Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:02, реферат
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли
Всемирная
торговая организация:
основные цели и нормы
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Основная
задача ВТО - содействие беспрепятственной
международной торговле, не допуская
при этом злоупотреблений и
Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются сообществом стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают значительные дебаты и споры. В связи с этим, одна из основных функций ВТО заключается в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах.
«Уругвайский
раунд переговоров поможет
Третьим важным аспектом работы ВТО является урегулирование споров. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Соглашения и контракты, включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО, часто нуждаются в последующем толковании. Лучше всего решать спорные вопросы в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, включен пункт о правилах урегулирования споров [2, 56].
В
1948 году Генеральным соглашением
по тарифам и торговле (ГАТТ) были
установлены правила
Система "многосторонней" торговли принята в ВТО. Большинство государств, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют "многосторонней", а не "глобальной" или «всемирной». В контексте деятельности ВТО слово "многосторонний" используется в противоположность операциям на региональном уровне или на уровне небольшой группы государств.
В таком значении термин "многосторонний" не используется в других областях международных отношений, где "многостороннее" соглашение о безопасности может заключаться на региональном уровне.
На их базе вскоре возникла неофициальная, существующая де-факто международная организация, которую тоже называли ГАТТ. Структура ГАТТ формировалась в ходе нескольких раундов переговоров.
ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств, чем в ГАТТ, но и более широкими масштабами той деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами и услугами, а также защиту прав интеллектуальной собственности. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе переговоров и решения разногласий.
Юридически
система ВТО зафиксирована
Функции и роль ВТО
Основной функцией ВТО
является выполнение Соглашения о создании
ВТО, а также многосторонних торговых
соглашений, обязательных для членов ВТО.
Иными словами, ВТО - это форум для переговоров
между ее членами по вопросам многосторонних
торговых отношений, где переговоры ведутся
как по вопросам соглашений, составляющих
часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений.
Указанные особенности позволяют характеризовать
ВТО как многостороннюю торговую систему.
Такая система создает для производства
и предпринимательства атмосферу стабильности
и предсказуемости, которая является необходимым
условием для развития международной
торговли на условиях справедливой конкуренции.
Существование международной торговой
системы способствует увеличению объемов
торговли и инвестиций, что связано с созданием
новых рабочих мест и экономическим развитием
участвующих в ВТО стран.
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках
недискриминационной торговой системы,
где каждая страна получает гарантии справедливого
и последовательного отношения к ее экспорту
на рынках других стран, обязуясь обеспечивать
такие же условия для импорта на свой собственный
рынок. В выполнении обязательств развивающимися
странами предусмотрена сравнительно
большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены
в многосторонних торговых соглашениях,
которые затрагивают торговлю товарами
и услугами, а также торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности, разрешение
споров и механизм обзора торговой политики.
ВТО постановило множество правил и соглашений
по процедурам, регулирующих разрешение
споров, что в свою очередь предусматривает
создание системы, в которой страны могли
бы урегулировать свои разногласия в ходе
консультаций.
Также одной из задач ВТО является механизм
обзора торговой политики, который заключается
в усилении прозрачности, в разъяснении
торговой политики тех или иных стран,
и в оценке последствий ее проведения.
Основным преимуществом для стран-членов
ВТО является понижение стоимости жизни
за счет снижения протекционистских торговых
барьеров. За 50 лет существования организации
было проведено восемь раундов переговоров,
и на данный момент торговые барьеры во
всем мире ниже, чем они были когда-либо
за всю историю современной торговли.
В результате снижения торговых барьеров
дешевеют не только готовые импортируемые
товары и услуги, но и отечественная продукция,
в производстве которой используются
импортные компоненты.
ВТО поощряет конкуренцию и понижает торговые
барьеры, в результате чего потребители
выигрывают.
За счет происходящего товарообмена происходит
увеличение рынка товаров и услуг в каждой
стране.
Кроме того, в результате более активного
товарообмена развиваются новые технологии,
как это произошло, к примеру, с мобильной
связью.
Увеличение экспорта отечественной продукции
также повышает доходы производителей,
налоговые поступления в казну и, следовательно,
доходы и благосостояние населения в целом.
