Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 09:55, доклад

Описание

Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.
Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Работа состоит из  1 файл

Законодательный процесс в РФ.docx

— 79.18 Кб (Скачать документ)

 

Государство как социальный институт представлено в форме государственного аппарата.

Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.

Различные органы государственного аппарата в рамках своих функций  призваны распоряжаться ресурсами  общества для защиты интересов всех граждан.

Основные принципы государственного аппарата:

  • конституционность, законность любых действий и инициатив;
  • оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государстве! и юго аппарата;
  • ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;
  • политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;
  • профессионализм, компетентность должностных лиц.

В систему государственного аппарата входят следующие элементы:

  • органы законодательной власти (прежде всего парламент, законодательные органы субъектов федерации);
  • органы исполнительной власти (правительство, исполнительные органы власти субъектов федерации);
  • система судебных органов;
  • система надзорных и других контролирующих органов.

В государственный аппарат, помимо лиц, принимающих политические решения, входят административные образования (депар- тамснты, управления, комитеты, отделы и т. п.), осуществляющие квалифицированную подготовку решений.

Работа государственного аппарата в связи с особой значимостью и важностью для общества предполагает установление статуса неприкосновенности для лиц, принимающих политические решения (президент, глава правительства, генеральный прокурор, судьи, депутаты и другие категории политической элиты). Работникам государственного аппарата устанавливается статус государственных служащих, предполагающий, с одной стороны, некоторые ограничения их прав и полномочий в связи со спецификой их функций, с другой — наличие определенных льгот и системы зашиты. В учреждениях государственного аппарата существует институт отставки. Здесь имеется в виду создание специального порядка и процедур замещения и отстранения от должностей конкретных специалистов в интересах государства и его политики на основе законодательства.

Государственный аппарат РФ

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Представим структуру  государственного аппарата на примере  Российской Федерации.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- состоит из двух палат  - Совета Федерации и Государственной  Думы

- является постоянно действующим  органом

- Совет Федерации и  Государственная Дума заседают  раздельно

- заседания палат являются  открытыми (в отдельных случаях  проводится закрытые заседания)

- палаты могут проводить  совместные заседания для заслушивания  посланий Президента, Конституционного  Суда РФ, выступлений руководителей  иностранных государств

- члены Совета Федерации  и депутаты Гос. Думы обладают  неприкосновенностью в течение  срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного  и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит  из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).            

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных  законов, принятых Государственной  Думой

- утверждение изменения  границ

- утверждение некоторых  важнейших указов Президента  РФ (напр., о введении чрезвычайного  положения

- назначение выборов Президента  РФ

- назначение на должность  судей Конституционного, Верховного  и Высшего Арбитражного Судов  РФ

- назначение на должность  и освобождение от должности  Генерального Прокурора РФ

- отрешение Президента  от должности            

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных  законов

- дача согласия Президенту  РФ на назначение Председателя  Правительства РФ

- решение вопроса о  доверии Правительству РФ

- назначение на должность  и освобождение от должности  Председателя Центрального Банка  РФ

- назначение на должность  и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека

- объявление амнистии

- выдвижение обвинения  против Президента РФ для отрешения  его от должности. 

 

 

            Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.            

Исполнительная власть реализуется  через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.            

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.            

Правительство РФ состоит  из:

- Председателя Правительства  РФ

- заместителей Председателя  Правительства РФ

- федеральных министров            

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных  органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его  работу.            

Полномочия Правительства РФ:

- разрабатывает и представляет  Гос. Думе на утверждение федеральный  государственный бюджет

- обеспечивает исполнение  гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

- обеспечивает проведение  в РФ единой финансовой, кредитной  и денежной политики

- обеспечивает единую  политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения, экологии

- управляет федеральной  собственностью

- осуществляет меры по  обеспечению обороны страны, реализации  внешней политики РФ

- осуществляет меры по  обеспечению законности, прав и  свобод граждан

- организует охрану собственности  и общественного порядка

- в своей деятельности  руководствуется Конституцией РФ  и федеральными законами

- издает постановления  и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

- имеет право подать  в отставку (отставку принимает  или отклоняет Президент РФ)

- в случае отставки  или сложения полномочий продолжает  действовать до сформирования  нового   Правительства РФ. 

 

 

            Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.  Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

- Конституционный Суд РФ

- Верховный Суд РФ

- Высший Арбитражный Суд РФ

- система судов общей  юрисдикции (республиканские, областные,  краевые, районные, городские)

- система арбитражных  судов 

 

 

            Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

- о соответствии федеральных  законов, нормативных актов, и  т.п. Конституции РФ

- не вступивших в силу  международных договоров

- споры между федеральными  органами власти

- споры о компетенции  между федеральными и региональными  органами гос. власти

- споры между высшими  гос. органами власти субъектов

- проверяет конституционность  законов

- дает толкование Конституции  РФ 

 

 

            Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет  надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов.  Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел.      Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др. 

 

 

            Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п. 

 

 

            Для обеспечения независимости  судебной власти устанавливается особый статус судьи:

- никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов

- основой для разрешения  споров служат только нормативно-правовые  акты

- судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены  сроком

- судьи, их жилище, служебное  помещение, имущество, переписка,  транспорт и др. неприкосновенны

- судья не может быть  привлечен к административной  ответственности

- к уголовной ответственности  судья привлекается только с  согласия квалификационной коллегии судей - органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.


Информация о работе Законодательный процесс в РФ