ВВП и его измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является исследование валового внутреннего продукта и его измерения.

Этот показатель все чаще используется правительством не только для анализа экономического развития, но и в качестве ориентира при формировании соответствующей политики. Например, данные о ВВП применяются для разработки проекта государственного бюджета страны, прогнозирования темпов экономического роста. В этой связи большое значение имеет соотношение ВВП и дефицита (профицита) государственного бюджета, а также долга страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………5

ВВП и его измерение…………………………………………………………………..6
1.1Теоретические аспекты валового внутреннего продукта……………………….….. 6

1.1.1 Методы исчисления ВВП в экономике России………………………………..…..7

1.1.1.1 Метод конечного использования………………………………………………..........7

1.1.1.2 Распределительный метод………………………………………………….……..8

1.1.1.3 Производственный метод………………………………………………………......10

1.1.2 Проблемы исчисления ВВП………………………………………………………….12

1.2 Политика в области ВВП………………………………………………………………13

1.2.1 Анализ динамики ВВП РФ и основных его составляющих в период с 1998 по 2005гг………………………………………………………………………………….……13

1.2.2 Удвоение ВВП………………………………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………………….25

2. Расчетная часть…………………………………………………………………………..27

2.1 Расчет ВВП доходным и затратным методом ………………………………………..27

2.2 Расчёт макроэкономических параметров…………………………………………….28

2.3 Динамика макроэкономических параметров………………………………………..30

2.4 Расчёт реального ВВП и дефлятора ВВП…………………………………………....30

2.5 Расчёт ВНП…………………………………………………………………………….31

2.6 Расчёт уровня инфляции и безработицы……………………………………………..32

2.7 Расчёт мультипликатора………………………………………………………………33

2.8 Расчёт ППС и ППП…………………………………………………………………….35

2.9 Определение равновесного ВВП……………………………………………………...36

2.9.1 График равновесия на основе сбережений и инвестиций…………………………36

2.9.2 Равновесие на основе потребления и инвестиций…………………………………38

2.9.3 Определение уровня равновесного дохода…………………………………………40

2.10 Определение темпов экономического роста………………………………………..41

2.11 Анализ экономики рассматриваемой страны……………………………………….41

Список использованных источников……………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая В-3.doc

— 552.00 Кб (Скачать документ)

       По его мнению, есть и исключения. Если раньше, скажем, естественные монополии снижали инвестиции, то в прошлом году они начали их увеличивать, и это связано с серьезным износом основных фондов. «Но это не главные факторы, сейчас главное значение для России имеет благоприятная конъюнктура на внешних рынках. Рост цен на алюминий, никель, палладий, на нефть и все остальное», – заключил г-н Делягин.

     С начала 2004 года цены на нефть на мировых  рынках выросли на 35% относительно 2003года [1].

     Для того, чтобы исследовать все стороны  ВВП, нужно обратить пристальное  внимание на динамику таких показателей  как государственные закупки, инвестиции, экспорт и личный потребительские  расходы.

     Реальные  расходы на личное потребление, на долю которых приходится около 55% ВВП, рассчитанного по расходам, в 2003г. снизились на 7% по сравнению с 2002  г. и на 10% — по сравнению с 2001 г.

     Самый низкий уровень расходов на личное потребление был зафиксирован в I квартале 2004 г.; далее на протяжении года данный показатель возрастал в среднем менее чем на 1% в квартал.

     Сезонно скорректированный показатель личных потребительских расходов на продукты питания снижался на протяжении первых трех кварталов и увеличился только в последнем квартале 2004 г. Расходы на непродовольственные товары росли более-менее стабильными темпами на протяжении всего года.

     Согласно предварительным  оценочным данным, в 2005 г. расходы на государственное потребление в реальном выражении только на 1-2% превысили уровень 2004 г., когда они оставались без изменений по сравнению с показателем 2003 г. Увеличение расходов федерального бюджета и последующий рост расходов были компенсированы снижением доходов и расходов региональных бюджетов.

       В результате реальные расходы  консолидированного бюджета (без учета расходов, связанных с обслуживанием государственного долга) остались практически такими же, как и в 2003 г.

     По предварительным  оценочным данным, показатель валовых  инвестиций в основной капитал в  2005 г. увеличился на 1-2% по сравнению с 2004г., но остался на 6-7% ниже, чем в 2003 г. Реальные расходы на новое строительство и оборудование (показатель, приблизительно отражающий валовые инвестиции в основной капитал) росли на протяжении первых трех кварталов 2004 г. примерно на 1,52% в квартал, однако в последнем квартале года сократились на 3-4%.

