Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:22, реферат
Первоначальная идея учета риска и неопределенности в поведении индивида принадлежит видному математику Д. Бернулли (1700–1782), изучавшему азартные игры, и опубликовавшему в 1738 г. статью о петербургском парадоксе . При объяснении этого парадокса Бернулли пришел к выводу, что рациональное поведение максимизирует не ожидаемый денежный выигрыш, а удовлетворение от этого выигрыша. В 1943 г. идея Бернулли была аксиоматически обоснована Дж. фон Нейманом (1903–1957) и О. Моргенштерном (1902–1977) в работе «Теория игр и экономическое поведение». Ими была разработана система аксиом количественной теории полезности из которых следовала возможность существования такой функции полезности, математическое ожидание значений которой согласовано с предпочтениями индивида. Дальнейшее развитие подхода содержалось в статье
Содержание:
Введение………………………………………………………………3
Предпочтения потребителя в условиях неопределенности……5
Выбор в условиях риска и неопределенности: теория перспектив Д. Канемана и А. Тверски…………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………….10
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Институт экономики и управления предприятиями сервиса
Кафедра
«Общая экономическая теория»
Реферат
на тему: «Выбор потребителя
в условиях неопределённости».
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Введение.
Первоначальная идея учета риска и неопределенности в поведении индивида принадлежит видному математику Д. Бернулли (1700–1782), изучавшему азартные игры, и опубликовавшему в 1738 г. статью о петербургском парадоксе . При объяснении этого парадокса Бернулли пришел к выводу, что рациональное поведение максимизирует не ожидаемый денежный выигрыш, а удовлетворение от этого выигрыша. В 1943 г. идея Бернулли была аксиоматически обоснована Дж. фон Нейманом (1903–1957) и О. Моргенштерном (1902–1977) в работе «Теория игр и экономическое поведение». Ими была разработана система аксиом количественной теории полезности из которых следовала возможность существования такой функции полезности, математическое ожидание значений которой согласовано с предпочтениями индивида. Дальнейшее развитие подхода содержалось в статье М. Фридмена (1912–2007) и Л. Сэвиджа (1917–1971) . "Парадокс Алле", в свою очередь, объединяет примеры нарушения рациональности поведения в теории ожидаемой полезности и направляет внимание экономистов на поиск оценки психологических факторов риска.
На поведение потребителя в рыночной экономике влияет также асимметричная информация – ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Это означает наличие неопределенности и риска. Неопределенность - ситуация, для которой характерен. недостаток информации о вероятных будущих событиях. Риск - положение, варианты исхода которого известны, но неизвестно какой из них наступит точно. Хотя по отношению к риску все люди делятся на три основные группы: антипатичные к риску, нейтральные к риску и предпочитающие риск, большинство потребителей предпочитают уменьшать его последствия.
Под рисковой неопределенностью (риском) будет пониматься ситуация, когда лицу, принимающему решения, известны все будущие исходы развития ситуации, и для каждого исхода известна его вероятность. Число исходов может быть как конечным, так и бесконечным. Более того, множество исходов может быть непрерывным интервалом; в последнем случае уместнее говорить о функции распределения вероятностей исходов, а не о вероятностях конкретных исходов. В неоклассической экономической теории поведения потребителя, основанной на теории полезности, с одной стороны, само по себе наличие риска обладает полезностью (положительной или отрицательной), а с другой, ожидаемая полезность при реализации риска отличается от полезности ожидаемого исхода. Например, половина полезности двух одинаковых автомобилей почти для всех людей ниже полезности одного автомобиля, поэтому никто не играет на автомобиль в подбрасывание монетки. Поясним. Подбросив монетку, Вы либо с вероятностью 0,5 теряете свою машину, и ваша полезность равна нулю; либо, с той же вероятностью, становитесь обладателем двух авто. Следовательно, ожидаемая полезность равна половине полезности двух автомобилей; но при этом ожидаемый исход игры -- один автомобиль, и следовательно, полезность ожидаемого исхода -- полезность одного автомобиля.
