Взаимодействие спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 11:13, реферат

Описание

В данной работе рассмотрены и два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла. Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия был швейцарский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910). Л.Вальрас использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания.

Работа состоит из  1 файл

Взаимодействие спроса и предложения.docx

— 85.47 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему:

     Взаимодействие  спроса и предложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание  

     Введение

     1

     2

     3

     Заключение

     Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Рыночная  экономика – это бесконечное  взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории  экономической науки. И хотя с  той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое  знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через  эту модель могут быть описаны  все экономические процессы.

     В условиях совершенного рынка неравновесные  цены являются временными. Спустя то или  иное время они меняются и устанавливаются  на равновесном уровне.

     Стремление  рыночных цен к равновесию обусловлено  действием закона спроса и предложения. В отличие от закона спроса и закона предложения, указывающих на устойчивую зависимость спроса и предложения  от цены, данный закон также отражает обратную зависимость цены от спроса и предложения.

     Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.Смит назвал механизмом "невидимой  руки"). Превышение цены спроса над  ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют  об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем  самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как  равновесная цена значительно превышает  издержки у тех производителей, затраты  которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая  эффективность функционирования национальной экономики в целом.

     В данной работе рассмотрены и два  основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла. Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия был швейцарский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910). Л.Вальрас использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания. Предшественником Л.Вальраса в построении модели общего равновесия был представитель французской школы экономистов-инженеров А.-Н.Иснар (1749-1803). Главная работа А.-Н.Иснара – «Трактат о богатстве», вышедший в 1781г. Работа А.-Н.Иснара оказала влияние на Л.Вальраса, выявилось много общего в работе того и другого, включая общность аналитического инструментария вплоть до использования тем и другим одного из всего множества товаров в качестве счетного товара – numeraire.

       В свою очередь взаимодействие  спроса и предложения рассматривал  английский экономист Альфред  Маршалл (1842-1924), его концепция  рыночного равновесия получила  название «компромисс А.Маршалла».  А.Маршалл ввел понятие эластичности  спроса, характеризующее количественную  зависимость спроса от трех  факторов: предельной полезности, рыночной  цены и денежного дохода, используемого  на потребление. От анализа  спроса А.Маршалл перешел к  анализу предложения товаров  и взаимодействия между предложением  и спросом при установлении  цены. Он определил зависимость  влияния спроса и предложения  на цену от фактора времени.  При этом он исходил из того, что в краткосрочном периоде  главным ценообразующим фактором  является спрос, а в долгосрочном  – предложение. Позднее в 30-х  гг. первое строгое доказательство  существование общего равновесия  осуществил немецкий математик  и статистик А.Вальд (1902-1950). В последствии это доказательство усовершенствовал К.Эрроу и Ж.Дебре. Они установили, что существует единственной состояние общего равновесия с неотрицательными ценами и количествами, если выполняются два условия: 1) существует постоянная или убывающая отдача от масштаба; 2)для любого блага существует одно или несколько других благ, находящихся в отношении замещения.

     Данная  тема является актуальной и в наши дни, так как с проблемами, которые  рассматриваются в ней, экономисты сталкиваются довольно часто. Понимание рыночного равновесия и рыночного механизма в целом дает возможность правильной оценки ситуации на конкурентном рынке. 

     1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

           Основные элементы  рыночного механизма

     Рынок - это  форма  организации  общественного   производства,   которая обеспечивает  взаимодействие   производства   и   потребления   посредством механизма цен. Механизм цен - ключевое звено рыночных отношений, т.к. именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями,  продавцами  и покупателями, уравновешивая предложения товаров и услуг со спросом на  них.

     Основных  субъектов рыночного хозяйства  принято  разделять  на  три  группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели)  и  правительство.  Важнейшими условиями возникновения рынка  являются  общественное  разделение  труда  и специализация, экономическая обособленность и свободный обмен ресурсами.

     Основные  элементы рыночного механизма - цена, спрос, предложение.

     Спрос- это  количество  продуктов,  которые  потребители  готовы  и  в

состоянии  купить  по  определенным  ценам  за  его   единицу   в   теченииопределенного периода.  В  основе  спроса  лежат  потребности.  Именно  они определяют,   что   покупатель   желает   купить.   Желание    лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между  ценой  и  количеством  покупаемого товара   устойчивая,   постоянно   повторяющаяся   и   имеет    характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон  спроса:  при  прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению  величины  спроса,  а  рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою  справедливость как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.

     Снижение  цены продукта увеличивает покупательную  способность денежного дохода потребителя, и поэтому он  в  состоянии  купить  большее  количество данного продукта, чем прежде (эффект дохода). Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения – выражается в том,  что  при более низкой цене у человека появляется  стимул  приобрести  более  дешевый товар вместо  аналогичных  товаров,  которые  теперь  относительно  дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

     Цена   спроса - это максимальная цена, которую согласен уплатить покупатель при покупке данного товара.