     Зафиксированное в последнем квартале 1999 г. падение объема инвестиций явилось отражением сокращения выпуска продукции в промышленности и строительстве и последовавших вслед за этим финансовых затруднений, испытываемых предприятиями. 

     В 2004 г. показатель чистого экспорта в реальном выражении увеличился в 1,5-2 раза по сравнению с 2003 г. В номинальном выражении чистый экспорт в 1999 г. составил 15% ВВП, в то время как в 1999-2003 гг. он равнялся 3-4% ВВП.

     Прирост реального показателя чистого иностранного спроса произошел главным образом  в результате значительного сокращения импорта и соответствующего этому  роста показателя торгового баланса. В 2003 г. торговый баланс России был равен 14 млрд дол. (88 млрд дол. экспорта при 74 млрд дол. импорта). Ожидается, что в 2005 г. величина торгового баланса составит 25-30 млрд дол. (75-80 млрд дол. экспорта и примерно 50 млрд дол. импорта). В то же время нельзя не заметить, что увеличение показателя чистого спроса на экспортные товары, происшедшее вследствие сокращения импорта, уравновешивается падением показателя личного потребления импортных товаров [9]. 

 

      1.2.2 Политика в области удвоения ВВП 

     Восстановление после кризисов 1990-х годов и обеспечение роста объема производства, формирование адекватной потребностям экономики структуры роста возможны только на основе создания условий, активизирующих экономический подъем. В таком случае перевод экономики в качественно иное состояние позволит преодолеть системную деформацию воспроизводственных циклов, увеличить долю инвестиций в структуре ВВП, капитальных затрат в структуре расходов бюджетов всех уровней. Соответственно потребуется проведение определенных «маневров» в регулировании основных макроэкономических пропорций исходя из научных представлений о содержании роста.

     В настоящее время не отрицается, что  интегрирующим фактором роста является научно-технический прогресс, проникающий  во все "поры" процесса развития производительных сил. Однако недооценивается единство его воспроизводственных условий и факторов - базовых, с одной стороны, и динамично-результативной составляющей - с другой. Поэтому актуальна разработка концепции экономического роста, соединяющей содержательную (воспроизводственную) и результативно-динамическую составляющие.

      В России пока недостаточны условия даже для экстенсивного роста, в процессе реформ ухудшилось положение в реальном секторе экономики, предельно ограничено государственное кредитование предприятий, резкий скачок цен породил трудности с финансовым обеспечением производства и кризис неплатежей. В то же время развитие экономики требует повышения конкурентоспособности, расширения сбыта продукции, выхода на мировой рынок. Для этого должное значение следует придавать структурно-технологическим, экономическим, финансовым, демографическим, институциональным факторам экономического роста, возможности использования которых в экономической системе России в современных условиях явно недооцениваются. [7]

     «Удвоение внутреннего валового продукта страны» - такую задачу на ближайшее десятилетие поставил президент России В. В. Путин в своем Послании к Федеральному Собранию РФ.

     Удвоение  ВВП к 2010 г. при его качественном и структурном обновлении к этому сроку - вполне разрешимая задача с учетом современного уровня технических достижений и технологических знаний. Экономические результаты 2003 г. убеждают в готовности промышленников и предпринимателей многое сделать для модернизации заводов и фабрик, всех национальных производственных активов. Это продемонстрировано в таблице 1[5].  

     Таблица 2 -Структура произведенного ВВП

  2004г. 2003г.
млрд.рублей в % к итогу млрд.рублей в % к итогу
ВВП 3598,9 100 2892,1 100
в том  числе:        
производство  товаров1) 1202,1 33,4 936,7 32,4
производство  услуг1) 1978,8 55,0 1605,5 55,5
чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты 418,0 11,6 349,9 12,1
_____________________ 
1) Косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества включены в промежуточное потребление и распределены между отраслями, производящими товары и услуги, условно.
 

     Такое возможно только в условиях устойчивого  и быстрого роста. Роста, базирующегося  на использовании всех факторов, внутренних и внешних, традиционных и современных, отечественных и зарубежных».

     Базой для подобного заявления могли служить несколько факторов.

     Конечно же, главный  - это «благоприятная мировая конъюнктура», а именно –  высокие цены на нефть. Огромные доходы от нефтегазового сектора позволяют  Правительству строить достаточно оптимистические прогнозы развития страны.

     После официального объявления новой «десятилетки»  глава Правительства  Михаил Фрадков  поручил министру экономического развития и торговли Герману Грефу в  кратчайшие сроки разработать проект программы развития России. К концу 2004 года, когда появился на свет проект Программы социально-экономического развития России до 2008 года, всем стало ясно, что никакого удвоения ВВП ни к 2010, ни к 2012 году не будет.

