ВВП и его измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является исследование валового внутреннего продукта и его измерения.

Этот показатель все чаще используется правительством не только для анализа экономического развития, но и в качестве ориентира при формировании соответствующей политики. Например, данные о ВВП применяются для разработки проекта государственного бюджета страны, прогнозирования темпов экономического роста. В этой связи большое значение имеет соотношение ВВП и дефицита (профицита) государственного бюджета, а также долга страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………5

ВВП и его измерение…………………………………………………………………..6
1.1Теоретические аспекты валового внутреннего продукта……………………….….. 6

1.1.1 Методы исчисления ВВП в экономике России………………………………..…..7

1.1.1.1 Метод конечного использования………………………………………………..........7

1.1.1.2 Распределительный метод………………………………………………….……..8

1.1.1.3 Производственный метод………………………………………………………......10

1.1.2 Проблемы исчисления ВВП………………………………………………………….12

1.2 Политика в области ВВП………………………………………………………………13

1.2.1 Анализ динамики ВВП РФ и основных его составляющих в период с 1998 по 2005гг………………………………………………………………………………….……13

1.2.2 Удвоение ВВП………………………………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………………….25

2. Расчетная часть…………………………………………………………………………..27

2.1 Расчет ВВП доходным и затратным методом ………………………………………..27

2.2 Расчёт макроэкономических параметров…………………………………………….28

2.3 Динамика макроэкономических параметров………………………………………..30

2.4 Расчёт реального ВВП и дефлятора ВВП…………………………………………....30

2.5 Расчёт ВНП…………………………………………………………………………….31

2.6 Расчёт уровня инфляции и безработицы……………………………………………..32

2.7 Расчёт мультипликатора………………………………………………………………33

2.8 Расчёт ППС и ППП…………………………………………………………………….35

2.9 Определение равновесного ВВП……………………………………………………...36

2.9.1 График равновесия на основе сбережений и инвестиций…………………………36

2.9.2 Равновесие на основе потребления и инвестиций…………………………………38

2.9.3 Определение уровня равновесного дохода…………………………………………40

2.10 Определение темпов экономического роста………………………………………..41

2.11 Анализ экономики рассматриваемой страны……………………………………….41

Список использованных источников……………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая В-3.doc

— 552.00 Кб (Скачать документ)

     Кудрин  пояснил, что президент России предложил  считать десятилетний период работы по удвоению ВВП с 2000 года, то есть считать  период его президентства. «У нас есть такая возможность», - заявил он. Под «такой возможностью» видимо следует понимать планы Минфина по быстрому снижению уровня инфляции. Так, примерно в тоже время Кудрин отметил: «Снизить инфляцию быстро, в один год, до трех процентов можно». «Это связано со структурным изменением цен на энергоносители», - пояснил министр.

     «На один-два года сохранится рост цен  на энергоносители, превышающий инфляцию, - сказал министр. - Реструктуризация нефтяных цен завершится к 2007 году, что расчистит нам площадку для того, чтобы инфляция стала просто монетарным фактором, элементом настройки макроэкономической политики»[1].

     В свою очередь советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов также подчеркнул, что удвоение ВВП  страны до 2010 года абсолютно реалистично. При этом он отметил, что речь идет не только о ВВП страны в целом, но и о его удвоении на душу населения.

     Однако  уже к концу 2004 года Кудрин признал, что не все так радужно, как  казалось раньше. "За последние пять лет наша экономика имела беспрецедентные исторические темпы развития, которые вряд ли удастся повторить в ближайшие пять лет", - признал главный финансист, выступая на конференции, посвященной пятилетию Центра стратегических разработок. Подводя итоги первого квартала 2005 года, Алексей Кудрин сообщил, что в этом году инфляция в первом квартале составила 5,3% против 3,5% прошлого года.  Как видно, ни о каких 3% инфляции речи не идет, и в сложившей ситуации идти не может.

     Как результат чрезмерных темпов инфляции Минэкономразвития предложило поднять цену отсечения (средства, полученные по нефтяным поставкам на экспорт сверх этой планки, направляются в Стабилизационный фонд) до 27 долларов за баррель, а не 22 доллара, как сейчас. Правда Кудрин уверял, что достаточно будет и 25 долларового уровня, но премьер-министр Михаил Фрадков поддержал предложение ведомства Германа Грефа.

     Таким образом, вторая точка зрения отражает мнение о том, что удвоение ВВП  в столь короткие сроки в условиях постепенного спада в экономике  страны и стремительного роста инфляции осуществить невозможно. Многие аналитики утверждают, что реальной точкой удвоения ВВП может служить 2017 или даже 2018 год. И только в случае успешного приведения в жизнь проектов и реформ министерства финансов и министерства экономического развития и торговли.

