Взаимодействие спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 11:13, реферат

Описание

В данной работе рассмотрены и два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла. Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия был швейцарский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910). Л.Вальрас использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания.

Работа состоит из  1 файл

Взаимодействие спроса и предложения.docx

— 85.47 Кб (Скачать документ)

     Интересы  потребителей и производителей, выступающих  на рынке в качестве покупателей  и продавцов, имеют противоположную  направленность: продавец стремится  продать свой товар по более высокой  цене, а покупатель, наоборот, - приобрести его по более низкой. На первый взгляд это противоречие непреодолимо. Однако в процессе взаимодействия спроса и предложения, методом “проб и ошибок”, эти разнонаправленные интересы балансируются, приходят в равновесие благодаря действию свободного механизма ценообразования, что приводит к установлению равновесной (рыночной) цены - цены равновесия. При равновесной цене нет ни неудовлетворенных продавцов, ни неудовлетворенных покупателей.

     7.1. Виды цен совершенного рынка

     Если  продолжить сравнение А.Маршалла, то цену можно уподобить стержню, вокруг которого и с помощью которого лезвия ножниц движутся. В самом  деле, цены играют центральную роль во взаимодействии спроса и предложения.

     Выделяются  три вида цен: цены спроса, цены предложения  и собственно рыночные цены, которые  складываются на рынке.

     Цена  спроса есть ни что иное, как денежное выражение потребительной стоимости  товара. Она характеризует денежную оценку потребителями полезности товара и их готовность платить за него соответствующую сумму денег.

     На  оценку полезности товара отдельными потребителями влияют многие факторы, в том числе:

  1. потребность потребителя в товаре;
  2. предельная полезность товара, то есть полезность дополнительно приобретаемого товара;
  3. доход потребителя;
  4. наличие у товара товаров-субститутов или комплементарных товаров и цены на них. Данный фактор говорит о том, что цена спроса — результат конкурентного выбора потребителем на рынке между различными товарами.

     Поскольку у разных покупателей различны факторы, определяю щие их потребительскую  оценку одного и того же товара, то у  каждого потенциального покупателя формируется своя цена спроса. Поэтому  на рынке данного товара существует определенный диапазон цен спроса. Он достаточно наглядно представлен с помощью линии спроса* (рис 7.1).

     *Здесь  и далее в виде прямых линий  представлены кривые спроса и  предложения 
     
     Рис. 7.1.

     Отрезок 0q1 выражает потребность покупателя в товаре. Отрезок Opl показывают, что  цены спроса находятся между двумя  крайними ценами — ценой p1, по которой  некоторые покупатели готовы купить товар, и ценой близкой к нулю, по которой готовы купить товар другая часть покупателей.

     Цена  предложения есть денежное выражение  индивидуальной стоимости товара, выражающая затраты факторов производства конкретных товаропроизводителей, включая предпринимательские  усилия. По существу, цена предложения  отражает полные экономические издержки предприятия, в состав которых входит и нормальная прибыль. Соответственно, цена предложения отражает готовность производителя производить и  продавать товар по цене не ниже ее.

     Поскольку у разных предприятий полные издержки производства одного и того же товара разные, то и цены предложения данного  товара также оказываются разными. Эти различия применительно к  разным товарам могут характеризоваться  определенным диапазоном. Графически диапазон цен предложения может  быть представлен с помощью кривой предложения (рис. 7.2).

     
     Рис. 7.2.

     Отрезок 0q1 выражает объем данного товара, который его продавцы готовы предложить на рынке. Очевидно, что он отражает производственные возможности, позволяющие  производить и поставлять на рынок  товар в этом объеме. Отрезок plp2 указывает  на диапазон цен, по которым продавцы готовы продавать товар. Диапазон цен  предложения на значительную часть  товаров не должен быть значительным, так как каждое предприятие стремится  обеспечивать себе как минимум среднеотраслевые условия производства.

     Рыночная  цена на товар складывается в результате взаимодействия спроса и предложения  данного товара. Она может быть равновесной и неравновесной.

     Равновесной является цена, при которой спрос  на данный товар равняется его  предложению в данный период времени. Графически такая цена определяется с помощью точки пересечения  кривых спроса и предложения, именуемой  точкой рыночного равновесия.

     
     Рис. 7.3.

     На  рисунке точка пересечения кривых спроса и предложения позволяет  определить отрезок 0q1, характеризующий  как величину спроса, так и величину предложения данного товара, и одновременно отрезок Оре, характеризующий размер цены товара. Равенство спроса и предложения при этой цене свидетельствует о том, что эта цена равновесная.

     Всякая  иная цена, отклоняющаяся вниз или  вверх от нее, предстает как неравновесная, так как при ней спрос и  предложение оказываются неравными.

     Видно (см. рис. 7.4), что цене Opl, превышающей  равновесный уровень, предложение  оказывается в объеме 0q2, а спроса - в объеме 0q1. Отрезок q1q2 характеризует  избыток товара на рынке. При цене 0р2 — более низкой чем равновесная, ситуация противоположная—спрос равен  величине 0q2, превышая величину предложения, равную отрезку 0q1.

     
     Рис. 7.4.

     Сравнение объемов продаж при равновесной  и неравновесной ценах показывает, что на равновесном рынке продается  данного товара больше, чем на неравновесном. В первом случае (рис. 7.3) объем продаж представлен отрезком 0qe, который  больше, чем отрезок 0q1, характеризующий  объем продаж как при высокой, так и при низкой цене.

