической теории
4. Связь истории экономики с другими дисциплинами
Заключение
Список используемой литературы
4. Связь истории экономики с другими дисциплинами
Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и тесной взаимосвязи.
Экономика(греч. букв.) –искусство ведения домашнего хозяйства. Под экономикой понимается:
совокупность производственных отношений, экономический базис общества;
народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства и отрасли.
образует основу всех других общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;
отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическим положением, участием в международном разделении труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями.
В то же время экономика характеризуется теснейшей связью с политикой и, наоборот, общественно-политический фактор воздействует на экономику.
Цивилизация(от латинского civilis) – гражданский, государственный;
1) Синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры.
2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современная цивилизация).
3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Понятие «цивилизация» появилось в XVII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим.
Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.
В концепции О. Шпенглера, цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А.Тойнби насчитывал более 26 цивилизаций, независимых друг от друга.
Культура(от латинского cultika – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных или духовных ценностях.
Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).
История(от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.
Для исторической науки главным является изучение конкретной истории общества. При этом она опирается на факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализ связей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.
Истинная наука требует тщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу факторов, без единого исключения.
Теоретическое обобщение, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки.
Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет к искажению процесса познания истории общества.
Отрасли исторической науки: политическая история, экономическая история и т.д.
Историзм– принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.
Экономическая история является важным предметом изучения, а экономическая культура – это один из важнейших критериев развития цивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической истории цивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные этапы развития экономики. Выделение этих этапов строилось на основе одного из классических подходов к периодизации истории общества на основе выделения общественно-экономических формаций, но с учетом современного системного подхода к изучению исторических процессов человечества.
Как было показано в работе, зарождение экономических идей происходит в древности, как и философских, политических идей и концепций. В основном, экономические учения этого периода находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.
В экономических учениях феодального общества рассматривается способ производства, усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений. Многие экономические идеи явились отражением идей сословий. Одним из значительных экономических учений данного периода является меркантилизм.
Развитие экономическая мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий. Основными экономическими учениями конца XVII начала XIX века были концепции знаменитых ученых. В этот же период были созданы произведения классиков политической экономии Адама Смита и Давида Рикардо. Одним из известных экономических учений стал марксизм. Наряду с марксизмом в европейской экономике шло развитие: новой исторической школы, «социального направления», «неоклассицизма». Основные направления экономической мысли в 20 веке современные авторы объединяют в два основных течения. Это теории «регулируемого капитала» и теории «свободы предпринимательства» (неоклассицизм).
Таким образом, в эволюции экономической мысли можно перечислить множество различных концепций и направлений. Все они пытались и пытаются разрешить проблемы, которые вставали перед обществом на конкретном историческом промежутке времени. Авторы, представители направлений, пытались найти пути урегулирования общественно-экономических кризисов, современниками которых они были. От описательного метода экономическая мысль постепенно подошла к поиску и формированию движущих сил экономических законов.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, развитие экономической науки – это непрерывный процесс, но его анализ возможен только по истечении времени (смена двух-трех поколений минимум), так как на анализ конкретной ситуации влияет идеологический менталитет общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бартенев, С.А. История экономических учений /С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2002.- 456 с.
2. Ермишин, П.Г. Основы экономической теории /П.Г. Ермишин.- М.: Наука, 2000. - 100 с.
3. История экономических учений(современный этап) /Под ред. Худокормова А.Г. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 367 с.
4. Кеннет, Гэлбрейт Джон Новое индустриальное общество /Дж.Г. Кеннет.- М.: АСТ, 2004.- 356 с.
5. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли /Е.М. Майбурд.- М.: Вита-Пресс, 1996.- 489 с.
6. Мамедов, О.Ю.. Регенерация экономической системы в России: специфика и тенденции /О.Ю. Мамедов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. -2007.- Т. 5. -№ 1.- С. 59-68.
7. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 тт. .- М.: Мысль, 2004.
8. Потапова, И.С. История экономических учений /И.С. Потапова. - М.: МГИУ, 2005.- 378 с.
9. Фролова, Т.А. История экономических учений /Т.А. Фролова.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.- 435 с.
10. Ядгаров, Я.С. История экономических учений /Я.С. Ядгаров. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 567 с.
Информация о работе Возникновение и развитие истории экономики и ее связь с другими дисциплинами