     Так, директор департамента стратегического  планирования компании ФБК Игорь  Николаев считает задачу удвоения ВВП  не более чем «высокой целью», инструментом более политическим, нежели реальным стимулом развития экономики страны.

     «Это  же нонсенс,»- говорит Николаев –  «когда есть четко поставленная цель - удвоение ВВП к 2010 году, и есть официальные  показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, по которому ВВП будет расти: в 2004 году на 3,8 проц., в 2005 году - на 4,8 проц., в 2006 году - на 4,9 проц. Сейчас уже всем понятно, что с такими темпами роста поставленная цель абсолютно недостижима. И вариации с более оптимистичными прогнозами (5,0 - 5,9 - 6,0 проц. соответственно) этот вывод поменять не могут».

     Впрочем есть и более пессимистические мнения. Так, выступая на четвертой сессии Российского  экономического и финансового форума в Швейцарии, начальник экспертного  управления администрации президента России Аркадий Дворкович дал  свой куда более драматичный прогноз. По мнению экономиста, уже в 2005 году Россия может опуститься до 4% роста ВВП. Инфляция же, напротив, останется на уровне 2004 года и составит около 12%.

     Эксперт Дворкович отметил, что многие макроэкономические показатели 2004 года оказались менее удачными, чем планировалось. «Особенно сложно было второе полугодие 2004 года, когда динамика экономического роста сильно замедлилась», – сказал эксперт. По мнению Дворковича, «пока нет оснований ожидать, что динамика изменится, и можно предположить, что в 2005 году темпы экономического роста упадут до 4–5%» [7].

       Как считает руководитель Высшей  школы экономики Евгений Ясин, демонстрируемые российской экономикой  во втором полугодии 2004 снижение  объемов промышленного производства  и рост темпов инфляции могут свидетельствовать о переходе к периоду долгосрочной стагнации. По его подсчетам, в 2004 году только 20% прироста денежного предложения (против 43% в 2003 году) поглощается экономикой. Снижение же спроса на деньги отражает снижение деловой активности, которое ведет к падению экономического роста.

     Сами  же авторы проекта Программы социально-экономического развития, все более укрепляя общие  и без того скептические настроения, говорят о том, что на пути решения  задачи удвоения ВВП лежат не только экономические барьеры. Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов честно признал, что проблемы с ростом - результат действий властных структур. С одной стороны, сказал чиновник, нельзя обвинять государство в том, что оно требует вернуть неуплаченные налоги. С другой - возникла своего рода презумпция виновности. Каждый предприниматель ждет, что следующим будет либо он, либо его партнер. Если правительство не сможет переломить эту тенденцию, то экономический рост скатится до 3--4%.

     С ним согласен и его недавний коллега по Минэкономразвития, научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. "Спад в экономике сейчас более глубок, чем когда-либо за последние четыре года, и если тенденция продлится еще 3-4 месяца (а анализ проводился на конец 2004 года), темпы роста ВВП снизятся в полтора раза". Он убежден, что экономику тормозит не неправильная политика, а неправильные сигналы бизнесу. "Для бизнеса главное - невовлеченность государства в управление ресурсами", - пояснил г-н Дмитриев. Когда бизнес видит, что государство наращивает свое влияние, он начинает воспринимать свою деятельность как более рискованную. "Иногда бездействие может быть более полезно, чем действие", - сказал эксперт.

     О проблеме преодоления «административных  барьеров» говорил Премьер-министр РФ Михаил Фрадков, выступая в Госдуме 9 февраля этого года.

     Он  отметил необходимость создания четких правил для работы бизнеса, которые  не должны постоянно изменяться. "Для  решения данной задачи правительство  сейчас готовит поправки в налоговое и антимонопольное законодательства". М.Фрадков добавил, что необходимо решать задачу повышения эффективности рыночных институтов, делая это на основе доверия между бизнесом и властью. Для этого "необходимо закрыть белые пятна", в сфере защиты прав собственности и антимонопольного законодательства.

     По  мнению М.Фрадкова, эффективность созданных  рыночных институтов сейчас можно оценить, как низкую, так как сейчас они  зачастую используются не для обеспечения  роста экономики, а для вывода капитала из страны и уклонения от налогов.

     Необходимо  также исключить возможность  использования государственных  институтов в интересах одной  из групп предприятий против другой. "Принцип равноудаленности государства  от бизнеса должен действовать не только в центре, но и на местах", - отметил премьер-министр.

     Впрочем, дальше «протокола о намерениях»  дело пока не пошло. И остается только надеяться, что все вышесказанное  со временем будет воплощено в  жизнь.

     Что интересует гражданина, когда он слышит об экономических задачах страны? Конечно же, как будут меняться его доходы. Так вот, с этой проблемой динамика ВВП связана крайне слабо. Просто потому, что сам по себе ВВП показывает лишь суммарную величину того, что производится или добывается в стране, но ничего не говорит о том, на какие цели направляются полученные от этого доходы.

