Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 08:23, курсовая работа
Разработка эффективной экономической политики, направленной на обуздание инфляции, неизменно ставит вопрос о том, существует ли альтернатива монетаризму в виде частичного государственного вмешательства в экономику. Сторонники решающего значения инфляции издержек для российской экономики утверждают в многочисленных дискуссиях, что наиболее предпочтителен путь вмешательства государства. Однако глубокое понимание теории инфляции издержек не содержит в своем арсенале ни одного аргумента в пользу регулируемой экономики. Следовательно, остается выбор только в пользу монетаризма, поскольку государственное регулирование вернет инфляцию в скрытое состояние, которое было характерно для российской экономики дореформенных времен.
Введение
1. Анализ сущности инфляции, её причины.
1.1. Из истории инфляции и инфляционных процессов
1.2 . Современное определение понятия инфляция
1.3. Причины возникновения инфляции
2. Типы инфляции
2.1. Основные типы инфляции
2.2. Другие классификации инфляции
2.3. Инфляция за рубежом
3. Теория инфляционных кризисов Дж. М. Кейнса
3.1. Новая экономическая теория
3.2. Инфляция по Кейнсу
3.3. Регулирование инфляции государством
3.4. Прочие теории инфляционного процесса
4. Инфляция - кризис Российской экономики
Заключение
Список литературы
В экономической литературе выделяют следующие причины инфляции:
1) Увеличение производственных издержек. Речь идет о повышении роста цен на сырье, промежуточные товары, об опережающем росте заработной платы по сравнению с производительностью труда, об издержках финансового характера. При наличии любой из перечисленных причин предприниматель постарается заложить это повышение в себестоимость продукции с целью обеспечения прибылей. Однако это возможно, когда остальные предприниматели, отмечая аналогичное повышение издержек, следуют такой же линии поведения. В противном случае конкуренция является препятствием для повышения цен, которое намеревается осуществить одно предприятие. Такую же роль будет играть конкуренция продукции иностранного производства.
2) Избыток спроса. Между предложением и спросом может возникнуть расхождение. В тех случаях, когда спрос превышает объем производства (например, в результате проведения экспансионистской кредитно-денежной или бюджетно-налоговой политики), продавцы могут увеличивать цены без риска способствовать понижению спроса или обращению спроса к продукции других производителей. Единственным ограничением в повышении цен может оказаться существование конкуренции со стороны продукции иностранного производства. В тех областях, где такой конкуренции не наблюдается (жилищный фонд, услуги), повышение цен может быть существенным.
3) Монопольное ценообразование, ведущее к росту монопольных прибылей и инфляции прибылей.
Все эти причины отмечаются кейнсианской школой и ещё будут рассмотрены мною далее. Монетаристская модель распространения инфляции ищет ее корни в излишке образования денежной массы.
4) Излишек в образовании денежной массы.
Обратимся к уравнению количественной теории денег:
М х V=Р х V
Темповая запись этого уравнения выглядит следующим образом:
М,% х V,%=Р,% х V,%
где: М - масса денег,
V - скорость обращения денег,
Р х V - показатель дохода нации,
М,% - прирост денежного предложения в %,
V,% - прирост скорости обращения денег в %,
Р,% - прирост цен в %,
М,% - прирост объема производства в %.
Из уравнения количественной
теории видно, что для того, чтобы
обеспечить такое равновесие, надо,
чтобы масса денег
2.1 Основные типы инфляции
На макроэкономическом уровне обычно рассматриваются три типа инфляции: классический, рыночный и дисбалансовый.
Классический тип инфляции основан на изменении объемов денежной массы, находящейся в обращении: переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с потребностями в действительных деньгах - золоте) выпуска их. Известны два подварианта инфляции этого классического типа: фискальная и кредитная инфляция.
Фискальная инфляция отражает фискальную политику государства, т.е. его деятельность в области: налогообложения; государственных расходов и государственного бюджета.
Цель фискальной политики - обеспечить занятость населения и решить экономические проблемы страны. Она выступает как часть экономической политики государства, поэтому оказывает значительное влияние на совокупный спрос. Правительственные расходы могут, например, быть в виде: строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т.д. характерной чертой всех этих операций служит то обстоятельство, что потребителем здесь выступает само государство. Причем все закупки, производимые государством, разделяются на два вида:
Совокупный спрос необходимо
учитывать необходимость
Сокращение государственных расходов может привести к сокращению совокупных расходов и равновесного уровня внутреннего национального продукта. Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным, или множительным, эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение внутреннего национального продукта в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственные расходы могут оказывать воздействие в мультипликационном эффекте либо на сокращение, либо на рост внутреннего национального продукта в периоды подъемов и спадов, превращаясь в довольно мощный и сильный инструмент регулирования национальной экономики.