Все эти факторы приводят к повышению
как государственных, так и личных доходов,
развитие торговли в свою очередь ведет
в долгосрочной перспективе к повышению
занятости, особенно в экспортных отраслях
экономики, позволяют повысить эффективность
внешнеэкономической деятельности государства
за счет, прежде всего, упрощения системы
таможенных пошлин и других торговых барьеров.
Нельзя отрицать и политические выгоды,
создаваемые деятельностью ВТО, а именно
у правительства появляется больше возможностей
защищать себя от действий лоббистских
групп, так как торговая политика осуществляется
в интересах экономики в целом, возрастают
возможности борьбы с коррупцией за счет
распределения квот среди чиновников.
Таким образом, организации ВТО в првую
очередь максимально узаконивает международное
торговое сотрудничество, ставит страны
в максимально равные условия, разоешаеет
возникающие конфликты.
Можно отметить, что влияние ВТО носит
скорее положительный характер для стран-членов
ВТО, потому что обеспечивает их всем необходимым.
С другой стороны, в условиях тесной взаимосвязи
на международной арене нынешних экономических
отношений, очень вероятно возникновения
экономических кризисов или определенного
рода нарушений баланса в той или иной
сфере торговли.
Основные
этапы вступительного
процесса РК в ВТО
Процесс вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) начался 26 января 1996 года с подачи в Секретариат ВТО официального заявления о вступлении Казахстана в ВТО.
В феврале 1996 года Казахстану присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО.
Одновременно с этим была создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО (далее Рабочая группа), в состав которой в настоящее время входят 39 стран-членов ВТО (таблица 2).
Все основные торговые партнеры Казахстана, выразившие желание обсуждать условия и обязательства республики при вступлении в ВТО, вошли в Рабочую группу.
Председателем
Рабочей группы является Веса Химанен,
Посол Финляндии в ООН и других международных
организациях в Женеве.
Таблица 2 - Состав Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО
|
Примечание: * - страны, вступившие в двусторонние переговоры; ** - страны, подписавшие Протокол о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг с Казахстаном
За период с 1996 по 2003 год в Секретариат ВТО направлен большой объем информационных материалов и обязательных документов в соответствии с условиями вступления в ВТО.
Таким образом, в 2003 году Казахстан завершил информационный период процесса присоединения к ВТО и вступил в активную фазу переговорного процесса со странами–членами Рабочей группы по определению условий членства в ВТО.
Правительство Республики Казахстан ведет переговоры на многостороннем и двустороннем уровнях по четырем основным направлениям:
-
Переговоры по системным
-
Переговоры по вопросам
-
Переговоры по доступу на
-
Переговоры по доступу на
I.
Переговоры по системным
II.
Переговоры по вопросам
III.
Двусторонние переговоры по
IV.
Двусторонние переговоры по
На сегодня подписаны Протокола о завершении двусторонних переговоров по доступу на казахстанский рынок товаров и услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО с 20 странами-членами ВТО.
Основой
для многосторонних переговоров
в настоящее время является проект
Доклада Рабочей группы - итоговый
документ, обобщающий ход рассмотрения
Рабочей группой
Всего за период с 1996 года по настоящее время Казахстан провел 10 заседаний Рабочей группы в Женеве (Швейцарская Конфедерация):
1. 19-20 марта 1997 года
2. 9 октября 1997 года
3. 9 октября 1998 года
4. 12-13 июля 2001 года
5. 13 декабря 2002 года
6. 4 марта 2004 года
7. 3 ноября 2004 года
8. 7 июня 2005 года
9. 1 ноября 2006 года
10. 17 июля 2008 года
В 10 заседании рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, включающей 40 стран-членов ВТО, приняли участие представители Европейского Союза, США, Саудовской Аравии, Швейцарии, Индии, Кыргызстана, Эквадора, Парагвая и др.
В
ходе заседания казахстанская
Кроме
того, члены Рабочей группы были
ознакомлены с изменениями, внесенными
в Уголовный кодекс и Кодекс об
административных правонарушениях
в целях ужесточения
Представители ряда государств-членов рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, включая Европейский Союз, США, Кыргызстан, Эквадор и Швейцарию, в своих выступлениях в ходе заседания высказались в поддержку скорейшего вступления Казахстана в ВТО.
Информация о работе Всемирная торговая организация: основные цели и нормы