Выбор потребителя в условиях неопределенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Описание

Первоначальная идея учета риска и неопределенности в поведении индивида принадлежит видному математику Д. Бернулли (1700–1782), изучавшему азартные игры, и опубликовавшему в 1738 г. статью о петербургском парадоксе . При объяснении этого парадокса Бернулли пришел к выводу, что рациональное поведение максимизирует не ожидаемый денежный выигрыш, а удовлетворение от этого выигрыша. В 1943 г. идея Бернулли была аксиоматически обоснована Дж. фон Нейманом (1903–1957) и О. Моргенштерном (1902–1977) в работе «Теория игр и экономическое поведение». Ими была разработана система аксиом количественной теории полезности из которых следовала возможность существования такой функции полезности, математическое ожидание значений которой согласовано с предпочтениями индивида. Дальнейшее развитие подхода содержалось в статье

Содержание

Содержание:
Введение………………………………………………………………3
Предпочтения потребителя в условиях неопределенности……5
Выбор в условиях риска и неопределенности: теория перспектив Д. Канемана и А. Тверски…………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………….10

Работа состоит из  1 файл

выбор потребителя.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

Определение 7 Величина Dx называется вознаграждением за риск для данного потребительского набора x, если E(x) -Dx является безрисковым эквивалентом x:  

U(x) = u(E(x)- Dx).
 
(4)
 

Для участника, характеризующегося неприятием риска, вознаграждение за риск для любого рискованного актива положительно, а доход гарантированного эквивалента меньше ожидаемого дохода. Такой участник всегда предпочтет безрисковый потребительский набор рискованному.

Рассмотрим  некоторые примеры функций полезности.

Почти все типы функций полезности из ординалистского подхода могут быть рассмотрены с точки зрения неопределенности. Если товары полные субституты, то введение вероятности приводит к виду:

U(x1, x2, p1, p2) = x1 p1 + x2p2.

Другим  примером является функция Кобба-Дугласа:

U(x1, x2, p, 1- p) = x1p x2 1-p.

В этом случае полезность, приписываемая набору товаров, зависит нелинейно от структуры потребления. Поэтому для удобства практического использования функции Кобба-Дугласа берется логарифм этой функции:

lnU(x1, x2, p1, p2) = p1 lnx1 + p2 lnx2. 

2. Выбор в условиях риска и неопределенности: теория перспектив Д. Канемана и А. Тверски.

Классической  работой Канемана и Тверски принято  считать статью "Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска", опубликованную в журнале "Эконометрика" в 1979 г. С помощью теории перспектив оказалось возможным логично объяснить различные виды аномального поведения экономических субъектов, которые были проанализированы в работе К. Камерера "Теория перспектив в реальной действительности: опыт использования в полевых условиях". Исследования, которые были обобщены Камерером, проводились в различных странах, поэтому говорить о том, что существуют значительные различия в восприятии явлений, связанных с риском и неопределенностью, между представителями различных наций, очевидно, не представляется разумным и обоснованным.

Наибольший  интерес вызывает в данном случае то, что обнаруженные феномены относятся  к различным сферам экономической деятельности (финансовые рынки, страхование, потребительское поведение), тем самым свидетельствуя об универсальном характере моделей, предложенных сторонниками ПЭТ для их объяснения. Перечислим и кратко охарактеризуем некоторые из них. "Головоломка о доходности капитала" (equity premium puzzle) связана со слишком высокой доходностью денежных средств, вложенных в акции, по сравнению с доходностью государственных облигаций или активов, не сопряженных с риском. "Эффект размещения" (disposition effect) сопряжен с тем, что индивиды чересчур долго владеют проигрышными акциями, то есть ценными бумагами, падающими в цене, и в то же время слишком быстро продают акции, растущие в стоимости. Феномен "асимметричных ценовых эластичностей" возникает тогда, когда объем покупок является более чувствительным к увеличению цены по сравнению с эквивалентным ее снижением. Невосприимчивость к плохим новостям, касающимся располагаемого дохода, свойственна потребителям, которые не снижают достигнутый уровень потребления после поступления неблагоприятной информации о собственных доходах. Переоценка возможных потерь и выгод ведет к приобретению экономическими агентами завышенных в цене страховых полисов от нежелательных исходов, а также лотерейных билетов, притом что ожидаемая полезность выигрыша, как правило, ниже стоимости самого билета. 

Заключение.

На основании  изученного материала, резюмируем следующее.

Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями, а также стремится максимизировать совокупную полезность благ.

Максимальный размер риска, на который решится потребитель, зависит от его отношения к риску.

Существуют расхождения между теоретической моделью поведения потребителя и реальностью. Реальный потребитель отчасти подобен рациональному человеку-автомату (оптимизирует свое поведение), а отчасти не похож на него (преодолевает высокую сложность оптимизации). И, стало быть, совмещает в себе на первый взгляд несовместимые способы поведения.

Таким образом, можно смело сказать, что  по данной теме извлечены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину о проблемах, с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя под влиянием каких-то определенных факторов и чем мотивируется его выбор. 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. И.Павлов «Поведенческая теория- позитивный подход к исследованию экономической деятельности» http://institutiones.com/theories/632-povedencheskaya-teoriya.html
  2. Р.Т. Сафиуллина «Неопределённость как значимый фактор экономических отношений», статья, Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы  современной экономики» №3(27),2008г.
  3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы «новой экономки». – СПб.,2005
  4. Овчинников Г.П. Микроэкономика Макроэкономика. СПб.1997.
  5. Дмитриев А.Л., Переверзева С.В. Теория поведения потребителя. Макроэкономика-2. Учебное пособие. Спб, 2010.
  6. Носова С.С. «Экономическая теория»: учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999 г.
  7. Нуреев Р.М «Курс микроэкономики»: учебник для вузов. - "Норма", 2006г.
  8. «Теория цены»: учебник/ В.И. Александров, Е.К.Васильева, Н.И. Ведерникова и др. – СПб.: СПбГУЭФ кафедра ценообразования, 2006г.
  9. «Экономика»: учебник/ под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999г.

Информация о работе Выбор потребителя в условиях неопределенности