Рыночный тип инфляции, в отличие от предыдущего, называемого классическим, связан с временными отклонениями масс товаров различного рода от их объективно необходимых, оптимальных пропорций безотносительно количества денег в обращении. С этой точки зрения инфляция- это повышение общего уровня цен и обесценивание денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным предложением (покрытием), т.е. инфляция может быть результатом сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Выражается она в обесценении денег по отношению к золоту, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.
Дисбалансовый тип инфляции вызывается хроническими диспропорциями на макро- и микроуровне как проявление циклического характера развития экономики. Инфляцию такого рода можно рассматривать как универсальное явление экономической жизни современного общества. Изучению ее причин посвятил некоторые свои труды по политэкономии английский историк и экономист Дэвид Юм (1711-1776).
Классификация инфляции возможна и на основе других критериев: социально - экономических условий, типа денежной системы страны, факторов и степени инфляционных процессов. Наибольшее распространение получила классификация процесса инфляции по степени его интенсивности. Темп нарастания инфляции меняет ее характер; границы между различными видами инфляции достаточно условны и подвижны:
-нормальная инфляция - темпы растут медленно, примерно 3-3,5% в год; масштаб инфляции поддается контролю;
-умеренная инфляция (ползучая)- темпы достигают до 10% в год; такая инфляция признается относительно безвредной и вполне соответствующей нормальному экономическому развитию в целом; масштабы ее не приводят к непредвиденным нарушениям, особенно в распределении национального дохода между различными социальными группами;
-галопирующая инфляция- характеризуется ростом цен от 20 до 200% в год; в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и процесс экономического развития;
-гиперинфляция- начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного периода времени- полугодия или более; за год цены повышаются не менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из оборота, уступая место товарному бартеру. Расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии населения, причем даже наиболее обеспеченных слоев. Социально- экономические издержки требуют принятия мер для обуздания самой инфляции. Роль самих денег в этих условиях сильно падает, население переходит на другие, гораздо менее эффективные формы расчета. Появляются параллельные валюты, в том числе иностранные, а также квазиденьги (талоны, карточки и т.п.).
Характерные черты проявления гиперинфляции:
-разрушение нормальных экономических отношений;
-производители
и потребители избавляются от
денег, вкладывая их в
-взаиморасчеты принимают бартерный характер;
-сворачивается производство, и накапливаются товары в расчете на их удорожание;
-растет спекулятивная деятельность;
-обесцениваются накопления целого поколения людей.
С позиции темпа роста цен, т.е. с точки зрения количественного критерия, вышеприведенная классификация может быть дополнена другим критерием: соотносительностью роста цен по различным товарным группам. При этом инфляция может быть:
-сбалансированной - цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Импульс повышения цен, идущий от поставщиков сырья к конечной продукции, отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации;
-несбалансированной, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного изделия. Этот вид инфляции для бизнесменов таит в себе большую опасность по следующим причинам:
- отсутствие прогноза на будущее снижает уверенность в том, что товарные группы- лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через год;
- невозможность рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования; промышленность развиваться в таких условиях не может;
- преимущество отдается стихийным, несбалансированным скачкам относительных цен как в отраслевом, так и территориальном аспектах.
В соответствии с критерием ожидаемости или предсказуемости инфляция также подразделяется на две группы: ожидаемую и неожидаемую.
Ожидаемая инфляция- та, которая прогнозируется на какой- либо период времени, предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является прямым результатом действий правительства. Примером может служить прогноз роста цен, подготовленный правительством Российской Федерации в декабре 1991г. на предстоящий 1992год.
Неожиданная (непредсказуемая) инфляция - характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения.
Также в экономике выделяют следующие типы инфляции:
Структурная инфляция- это теоретическая трактовка инфляции, рассматривающая ее как динамический процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, не эластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен в сторону их снижения. Данный вид инфляции характерен для развивающихся стран. Структурная инфляция- это вариант инфляции спроса или инфляции издержек, вызываемой неравномерным спросом или давлением со стороны издержек в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки и др.
Из-за невозможности определения первопричины появления инфляции бывает трудно провести границу между инфляцией, вызванной ростом издержек производства, и инфляцией спроса.
Инфляция спроса зарплаты - удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы в рыночной экономике может инициировать инфляцию.
Для российской инфляции показатель «рост заработной платы» существенной роли не играет, поскольку она имела весьма низкий стабильный уровень. И только в 1992г. положение с заработной платой изменилось в результате раскручивания спирали «цена- зарплата».
Инфляция прибылей - промышленные предприятия и другие субъекты хозяйственных отношений получают сверхприбыли, что ведет к повышению цен, не возмещенному потребителю ростом качества товаров. В этих условиях неизбежно возникает неконтролируемый гигантский рост инфляционных прибылей.
Информация о работе Возникновение и развитие теории инфляции в экономической науке