Введение в экономику природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:36, реферат

Описание

В первом случае под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению (изучению, выявление запасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов), во втором – деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, от

Работа состоит из  1 файл

реферат на тему Введение в экономику природопользования.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 

   
    1. Предмет, методология и  задачи курса «Экономика природопользования»

      Понятие природопользование в современной  науке применяется как в широком, так и в узком смысле этого  слова.

      В первом случае под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению (изучению, выявление запасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов), во втором – деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям (геологоразведка, отрасли добывающей промышленности, сельское, лесное, водное хозяйство, туризм и др.).

      Воздействие общества на природу может осуществляться путем целенаправленного, сознательного использования элементов и сил природы, то есть как трудовой процесс в ходе которого природные вещества преобразуются в необходимый продукт. Однако возможно и косвенное, случайное воздействие человека на природные системы, причиняющее им зачастую колоссальный вред (техногенные аварии, разрушение озонового слоя). Поэтому под природопользованием в широком смысле этого понятия подразумевают как непосредственное, так и косвенное воздействие человека на окружающую природную среду в результате всей его антропогенной деятельности, которое может быть как сознательным, так и стихийным, как целенаправленным, так и случайным.

      Такое представление о природопользовании сложилось не сразу. Первоначально  оно отождествлялось с ресурсопотреблением – использованием природных ресурсов в хозяйственных целях. Рост производства и нагрузок на природу привел к конфликтам между природопользователями и населением в целом, что породило необходимость целенаправленных мер по охране природных факторов жизни людей. Таким образом, развитие природопользования исторически шло от использования нужных свойств природы к их охране, затем воспроизводству и далее к улучшению и совершенствованию.

      Природопользование  в широком смысле понимается сейчас как  особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.

      Проблемы  природопользования исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке общественных и естественных наук.

      Естественные  науки – это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят своей целью раскрытие сущности явлений природы, познаний общих  законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение, экология.

      Общественные  науки (философия, история, социология, экономика) также интенсивно исследуют проблемы взаимодействия природы и общества.

      Исследование  единого объекта – природопользования – привело постепенно к синтезу  двух научных направлений: экологии и экономики в экономику природопользования.

      Экономика природопользования – отраслевое направление в экономической науке, исследующее социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.

      Предметом изучения данной дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, то есть эколого-экономические отношения. Развиваясь и совершенствуясь они обуславливают формирование в обществе рационального природопользования.

      Задачами  рационального природопользования являются:

  1. удовлетворение потребностей общества в естественных ресурсах, создании условий для их расширенного воспроизводства;
  2. повышение продуктивности природной среды;
  3. эффективное, комплексное использование невозобновимых богатств природы, предотвращение их потерь;
  4. максимально возможное сохранение экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду;
  5. сведение к минимуму возможного ущерба здоровью людей.

      Основной  категорией дисциплины является эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономической системой понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе.

      Основными методами исследования экономики природопользования являются:

  1. диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, через возникновение и разрешение противоречий.
  2. исторический метод, позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества.
  3. системный метод, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, то есть совокупности внутренних связей и отношений.
  4. нормативный метод, заключающийся в определении объективных границ допустимых антропогенных нагрузок на природу (ПДК, ПДВ, нормативы отходов, ресурсопотребления, экономической эффективности экологических затрат).
  5. экономико-математическое моделирование, заключающийся в разработке экономико-математических моделей, позволяющих рационально распределять ограниченные ресурсы, определять затраты в природопользовании, экономические оценки природных ресурсов, экономический ущерб от загрязнения природной среды (линейное программирование, балансовые методы, оптимизационные модели и др.)
  6. картографические методы, позволяющие наглядно давать оценку природным ресурсам (размещение, запасы, продуктивность), прогнозировать природные явления в регионах, определять природоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохранение и воспроизводство природных ресурсов.
  7. космические методы (космическая съемка) значительно расширяют информацию о Земле, позволяют вести наблюдение за глобальными природными процессами.
  8. метод районирования

      Функции эколого-экономических  исследований:

  1. направляющая (обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации);
  2. координирующая (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества);
  3. стимулирующая (активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом).

      Выполнение  этих функций выдвигает перед  экономикой природопользования такие  задачи, как:

  1. разработка стратегических направлений ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства;
  2. формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности;
  3. исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования;
  4. совершенствование организационных основ управления природопользованием;
  5. разработка экономического механизма охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных рычагов;
  6. теоретическое обоснование и выработка методических подходов к определению экономических показателей природоохранной деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду;
  7. установление путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводство, усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях сокращения вредного воздействия на окружающую среду.