     Иначе говоря, двукратный рост ВВП вовсе  не гарантирует гражданам, что их доходы удвоятся. Если даже при этом удвоятся доходы государственной казны - ничто не мешает правительству  направить эти доходы совсем на иные цели. Например, на досрочные выплаты внешнего долга, или на создание "финансового резерва", или на какие-нибудь "проекты века". А вовсе не на повышение благосостояния своих граждан...

     Поставь президент задачу вдвое увеличить  за 10 лет количество товаров, которые можно приобрести на зарплату среднего россиянина, - это было бы понятно. Или - задачу вдвое увеличить долю ВВП, направляемую на выплату пенсий. Или - задачу как минимум вдвое увеличить долю фонда заработной платы в прибыли российских предприятий (сейчас в России этот показатель составляет около 10 процентов против 50 - 60 процентов на Западе). Или - задачу вдвое снизить налоговую нагрузку. Или - задачу вдвое уменьшить разрыв в доходах между богатыми и бедными (все последние годы этот разрыв между "верхними и нижними децилями" является примерно 14-кратным). Или - задачу вдвое увеличить долю доходов, остающихся в распоряжении регионов, которые ежегодно "обрезаются" в пользу федерального центра...

     Кроме того, стоит повторить, что Программа социально-экономического развития страны требуют проведения целого ряда реформ. И, как показывает практика, ни одна реформа, проведенная в нашей стране за последние 10 лет не прошла безболезненно. Кроме того, опасению вызывает и то, какой характер будут носить реформы.

     Около трети населения России живет  за чертой бедности. Конечно государство  компенсирует часть затрат малоимущим через сферу социальной поддержки  населения, но навряд ли это будет  покрывать все более увеличивающиеся  расходы. Любое увеличение доходов рядового гражданина, будь то увеличение пенсии или заработанной платы государственного служащего, немедленно поглощается стремительно растущей инфляцией.

     Отток капитала на новые проекты не будет  оказывать значительного влияния  на социальный сектор, но лишь до тех пор пока не будет достигнуто «дно финансирования монетизации», которое фактически на прямую зависит от мировых цен на нефть. Однако цены на «черное золото» нестабильны и многие эксперты предвещают их скорое падение [1].

     Таким образом, удвоение ВВП не должно быть самоцелью, увлекшись погоней за цифрами, можно забыть о других проблемах: административной реформе, сложной демографической ситуации, структурной и пенсионной реформе, силовом давлении на бизнес, банковской реформе и так далее. Только решив эти задачи, требующие значительных усилий всех ветвей власти, страна сможет достичь внушительных экономических показателей, о необходимости которых говорил Президент.

 

     Заключение. 

     Анализ  методов  вычисления и политики в  области ВВП показал, что в наше время реальный подсчет ВВП по всем параметрам не возможен, т.к. не происходит учет деятельности теневой экономики. Данная проблема имеет различные способы решения, но ни один из не дает 100% результат.

     Согласно  приведенным в программе самым оптимистическим проектировкам, ВВП к 2008 г. вырастет не более чем на 55% уровня 2000 г. Это подразумевает, что в 2009-2010 гг. он должен увеличиваться на 14% ежегодно, чтобы достичь намеченной планки, т. е. в 2 раза быстрее, чем в самые лучшие предшествующие годы. Реальность такого ускорения маловероятна. По сути, остается вопрос о том, как будут обеспечены хотя бы заложенные в прогнозе весьма умеренные темпы роста, которые на самом деле должны в среднем быть не менее 8% в год, что заметно выше, чем определено в программе.

     Да  и обоснованность этих скромных ожиданий сомнительна при нынешней экономической политике, особенно в области фискальных претензий государства. К тому же некоторые другие общеэкономические предпосылки действуют не в пользу быстрого роста ВВП и инвестиций. 
 

 

      2. Расчетная часть

      2.1 Расчет ВВП доходным и затратным  методом 

      На  основе полученного варианта задания  провести расчёт ВВП двумя методами. Полученные данные занести в таблицу 1. 

     Таблица 1.1 – Исчисление ВВП затратным  методом

Счета по расходу 1 2 3 4 5
год
Экспорт 80 90 110 110 130
Импорт 60 70 70 70 70
Товары  длительного пользования 300 300 440 400 390
Амортизация 60 60 80 80 60
Товары  краткосрочного пользования 410 410 460 460 570
Гос. закупки товаров и услуг у  частных предпринимателей 270 380 300 270 375
Сальдо доходов и расходов от заг деят. 65 65 65 65 75
Плата за услуги 320 310 370 400 360
Стоимость нового оборудования 60 70 80 80 60
Стоимость нового строительства 290 290 380 380 290
ВВП: 1795 1905 2215 2175 2240

Информация о работе ВВП и его измерение