     В целом среднесрочная программа, разработанная минэкономразвития, "предполагает выработку инструментов экономического роста, удовлетворяющего четырем критериям: осуществляется высокими темпами, обеспечивая удвоение ВВП за 10 лет; сопровождается прогрессивными структурными сдвигами (то есть обеспечивает диверсификацию экономики) и повышает конкурентоспособность страны; демонстрирует высокие темпы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть является устойчивым; обеспечивает сближение по уровню экономического развития с наиболее развитыми странами (то есть темп роста является более высоким, чем среднемировой или чем темп роста в наиболее развитых странах)".

     Причем, как полагают авторы документа, "нарастает  критическая масса факторов, которая  может привести к существенному  замедлению роста". К таким факторам они отнесли высокую долю нефтегазового  сектора в экономике, отсутствие незагруженных производственных мощностей, а также исчерпание запаса ценовой конкурентоспособности, возникшей после кризиса 1998 года.

     Следовательно, делается вывод в программе, "при  сохранении сложившейся структуры  экономики и ожидаемом падении экспорта российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше чем 4-5% в год, даже при высоких мировых ценах и благоприятной динамике импортозамещения".

     В документе рассмотрены три основных сценария экономического развития. Базовый или традиционный сценарий отражает сложившиеся тенденции изменения конкурентоспособности и эффективности экономики и не предполагает реализации новых масштабных национальных проектов или стратегий. Второй, инвестиционный и экспортно-ориентированный сценарий развития, опирается на реализацию ряда стратегических проектов в нефтегазовом секторе, транспортной инфраструктуре, а также в инновационной высокотехнологичной сфере. Третий, инновационно-ориентированный сценарий, характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослаблением зависимости от сырьевого экспорта. Темп роста ВВП в этом случае практически не уступает второму сценарию, однако показатели диверсификации экономики оказываются выше.

     Все три варианта исходят из одинаковых внешнеэкономических условий. В  базовом варианте рост ВВП в 2005-2007 годах будет на уровне 4,7% в год, в 2008--2011-г - 4,4%, затем 4,2. Этот вариант развития можно назвать бесперспективным, не удовлетворяющим требованиям удвоения ВВП. В двух других вариантах в 2005-2007 годах - 6,1%, затем наблюдаются незначительные расхождения. Так, в 2008-2011-м по второму варианту будет 6,2%, по третьему - 6,1%. Зато в более отдаленной перспективе третий вариант оказывается более оптимистичным - 7,2 против 7,1 во втором. Хотя среднесрочная программа ориентирована на 2005-2008 годы, многие из намеченных реформ и стратегий дадут свой результат уже после 2010 года, отмечают в МЭРТ.

     Таким образом, в случае воплощения проекта  в жизнь, Переломным рубежом, по оценке минэкономразвития, может стать период 2008-2011 годов, когда, с одной стороны, обнажатся барьеры, связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов и при этом завершится действие ряда защитных мер внутреннего рынка, предусмотренных переходным периодом в рамках вступления в ВТО. С другой стороны, отмечается в документе, может существенно ухудшиться мировая конъюнктура. "Если зависимость от экспорта сырья и топлива к этому времени в достаточной мере не ослабнет, неизбежной станет пауза роста, сопровождаемая значительными социальными издержками", - считают экономисты [8].

     Из  программы следует, что удвоение ВВП можно ожидать не раньше 2015 года и только в том случае, если в стране будут проведен ряд реформ, к которым относятся: административная реформа, ускорение реформирования отраслей естественных монополий, вступление в ВТО, реформа жилищно-коммунального хозяйства, а также реформирование сети бюджетных организаций, дерегулирование экономики, валютная либерализация, банковская реформа.

     Существует  две различные точки зрения на счет реальности выполнения министерства экономического развития и торговли.

     Первая  и, самая оптимистичная, говорит  о том, что ничего невыполнимого  в плане удвоения ВВП за 10 лет  нет. В принципе, это официальная точка зрения Правительства. Так министр финансов Алексей Кудрин считает, что поставленная президентом РФ задача по удвоению ВВП за десять лет достижима уже к 2010 году. Об этом он заявил журналистам, комментируя послание президента РФ Федеральному Собранию 2004 года.

     Он  заявил, что для удвоения ВВП к 2010 году, снижения инфляции и конвертации  рубля необходимо "создавать дополнительные стимулы роста экономики, и параллельно  укреплять финансовую систему страны". "Макроэкономическая политика должна вызывать доверие к рублю", - отметил министр. Он подчеркнул, что "к 2007 году инфляция будет остановлена".

Информация о работе ВВП и его измерение