Поскольку
деньги имеют собственную полезность,
хотя для каждого человека она
своя, то можно измерять полезность
риска в денежных единицах и говорить
о плате (которую человек согласен внести)
за отказ от риска, либо, наоборот, о плате
за приобретение риска. Соответственно,
людей готовых платить за то, чтобы избежать
риска, называют "избегающими риск"
(risk averse), а готовых платить за риск - "любителями
риска" (risk lovers). Обычно считается, что
с ростом величины риска растет и плата
за риск или отказ от него. При этом обычно
полагается, что скорость этого роста
возрастает с ростом величины риска, но
нельзя считать невозможными и другие
варианты: скорость роста может быть постоянной
или убывать.
Модифицируем модель потребителя, чтобы учесть в ней неопределенность. Прежде всего к параметрам экономики добавляется множество состояний мира Q. Мы будем считать его конечным. Таким образом, экономические переменные будут иметь кроме индекса блага k Î K еще и индекс состояния мира q Î Q. Потребляемый набор благ для i-го потребителя будет xi = {xikq }. От него, как и раньше, зависит полезность потребителя.
Функцию полезности будем обозначать Ui(.). В дальнейшем в этом разделе индекс i будем опускать. Подразумевается, что в этой целевой функции учтены как полезности для него каждого товара в каждом состоянии мира (например, зонт полезнее в дождь), так и его личные гипотезы о вероятностях событий.
Участники могут действовать по разному в условиях риска, другими словами, иметь разное отношение к риску, которое определяется формой их целевой функции.
Определение 1. Потребитель называется имеющим (строгое) неприятие риска, если его целевая функция U(.) (строго) квазивогнута, и нейтральным к риску, если она линейна.
Частный,
но наиболее часто используемый и
удобный для анализа случай целевой
функции U есть функция аддитивная по
вероятностям или, иначе, функция
Неймана - Моргенштерна:
|
(1) |
где
mq Î [0,1], | å q |
mq = 1 |
- гипотезы
участника о вероятностях
Полезность по Нейману - Моргенштерну, таким образом есть (субъективное) математическое ожидание полезности или просто ожидаемая полезность.
Оказывается, если наблюдаемые нами предпочтения участника удовлетворяют трем свойствам: непрерывности, выпуклости и независимости от состояния мира как такового (только от вероятности "лучших" исходов), то эти предпочтения всегда можно описать как решения оптимизационной задачи с функцией полезности Неймана-Моргенштерна, подобрав подходящую элементарную функцию полезности u. Это оправдывает применение такой функции в микроэкономическом моделировании.
В терминах функции Неймана - Моргенштерна переопределим отношение к риску.
Определение 2. Участник i с глобальной функцией полезности U типа Неймана - Моргенштерна называется имеющим неприятие риска, если его элементарная функция полезности u(·) (строго) вогнута, нейтральным к риску, если она линейна, и предпочитающим риск - если она (строго) выпукла.
Определение
3 Функция u(.) вогнута, если из a Î
(0,1) следует
u(ax¢
+(1- a)x¢ ¢) ³ au(x¢)
+(1-a)
u(x¢ ¢).
Функция
u(.) квазивогнута, если из a Î (0,1) следует
u(ax¢+ (1- a) x¢¢) ³ | min | {u(x¢), u(x¢¢)} |
Можно
показать, что из определения неприятия
риска в терминах u следует определение
неприятия в терминах U, (но не обязательно
наоборот). Из вогнутости u следует вогнутость
U, а следовательно и
Часто используют функцию полезности, зависящую от единственного блага - денег. Количество денег, которое получает индивидуум в состоянии мира q (xq) будем называть доходом или доходностью. При этом используют следующие понятия (индекс блага опускаем).
Определение
4. Ожидаемый доход -
это (субъективное) математическое ожидание
дохода:
|
Определение 5. Безрисковым или гарантированным называется такой потребительский набор x, что в любом состоянии мира потребитель имеет один и тот же доход: xq = E(x).
Определение
6. Безрисковым или гарантированным
эквивалентом2 данного потребительского
набора x называется безрисковый потребительский
набор, дающий ту же самую полезность:
|
Информация о работе Выбор потребителя в условиях неопределенности