Всемирная торговая организация: основные цели и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:02, реферат

Описание

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли

Работа состоит из  1 файл

Всемирная торговая организация.docx

— 32.07 Кб (Скачать документ)

     Всемирная торговая организация: основные цели и нормы 

     Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации  на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

     Основная  задача ВТО - содействие беспрепятственной  международной торговле, не допуская при этом злоупотреблений и отрицательных  последствий. Во многих случаях это  означает устранение барьеров, препятствующих торговле. Это также означает, что  отдельные предприниматели, предприятия, ведомственные организации должны быть хорошо знакомы с нормами  международной торговли, и уверены  в том, что эти нормы не изменятся  резко и без предупреждения. Иными словами, правила и нормы должны быть совершенно ясными, а их применение - последовательным.

     Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются  сообществом стран, участвующих  во внешнеторговых отношениях, они  часто вызывают значительные дебаты и споры. В связи с этим, одна из основных функций ВТО заключается  в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах.

     «Уругвайский  раунд переговоров поможет укрепить международную экономику, расширить  торговлю, инвестиции, занятость, повысить благосостояние народов мира». (Декларация министров стран-участниц «уругвайского» раунда переговоров Марракеш Апрель 1994г. )

     Третьим важным аспектом работы ВТО является урегулирование споров. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Соглашения и  контракты, включая те из них, которые  были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО, часто нуждаются в последующем  толковании. Лучше всего решать спорные  вопросы в установленном ВТО  порядке, основанном на взаимно согласованной  юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, включен  пункт о правилах урегулирования споров [2, 56].

     В 1948 году Генеральным соглашением  по тарифам и торговле (ГАТТ) были установлены правила организации  торговли.

     Система "многосторонней" торговли принята  в ВТО. Большинство государств, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют "многосторонней", а не "глобальной" или «всемирной». В контексте деятельности ВТО слово "многосторонний" используется в противоположность операциям на региональном уровне или на уровне небольшой группы государств.

     В таком значении термин "многосторонний" не используется в других областях международных отношений, где "многостороннее" соглашение о безопасности может  заключаться на региональном уровне.

     На  их базе вскоре возникла неофициальная, существующая де-факто международная  организация, которую тоже называли ГАТТ. Структура ГАТТ формировалась  в ходе нескольких раундов переговоров.

     ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что  в ней представлено больше государств, чем в ГАТТ, но и более широкими масштабами той деятельности, в которой  она задействована. ГАТТ действовало  исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами и услугами, а также защиту прав интеллектуальной собственности. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения  между странами в процессе переговоров  и решения разногласий.

     Юридически  система ВТО зафиксирована Соглашением  об учреждении ВТО, известным также  как Марракешское соглашение, и 4 приложениями к этому соглашению, каждое из которых включает в себя международно-правовые договоренности по отдельным вопросам международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО содержит 29 соглашений, 17 из них и связанные с ними правовые документы, включены в Приложения 1, 2 и 3 (именуемые Многосторонние Торговые Соглашения), составляют неотъемлемую часть данного Соглашения и являются обязательными для всех членов ВТО. Остальные Соглашения и связанные с ними правовые документы, включены в Приложения 4 (именуемые «Торговые Соглашения с Ограниченным числом участников») являются обязательными для членов ВТО, которые их приняли и не создают обязательств для членов, которые их не приняли. Все соглашения определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли.  

     Функции и роль ВТО 

      
Основной функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - это форум для переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений.  
Указанные особенности позволяют характеризовать ВТО как многостороннюю торговую систему. Такая система создает для производства и предпринимательства атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объемов торговли и инвестиций, что связано с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих в ВТО стран.  
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрена сравнительно большая гибкость и свобода действий.  
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.  
ВТО постановило множество правил и соглашений по процедурам, регулирующих разрешение споров, что в свою очередь предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций.  
Также одной из задач ВТО является механизм обзора торговой политики, который заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения.  
Основным преимуществом для стран-членов ВТО является понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.  
В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.  
ВТО поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают.  
За счет происходящего товарообмена происходит увеличение рынка товаров и услуг в каждой стране.  
Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.  
Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.  
Все эти факторы приводят к повышению как государственных, так и личных доходов, развитие торговли в свою очередь ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики, позволяют повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров.  
Нельзя отрицать и политические выгоды, создаваемые деятельностью ВТО, а именно у правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом, возрастают возможности борьбы с коррупцией за счет распределения квот среди чиновников.  
Таким образом, организации ВТО в првую очередь максимально узаконивает международное торговое сотрудничество, ставит страны в максимально равные условия, разоешаеет возникающие конфликты.  
Можно отметить, что влияние ВТО носит скорее положительный характер для стран-членов ВТО, потому что обеспечивает их всем необходимым. С другой стороны, в условиях тесной взаимосвязи на международной арене нынешних экономических отношений, очень вероятно возникновения экономических кризисов или определенного рода нарушений баланса в той или иной сфере торговли. 
 

     Основные  этапы вступительного процесса РК в ВТО 

     Процесс вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) начался 26 января 1996 года с подачи в Секретариат ВТО официального заявления о вступлении Казахстана в ВТО.

     В феврале 1996 года Казахстану присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО.

     Одновременно  с этим была создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО (далее  Рабочая группа), в состав которой  в настоящее время входят 39 стран-членов ВТО (таблица 2).

     Все основные торговые партнеры Казахстана, выразившие желание обсуждать условия  и обязательства республики при  вступлении в ВТО, вошли в Рабочую  группу.

     Председателем Рабочей группы является Веса Химанен, Посол Финляндии в ООН и других международных организациях в Женеве.  
 
 

     Таблица 2 - Состав Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО

1 Армения 14 Канада* 27 Панама
2 Австралия* 15 Китай** 28 Парагвай
3 Бразилия* 16 Колумбия 29 Республика  Корея**
4 Болгария** 17 Куба** 30 Сальвадор
5 Гватемала 18 Кыргызская Республика** 31 США*
6 Грузия** 19 Малайзия* 32 Япония**
7 Гондурас** 20 Мексика** 33 Тайвань
8 Доминиканская Республика** 21 Молдова 34 Таиланд
9 Европейский Союз* 22 Монголия* 35 Турция**
10 Египет** 23 Новая Зеландия 36 Швейцария**
11 Израиль** 24 Норвегия ** 37 Шри -Ланка
12 Индия 25 Оман** 38 Хорватия
13 Индонезия 26 Пакистан** 39 Ямайка

     Примечание: * - страны, вступившие в двусторонние переговоры; ** - страны, подписавшие  Протокол о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок  товаров и услуг с Казахстаном 

     За  период с 1996 по 2003 год в Секретариат  ВТО направлен большой объем  информационных материалов и обязательных документов в соответствии с условиями  вступления в ВТО.

     Таким образом, в 2003 году Казахстан завершил информационный период процесса присоединения  к ВТО и вступил в активную фазу переговорного процесса со странами–членами Рабочей группы по определению условий  членства в ВТО.

     Правительство Республики Казахстан ведет переговоры на многостороннем и двустороннем уровнях  по четырем основным направлениям:

     - Переговоры по системным вопросам.

     - Переговоры по вопросам сельского  хозяйства. 

     - Переговоры по доступу на рынок  товаров.

     - Переговоры по доступу на рынок  услуг. 

     I. Переговоры по системным вопросам  проводятся в рамках заседаний  Рабочей группы с участием  всех заинтересованных стран-членов  ВТО с целью рассмотрения внешнеторгового  режима и внешнеторгового законодательства  Казахстана на предмет их соответствия  многосторонним торговым соглашениям  ВТО, а также определения мер,  необходимых для гармонизации  национального законодательства  с нормами и правилами ВТО.

     II. Переговоры по вопросам сельского  хозяйства проводятся в рамках  специальных многосторонних переговоров  по мерам внутренней поддержки  и объемам экспортного субсидирования  сельского хозяйства и являются  наиболее сложными практически  для всех вступающих стран,  в том числе и для Казахстана.

     III. Двусторонние переговоры по доступу  на рынок товаров включают  определение и согласование со  странами-членами ВТО максимальных  уровней связывания импортных  таможенных пошлин, по которым  Казахстан получит право их  применения после присоединения  к ВТО.

     IV. Двусторонние переговоры по доступу  на рынок услуг проводятся  с целью согласования условий доступа иностранных поставщиков услуг на казахстанский рынок.

     На  сегодня подписаны Протокола  о завершении двусторонних переговоров  по доступу на казахстанский рынок  товаров и услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО с 20 странами-членами  ВТО.

     Основой для многосторонних переговоров  в настоящее время является проект Доклада Рабочей группы - итоговый документ, обобщающий ход рассмотрения Рабочей группой внешнеторгового  режима Казахстана и содержащий конкретные условия членства Казахстана в ВТО.

     Всего за период с 1996 года по настоящее время  Казахстан провел 10 заседаний Рабочей  группы в Женеве (Швейцарская Конфедерация):

     1. 19-20 марта 1997 года

     2. 9 октября 1997 года

     3. 9 октября 1998 года

     4. 12-13 июля 2001 года

     5. 13 декабря 2002 года

     6. 4 марта 2004 года

     7. 3 ноября 2004 года

     8. 7 июня 2005 года

     9. 1 ноября 2006 года

     10. 17 июля 2008 года

     В 10 заседании рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, включающей 40 стран-членов ВТО, приняли участие представители  Европейского Союза, США, Саудовской Аравии, Швейцарии, Индии, Кыргызстана, Эквадора, Парагвая и др.

     В ходе заседания казахстанская сторона  ознакомила членов рабочей группы с  изменениями в казахстанском  законодательстве в области валютного  и технического регулирования, таможенного  администрирования, санитарного и  ветеринарного контроля, защиты прав интеллектуальной собственности, которые  внесены в целях приведения казахстанского законодательства в соответствие с  положениями соглашений ВТО. В частности, было отмечено упрощение процедур оформления паспорта сделки и отмена требований лицензирования валютных операций. В  области технического регулирования  представитель казахстанской стороны  проинформировал о принятии 3 законодательных  актов и 17 технических регламентов  в области безопасности химической продукции, машин и оборудования, игрушек, окружающей среды, строительных материалов, а также требований к  эксплуатации автомобильных дорог.

     Кроме того, члены Рабочей группы были ознакомлены с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях  в целях ужесточения ответственности  за нарушение прав интеллектуальной собственности.

     Представители ряда государств-членов рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, включая  Европейский Союз, США, Кыргызстан, Эквадор и Швейцарию, в своих  выступлениях в ходе заседания высказались  в поддержку скорейшего вступления Казахстана в ВТО.

Информация о работе Всемирная торговая организация: основные цели и нормы