      Главной задачей курса Экономика природопользования является формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике.

      Знания  в области экономики природопользования помогут будущим специалистам осуществлять необходимые расчеты по экономической оценке природных ресурсов, определению размеров экологических платежей, экологических издержек производства, экономической эффективности проводимых природоохранных мероприятий.

      Одной из главных задач эколого-экономического образования привить будущему руководителю понимание того, что любое хозяйственное решение отражается на состоянии окружающей среды и поэтому решать производственные вопросы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями. 

    1.2. Особенности взаимодействия  общества и природной  среды

      Проблема  взаимоотношений природы и человека весьма многогранна и имеет разносторонние аспекты: философские, социальные, юридические, политические, экономические и др. Многих ученых в различные исторические эпохи интересовали закономерности развития этих взаимодействий, влияние природной среды на самого человека, производительные силы, развитие цивилизации.

      Влияние природного фактора на становление  общества, на человека в древности рассматривали упрощенно, механистически. Так, древнегреческий ученый-материалист, реформатор античной медицины Гиппократ полагал, что природная среда непосредственно влияет на особенности организма и характер человека, отдельного народа. Однако история не подтвердила таких оценок особенностей отдельных народов и их прямой зависимости от природно-климатических условий жизнедеятельности.

      Взаимосвязь развития производства и природной  среды непрямая и диалектически  противоречивая. С одной стороны  богатые природные ресурсы, доступность и относительная легкость их освоения могут способствовать быстрому росту производства материальных благ (США), с другой стороны не стимулируют собственную активность человека, не делают развитие его естественной необходимостью (многие страны Африки, Латинской Америки). Скудные природные ресурсы, загрязненная окружающая среда воздействуют на развитие производительных сил общества аналогичным образом: с одной стороны могут способствовать совершенствованию техники и технологии, давая толчок дальнейшему развитию производства (Япония), с другой стороны могут препятствовать нормальному функционированию производительных сил (Украина, Беларусь).

      Если  рассматривать взаимоотношения  общества и природы с исторических позиций, то можно выделить следующие основные этапы в зависимости от уровня развития материального производства, и прежде всего средств труда:

      Первый  этап, названный учеными древнекаменным веком (палеолитом) длился более 3 млн. лет. В это время определяющую роль во взаимоотношениях играл природный фактор, люди жили собирательством, охотой, рыболовством и не оказывали существенного влияния на природу.

      Второй  этап – новокаменный век (неолит), наступление  которого условно датируют временем около 10 тыс. лет назад, знаменуется появлением земледелия и скотоводства, переходом от присваивающих форм хозяйства к производящей экономике. Развитие производственной деятельности усилило степень воздействия человека на природу: интенсивно вырубались леса, строились ирригационные сооружения, каналы и др. Главной формой взаимодействия человека с природой оставалась сельскохозяйственная деятельность, зависящая от природной среды.

      Третий  этап связан с промышленным переворотом  на рубеже 18-19 в.в., ознаменовавшим переход  от ремесленного производства к промышленному, от малопроизводительного ручного труда – к машинному. Промышленное производство значительно усилило воздействие человека на природу. Отношения между обществом и природой во многих странах мира стали приобретать критический характер.

      Четвертый этап связан с научно-техническими революциями второй половины 20 в., охватившей все сферы жизни человека и  все регионы мира. НТР ознаменовался  появлением принципиально новых  способов получения сырья и энергии, средств производства, выпуском новой продукции. Подъем науки и техники привел к неоправданной расточительности при эксплуатации природных ресурсов и как следствие к сокращению пахотных земель и ухудшению их качественных характеристик, истощению богатейших залежей угля, нефти, газа, уничтожению лесов, истреблению многих видов животных и растений, опустыниванию, растущему дефициту пресной воды, интенсивному загрязнению атмосферы. Дальнейшее неконтролируемое и неуправляемое развитие такой деятельности людей таит в себе опасность глобальной экологической катастрофы.

      Экологически  негативные явления, связанные с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды в той или иной степени проявились во всем мире. Но если в странах с развитой экономикой решение этой проблемы в основном связано с ограниченностью сырьевой базы и поиском путей интенсификации природопользования, то у нас наиболее остро стоит проблема создания действенного хозяйственного механизма, способствующего снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Информация о работе Введение в экономику природопользования