Закон спроса и предложения на примере салонов красоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного

Содержание

Введение.

1 Содержание и характеристика закона спроса и предложения.

1.1 Спрос.

1.2 Предложение.

1.3 Эластичность спроса и предложения.

1.4 Равновесная цена.

2 Проявление рыночных законов спроса и предложения в экономике.

3. Общая характеристика рынка услуг салонов красоты.

4 Закон спроса и предложения на примере салонов красоты.

5 Заключение.

6 Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

     Чтобы раскрыть категорию предложения  целесообразно сначала исследовать зависимость QSx от Рх при прочих равных условиях, т. е. полагая неизменными иные факторы, влияющие на QS.

     Количество  товара, предлагаемого фирмами к  продаже, является функцией нескольких переменных:

     QSx=QS

     (Рх, Рг, L, А, Т, Pi, Е, N).

     Нас в случае предложения товара Х  интересует характер зависимости QSx от цены самого товара Х при прочих равных условиях.

     Мы  исследуем функцию:

     QS=QS(Px)

     Рг, L, А, Т, Pi, E, N= const.

     Всю совокупность значений QSx товара X, соответствующих различным возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют предложением (supply - S) товара X.

     На  рисунке 2 изображена кривая предложения некоторого товара (услуг), показывающая зависимость между ценой товара Рх и количеством товара, которое продавцы намерены продать. Кривые предложения, как и кривые спроса, строятся, исходя из допущения «при прочих равных». Кривая предложения показывает, как производители меняют свои планы в ответ на изменения цены (предполагается, что неизменными остаются цены других товаров (услуг), технология производства и ряд других важных условий).

     

     Рисунок 2 - Кривая предложение.

     Кривая  предложения имеет положительный  наклон. Почему? Применительно к определенным обстоятельствам объяснений может быть несколько.

     Объяснение  первое. Положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителей на рыночные стимулы. Чем выше цена товара (услуг), тем больше смысла вкладывать время и силы в производство товаров (услуг).

     Объяснение  второе. Положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных производственных возможностях. Производитель продукции, будет вынужден увеличить затраты на связанные с производством товаров и услуг. Но это имеет смысл только до той точки, пока эти добавочные затраты не превышают добавочного количества товара, полученного на основе этих затрат.

     Объяснение  третье. Положительный наклон кривой предложения может быть объяснен при помощи понятий границы производственных возможностей и альтернативной стоимости. Допустим, что возможно производство только двух товаров - А и Б. Каждый товаропроизводитель имеет сравнительное преимущество в производстве одного из этих товаров. В ситуации, когда производятся только Б, товаропроизводители, имеющие наибольшее сравнительное преимущество в производстве А (т. е. те, кто может производить товар А по сравнительно низкой альтернативной стоимости), начнут производить товар, даже если ее рыночная цена низка. По мере движения точки вдоль кривой цена товара должна возрастать, чтобы те товаропроизводители, у которых альтернативная стоимость относительно высока также переключились на производство товара А. Наклон кривой в каждой точке равен альтернативной стоимости производства добавочного количества товара А для товаропроизводителя, который находит целесообразным переключиться с производства товара Б на производство товара А именно в этой точке границы производственных возможностей.

 

     1.3 Эластичность спроса и предложения.

     В экономике широко распространено использование  процентного исчисления для выражения способности одной переменной, реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая в экономику из физики).

     Спрос и предложение разных товаров  по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность - это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

     Рассмотрим  сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена.

     Эластичность  спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар.

     Прямая  эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

     Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:

     Относительное (процентное) изменение объема спроса   = ld

     Относительное (процентное) изменение цены

     Процентное  изменение называется относительным, так как, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины.

     Формула средней точки, иначе называемая дуговой эластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким интервалам изменений цены и величины спроса.

     Поэтому ее рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема следующая формула:

     q=a – рb, где q - величина спроса,

     р - цена,

     а и b—константы.

     Тогда коэффициент эластичности в точке  для эластичности спроса будет выглядеть так:

     Эластичность = bp/(а - bp)

     Представляемый  горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, так как. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к нулю, а само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.

     Эластичность  в различных точках кривой спроса.

     

     Рис.3 Эластичность в различных точках кривой спроса.

     ПРАВИЛО 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

     Классический  пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить. Величина спроса на нее не изменится при любой цене. А спрос на оливковое масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, так как. при повышении цены на него потребители переключатся на потребление подсолнечного, кукурузного и других растительных масел, пригодных для приготовления пищи. Другое дело - та категория потребителей, для которых нет альтернативы лечебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет относительно неэластичным.

     ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар  тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

     Агрегирование - это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы.

     Степень агрегированности конкретного товара возрастает при движении от первого пункта к пятому.

     ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар  одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.

     Так, спрос на сигареты в целом менее  эластичен, чем спрос на конкретный их сорт. Причина в том, что один сорт сигарет можно заменить на другой, при изменении цены одного из них.

     ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы  на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

     С этой точки зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки - слабо.

     ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую  эластичность имеет обычно спрос  на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

     ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для большинства  товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением  цен - падает.

     Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары - заменители, и эластичность спроса на него понизится.

     ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение  спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.

     ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается решение о покупке.

 

      1.4 Равновесная цена.

     1.4.1 Равновесная цена как пересечение кривой спроса и предложения.

     Рынки передают информацию в форме цен  людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара.

     На  каждом рынке существует множество  продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы изменять, устанавливается равновесная цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.

     Поместим  рассмотренные нами ранее кривые спроса и предложения в одной  системе координат.

     

     Рисунок Избыточный спрос и избыточное предложение

     Точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, есть рыночное равновесие. Однако, равенство спроса и предложения—это скорее теоретическая абстракция, позволяющая нам выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:

     1) избыточный спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает количество предлагаемых. Признаками такого положения служат сокращение товарных запасов (т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);

     2) избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения—рост товарных запасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальных изменений спроса) и появление очередей предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги.

     На  графике подобные ситуации выглядят следующим образом:

     Р

     

     Рисунок Изменение спроса и предложения под влиянием различных факторов

     Если  рыночная цена превышает равновесное  значение, то существует избыточное предложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы и покупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект - производитель или покупатель не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Если же рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.

Информация о работе Закон спроса и предложения на примере салонов красоты