     Влияние определенных факторов приводит к тому, что  по  прежним ценам покупатели готовы  приобрести  больше  или  меньше  товаров.

     Факторы, оказывающие влияние на изменение  спроса.

     1.Потребительские  предпочтения.

     Представления   покупателей   о   полезности   блага   изменяются    в

     благоприятном или неблагоприятном  направлении  для  определенного  товара.

     Среди факторов, изменяющих потребительские  предпочтения выделяют:

     -  Изменение потребностей  (это   долговременные   факторы   воздействия - появлении нового, усовершенствованного товара,  приводит  к  возрастанию спроса на него и понижению спроса на устаревшую модель).

     - Мода (если товар входит в моду, то при сохранении  прежней цены,  объем покупок будет увеличиваться).

     -  Реклама (очень сильное средство   воздействия   на   потребительское предпочтение – успех рекламы-  смещение  кривой  спроса  вправо,  провал рекламы- смещение кривой спроса влево).

     2.Цена  на другие товары.

     Поскольку потребности  взаимосвязаны  между  собой,  то  и  блага,  их

удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости  друг от друга.

     Блага, способные удовлетворить одну  и  ту  же  потребность,  получили название товаро-субститутов. Например, при увеличении  цены  на  автобусные билеты,  часть  пассажиров  отдаст  предпочтение  другому  виду  транспорта (железнодорожному), который стал относительно дешевле. Поэтому, при тех же ценах на ж/д билеты, спрос на них увеличится.

     Для товара характерно еще одно  свойство  -  взаимодополняемость.  Это означает, что эффективное потребление одного из  них  возможно  только  при сочетании  с  другим.  Такие  блага  называются  комплементарными.   Резкое подорожание бензина повлияет на спрос на автомобили.

     3.Число  покупателей.  Увеличение  числа   покупателей  повышает  спрос, уменьшение - снижает.

     4.Ценовые  ожидания  покупателей.  Ожидания  потребителей  относительно возможности повышения цен в будущем, может побудить их покупать теперь  же, т.е. поднимет спрос на определенную группу товаров.  Ожидание  падения  цен приведет к падению спроса.

     5.Доходы. При росте доходов кривая спроса  на качественные товары будет смещаться вправо, а  на некачественные товары – влево.

     Степень изменения спроса  под  воздействием  того  или  иного  фактора характеризует коэффициент эластичности  спроса.  Он  показывает,  насколько изменится  спрос  при   изменении   фактора   на   единицу.   Использование коэффициентов  эластичности  спроса  позволяет  на  практике   рассчитывать суммарное воздействие различных факторов на

     Покупателю  на рынке противостоит продавец, который  является  стороной, производящей и предлагающей товар.

     Предложение можно определить как шкалу, показывающую разное количество продукта, которого производитель желает и способен произвести и  предложить к продаже на рынке по каждой  конкретной  цене  из  ряда  возможных  цен  в течении  определенного  периода  времени.   В   условиях   товарной   формы хозяйствования  производитель   создает   продукт   не   для   собственного потребления, а для обмена, рассчитывая, что  взамен  проданного  товара  он получит деньги, по меньшей мере компенсирующие его затраты  по  привлечению дополнительных ресурсов. В каждый данный  момент  времени  производитель  в состоянии произвести и предложить  к  продаже  разные  количества  товаров. Однако переход от одного количества к другому влечет за собой  изменения  в затратах ресурсов на единицу продукции. Цена, по которой  будет  реализован товар,  должна  возмещать  затраты  производителя.  По  мере   роста   цены производителю возмещаются все  большие  затраты  на  единицу  продукции,  а следовательно, создаются условия для его заинтересованности  в  наращивании объемов производства. В виде таблицы можно представить зависимость величины предложения от цены продукта.

     Количество  товара,  предлагаемого  к  продаже,  находится  в   прямой

зависимости  от  цены  за  его  единицу.  Эта  связь   называется   законом предложения.

     Кривая  на графике предложения (рис.1) представляет собой совокупность  точек, координаты которых соответствуют определенной цене и  характерной  для  нее величине  предложения.  Изменение  цены,  при   прочих   равных   условиях, перемещает точку на графике предложения, увеличивая или уменьшая тем  самым величину предложения.

       
 
 
 
 
 

     Рисунок 1. Кривая предложения 

     Изменение центы  товара  влияет  на  величину  предложение,  перемещая соответствующую точку на кривой  предложения.  Неценовые  факторы  изменяют само предложение, смещая кривую на графике  вправо  или  влево.  Среди  них обычно выделяют следующие:

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения