Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:36, реферат
В первом случае под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению (изучению, выявление запасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов), во втором – деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, от
ТЕМА
1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Понятие
природопользование в современной
науке применяется как в
В первом случае под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению (изучению, выявление запасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов), во втором – деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям (геологоразведка, отрасли добывающей промышленности, сельское, лесное, водное хозяйство, туризм и др.).
Воздействие общества на природу может осуществляться путем целенаправленного, сознательного использования элементов и сил природы, то есть как трудовой процесс в ходе которого природные вещества преобразуются в необходимый продукт. Однако возможно и косвенное, случайное воздействие человека на природные системы, причиняющее им зачастую колоссальный вред (техногенные аварии, разрушение озонового слоя). Поэтому под природопользованием в широком смысле этого понятия подразумевают как непосредственное, так и косвенное воздействие человека на окружающую природную среду в результате всей его антропогенной деятельности, которое может быть как сознательным, так и стихийным, как целенаправленным, так и случайным.
Такое
представление о
Природопользование в широком смысле понимается сейчас как особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
Проблемы природопользования исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке общественных и естественных наук.
Естественные науки – это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят своей целью раскрытие сущности явлений природы, познаний общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение, экология.
Общественные науки (философия, история, социология, экономика) также интенсивно исследуют проблемы взаимодействия природы и общества.
Исследование
единого объекта –
Экономика природопользования – отраслевое направление в экономической науке, исследующее социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.
Предметом изучения данной дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, то есть эколого-экономические отношения. Развиваясь и совершенствуясь они обуславливают формирование в обществе рационального природопользования.
Задачами
рационального
Основной категорией дисциплины является эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономической системой понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе.
Основными методами исследования экономики природопользования являются:
Функции эколого-экономических исследований:
Выполнение этих функций выдвигает перед экономикой природопользования такие задачи, как:
Главной задачей курса Экономика природопользования является формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике.
Знания
в области экономики
Одной
из главных задач эколого-экономического
образования привить будущему руководителю
понимание того, что любое хозяйственное
решение отражается на состоянии окружающей
среды и поэтому решать производственные
вопросы надо комплексно, сопоставляя
производственный эффект с экологическими
последствиями.
1.2. Особенности взаимодействия общества и природной среды
Проблема
взаимоотношений природы и
Влияние природного фактора на становление общества, на человека в древности рассматривали упрощенно, механистически. Так, древнегреческий ученый-материалист, реформатор античной медицины Гиппократ полагал, что природная среда непосредственно влияет на особенности организма и характер человека, отдельного народа. Однако история не подтвердила таких оценок особенностей отдельных народов и их прямой зависимости от природно-климатических условий жизнедеятельности.
Взаимосвязь развития производства и природной среды непрямая и диалектически противоречивая. С одной стороны богатые природные ресурсы, доступность и относительная легкость их освоения могут способствовать быстрому росту производства материальных благ (США), с другой стороны не стимулируют собственную активность человека, не делают развитие его естественной необходимостью (многие страны Африки, Латинской Америки). Скудные природные ресурсы, загрязненная окружающая среда воздействуют на развитие производительных сил общества аналогичным образом: с одной стороны могут способствовать совершенствованию техники и технологии, давая толчок дальнейшему развитию производства (Япония), с другой стороны могут препятствовать нормальному функционированию производительных сил (Украина, Беларусь).
Если рассматривать взаимоотношения общества и природы с исторических позиций, то можно выделить следующие основные этапы в зависимости от уровня развития материального производства, и прежде всего средств труда:
Первый
этап, названный учеными
Второй этап – новокаменный век (неолит), наступление которого условно датируют временем около 10 тыс. лет назад, знаменуется появлением земледелия и скотоводства, переходом от присваивающих форм хозяйства к производящей экономике. Развитие производственной деятельности усилило степень воздействия человека на природу: интенсивно вырубались леса, строились ирригационные сооружения, каналы и др. Главной формой взаимодействия человека с природой оставалась сельскохозяйственная деятельность, зависящая от природной среды.
Третий этап связан с промышленным переворотом на рубеже 18-19 в.в., ознаменовавшим переход от ремесленного производства к промышленному, от малопроизводительного ручного труда – к машинному. Промышленное производство значительно усилило воздействие человека на природу. Отношения между обществом и природой во многих странах мира стали приобретать критический характер.
Четвертый этап связан с научно-техническими революциями второй половины 20 в., охватившей все сферы жизни человека и все регионы мира. НТР ознаменовался появлением принципиально новых способов получения сырья и энергии, средств производства, выпуском новой продукции. Подъем науки и техники привел к неоправданной расточительности при эксплуатации природных ресурсов и как следствие к сокращению пахотных земель и ухудшению их качественных характеристик, истощению богатейших залежей угля, нефти, газа, уничтожению лесов, истреблению многих видов животных и растений, опустыниванию, растущему дефициту пресной воды, интенсивному загрязнению атмосферы. Дальнейшее неконтролируемое и неуправляемое развитие такой деятельности людей таит в себе опасность глобальной экологической катастрофы.
Экологически негативные явления, связанные с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды в той или иной степени проявились во всем мире. Но если в странах с развитой экономикой решение этой проблемы в основном связано с ограниченностью сырьевой базы и поиском путей интенсификации природопользования, то у нас наиболее остро стоит проблема создания действенного хозяйственного механизма, способствующего снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, а также воспитанию бережного отношения к природе.