     Большей оказывается выгода, получаемая от продажи товара по равновесной цене, как у покупателей, так и у  продавцов. В денежной форме эту  выгоду для покупателей можно  представить площадью Op1eqe. Она определяется количеством приобретаемого товара и ценами спроса, по которым покупатели были готовы приобретать товар. Причем площадь peple предстает как потребительский  излишек. При неравновесной (рис. 7.4) цена площадь, характеризующая выгоду для покупателей, оказывается меньшей — 0p3aql.

     Выгода  продавцов при равновесной цене определяется площадью 0peeqe, характеризующей  их выручку, покрывающую издержки и  содержащую прибыль. При неравновесной  цене: площадь выгоды продавцов оказывается  меньше, даже когда цена выше равновесной  — 0p4bql.

     Рисунки показывают также, что даже при равновесной  цене часть покупателей и продавцов  могут оказаться за пределами  рынка. У первых цены спроса оказываются  ниже рыночной цены, и они не в  состоянии приобрести товар, у вторых выше рыночной цены оказываются издержки производства, и им заниматься производством  и продажей товара оказывается невыгодно. Здесь хорошо видна стимулирующая  роль рынка — он действует наподобие  кнута и пряника, поощряя потребителей с высокими доходами и предприятия  с низкими издержками, отторгая бедных потребителей и неэффективно работающих товаропроизводителей.

     Очевидно  также, что рынок не способен удовлетворить  потребности всех потребителей во всех предлагаемых товарах. Это означает, что в рыночной экономике должны также существовать нерыночные способы  доведения производимой продукции  до потребителей, например, через фонды  общественного потребления, через  благотворительные фонды и т.д.

     Взаимодействие  спроса и предложения. Точка равновесия

     Цены  на рынке постоянно находятся  в движении, направление которого зависит от соотношения спроса и  предложения при существующей в  данныймомент цене. Однако покупатели стремятся больше приобрести дешевой  продукции,

     а производители – больше выпускать  дорогой. Рынок должен обеспечить равновесие их интересов, когда удовлетворены  и покупатели, и продавцы.Обычно компромисс достигается в виде «рыночной  цены» товара, по которой

     он  действительно продается и покупается.

     Цену, при которой величина спроса равна  величине предложения, называют равновесной. Точка Е пересечения кривой спроса и кривой предложения характеризует

     равновесную цену (450 руб./кг). Если картофель продавать  по цене 400 руб. и ниже, возникает  избыточный спрос, или дефицит картофеля. Любой товарный дефицит, нехватка продуктов  на рынке, будет толкать производителей к установлению

     более высокой цены. Поэтому цена товара станет подниматься вверх, к точке  равновесия спроса и предложения (Е). в этой ситуации производителям

     будет выгодно больше производить дефицитных товаров в результате чего предложения  станет увеличиваться, а спрос уменьшаться  до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

     Однако, если картофель продавать по цене, выше равновесной, тогда весь продукт  продан не будет. На рынке возникнет  его избыток, а любой избыток, т.е. товарный излишек, влечет за собой  снижение цены к точке равновесия Е. в

     данной  ситуации производителям будет невыгодно  производить избыточный товар, в  результате чего предложение станет сокращаться, а спрос повышается

     до  тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

     Итак, рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором  спрос будет равен предложению. Уравновешивающую функцию выполняет  цена, на равновесную цену оказывает  влияние целый ряд факторов, прежде всего спрос и предложение.

     Если  спрос растет, т.е. предложение товаров  не изменяется (при неизменности и  постоянстве прочих факторов) и кривая спроса смещается вправо вверх, то устанавливается  новый, более высокий уровень  равновесной цены и новый, больший  объем продажи товаров. И наоборот, снижение спроса, когда

     вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении (при  прочих равных условиях), ведет к  установлению более низкого уровня равновесной

     цены  и меньшего объема товарных продаж.

     При изменяющимся предложении и неизменном спросе (и прочих равных условиях) также  будет устанавливаться иной уровень  рыночного равновесия. Например, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку  более низкой равновесной цены при  возрастающем количестве

     продаж  товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, вызовет установление более высокой равновесной цены и меньшее количество продаж товара.

     Модели  рыночного равновесия

     Одним из вариантов выступает условно  устойчивое равновесие, когда цена стремится к прежнему равновесному значению, но никогда не достигает  его.

     «Паутинная  модель»: данная модель поиска равновесия является одной изнаиболее простых  динамических моделей рынка. Она  отражает поведение производителей с фиксированным циклом производства, когда решение об

     объеме  производства принимается с учетом уже сложившейся и ранее принятое решение в дальнейшем уже не может  быть существенно изменено. Нет возможности

     также сделать запас или использовать ранее созданный запас.

     Модель  Вальраса и Маршалла.

     Данные  модели были представлены в Х1Х веке известными теоретиками Л. Вальрасом  и А. Маршаллом.

     I. Поиск рыночного равновесия в  первой модели начинается с  анализа дефицита. Предположим, сложилась  цена Р1. Производители ограничиваются  объемом Q1. Покупатели предъявляют  спрос Q2. Возникает избыточный  спрос

     или дефицит. Потребители начинают конкурировать  и борьба обостряется. Это приводит к повышению цен. Движение покупателей  идет по линии D вверх. По

     линии предложения S вверх движутся производители, реагируя на настроения покупателей. Они  встречаются в точке Е, дефицит  исчезает, спрос предложению.

     При цене Р2 возникает избыток предложения  или перепроизводство. Это дополняется  конкуренцией на рынке производителей. Они начинают снижать

     цену  предложения. Часть производителей будет вынуждена сократить производство, т.к. эти условия им уже невыгодны.

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения