Занятость и безработица: вопросы теории и практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:27, реферат

Описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

Содержание

Введение


1.Занятость и безработица: вопросы теории и практики


2.Воздействие государственного регулирования в сфере занятости


3.Активная политика занятости на рынке труда


4.Основные пути содействия занятости


5.Проблема социальных реформ населения о занятости и о безработице


6. Государственная политика занятости за 2010 г.


7. Анализ рынка труда


Заключение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ!!!.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

 

6. Принятие в особых  случаях мер по развитию частной  индивидуальной деятельности.

 

7. Создание специальных  предприятий для обеспечения  надомного труда. 

 

8. Создание предприятий  для организации общественных  работ по благоустройству, обслуживанию  престарелых и т.д.

 

9. Создание новых казенных  предприятий на базе определенных  федеральными органами несостоятельных  предприятий. 

 

10. Обеспечение специальных программ  внутренней миграции населения  из кризисных районов. 

 

 

 

 

4.Основные пути содействия занятости населения

 

Основными направлениями политики содействия занятости населения  являются:

 

- преодоление неблагоприятных  тенденций, связанных с падением  инвестиционной активности, снижением  объема производства, инфляцией;

 

- сдерживание массового высвобождения работающих граждан, прежде всего на градообразующих предприятиях;

 

- создание условий для развития  занятости в альтернативных негосударственных  секторах экономики;

 

- обеспечение целевой поддержки  и защиты граждан, находящихся  под риском увольнения;

 

- осуществление дополнительных  мер содействия занятости слабозащищенных  категорий населения на рынке  труда; 

 

- смягчение последствий  длительной безработицы. 

 

В целях смягчения  ситуации на рынке труда совместными  действиями социальных партнеров (органы государственной власти, местного самоуправления, различные фонды поддержки предпринимательства, службы занятости, агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, торгово-промышленные палаты, ассоциации и конфедерации предприятий и предпринимателей, базовые учебные заведения) должны осуществляться следующие меры:

 

1. Определение приоритетов  по созданию и сохранению рабочих  мест по отраслям и территориям.

 

2. Разработка предложений  по созданию и сохранению рабочих  мест в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

 

3. Организация и проведение  социальной экспертизы разрабатываемых  целевых инвестиционных программ  по вопросам их влияния на  создание и сохранение рабочих  мест.

 

4. Подготовка предложений  в законодательные органы по вопросам предоставления налоговых льгот предприятиям, сохраняющим и создающим экономически целесообразные рабочие места.

 

При оказании финансовой поддержки преимущества должны получать предприятия, находящиеся на территориях  с критической ситуа­цией на рынке труда, градообразующие, сохраняющие или создающие рабочие места для слабозащищенных групп незанятого населения.

 

Прогнозируемое ухудшение  ситуации на рынке труда потребует  от местных органов законодательной  и исполнительной власти, служб занятости принятия дополнительных мер по обеспечению занятости населения в экстремальных условиях на рынке труда, в числе которых:

 

 

- разработка программ  экстренных краткосрочных мер  по снятию социальной напряженности; 

 

- проведение экспертизы  финансового состояния предприятий и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников;

 

- приостановка процесса  массового высвобождения работников  или его поэтапное проведение;

 

- увеличение масштаба  общественных работ;

 

- организация опережающего  обучения и переподготовки работников предприятия в период проведения реорганизационных и ликвидационных процедур.

 

В числе мер, направленных на повышение эффективности работы, — укрепление социального партнерства  органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов и других социальных партнеров в решении проблем занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Программа социальных реформ о занятости и о безработице

 

Политика на рынке труда в  предстоящий период будет направлена на обеспечение рациональной структуры  занятости населения, дости­жение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.

 

В этих целях намечается активизировать меры по структурной перестройке  экономики, стимулированию роста объемов  производства, поддержке отечественных  производителей, оздоровлению финансового состояния предприятий. Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику предусматривается в большей степени ориентировать на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ, на поощрение иностранных инвестиций для создания новых рабочих мест.

 

Современная ситуация на рынке труда  значительно отличается от существовавшей в начале экономической реформы. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 %. В  настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут. Почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных, растет длительность безработицы.

 

Изменилась отраслевая структура  занятости, уменьшилось число работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности, несколько возросла занятость в социально-культурных отраслях. В промышленности имеют место регрессивные структурные сдвиги в пользу добывающих отраслей. Отраслевые структурные изменения вызвали обострение региональных проблем занятости. В 47 субъектах  Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.

 

Кардинально поменялась структура  занятых по формам собственности — в настоящее время треть работающих заняты в частном секторе экономики. Более 4 млн. человек работают неполное время или находятся в вынужденных отпусках. Во многом это связано со стрем­лением администраций предприятий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сдержать массовую безработицу. Ускоренно развивается вторичная и самостоятельная занятость, в том числе в теневом секторе экономики.

 

Осложняется положение с занятостью женщин и молодежи. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости и решения поставленных задач на федеральном и региональном уровнях предполагается осуществить:

 

- проведение сбалансированной  инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование  имеющихся рабочих мест, развития малых предприятий, направлений капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

 

- разработку на основе  прогнозов социально-экономического  развития генеральной схемы развития рабочих мест;

 

- введения системы  стимулирования развития предпринимательства  малого и среднего бизнеса,  индивидуальной трудовой деятельности  прежде всего в регионах с  критической ситуацией на рынке  труда;

 

- оптимизацию масштабов занятости в негосударственном секторе экономике;

 

- разработку специальных  программ по стабилизации занятости  в регионах с кризисной ситуацией  на рынке труда, монопромышленных  городах, районах Крайнего Севера.

 

Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления будет обеспечено:

 

- дальнейшее развитие  системы непрерывного образования,  включая внутрипроизводственное  обучение, расширение возможностей  самообучения, поддержка опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;

 

- поэтапное осуществление  мер по смягчению социальных  последствий долговременной (застойной)  безработицы;

 

- расширение структуры  и видов общественных работ,  условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей регионов;

 

- развитие гибких форм  занятости;

 

- реформирование системы  назначения и выплаты пособий  по безработице, разработка мер, способствующих активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной переподготовке. При определении минимального размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;

 

- повышение финансовой устойчивости Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, расширение источников его формирования, введение нового механизма перераспределения средств фонда. Субсидии из фонда занятости будут предоставляться предприятиям только для реализации программ по обеспечению занятости инвалидов, переквалификации работников перед их высвобождением, обучению молодежи без отрыва от производства, а также по поддержке лиц, не имеющих работы свыше 6 месяцев;

 

- осуществление мер  по усилению социальной защиты работников, работающих в режиме неполного рабочего дня (недели) или находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства;

 

- разработка специальных  программ, направленных на расширение  занятости для отдельных социальных групп населения — молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов;

 

- внедрение в практику  социальных планов предприятий,  осуществляющих массовое высвобождение  работников, предусмотрев в них  временное изменение условий  и режимов труда, досрочный выход на пенсию, дополнительные социальные льготы для увольняемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Государственная политика занятости за 2010 год

 

Как и любое экономическое  явление, безработица не может рассматриваться  односторонне. Она может быть и злом, и благом - все зависит от меры данного явления и конкретных обстоятельств.

 

Рассмотрим безработицу  как благо. В основе такой оценке может лежать только умеренная безработица.

 

Во-первых, с экономической  точки зрения безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который всегда можно задействовать. Например, при структурной перестройке или сезонном колебании спроса на рабочую силу. Если представить себе ситуацию, при которой существует абсолютно полная занятость, то тогда возникают проблемы обеспечения рабочей силой новых рабочих мест. Инвестиционные процессы начинают тормозиться, что может даже оказать негативное влияние на общую эффективность развития экономики страны.

 

Во-вторых, с психологической  точки зрения умеренная безработица повышает дисциплину труда. Здесь действует такой стимул, как риск потери работы. Это заставляет сотрудника не только вовремя и в надлежащем виде приходить на свое рабочее место, но и добровольно трудиться, выдавая высококачественную продукцию.

 

В-третьих, с демографической точки зрения умеренная безработица может содействовать оптимизации структуры занятости по половозрастному признаку. Если, например, в тот или иной период в структуре занятых преобладает женский труд, то это может сказаться не только на воспитании подрастающего поколения, но и на самой рождаемости. В этом случае умеренная безработица, вбирая в себя, прежде всего женщин, может внести коррективы в структуру занятости и тем самым способствовать решению демографических проблем в стране.

 

В-четвертых, с политической точки зрения умеренная безработица  способствует предпринимательской  деятельности, охлаждая пыл наемных  работников и профсоюзов, которые  выдвигают непомерно высокие  требования в области улучшений  условий труда. В целом, как правило, это стабилизирует политическую ситуацию в стране или способствует в известной мере этому процессу.

 

Итак, умеренная безработица (в пределах 3-5% общего количества дееспо-собного  населения) является благом. Но как  только она начинает переходить за этот уровень, т. е. 5%-ный предел, начинают все отчетливее проявляться отрицательные стороны безработицы, которые прежде были лишь в потенции.

 

Во-первых, безработица  снижает экономический потенциал  общества за счет его недоиспользования. Это ведет к следующим потерям:

 

- снижению объема (по  сравнению с возможным) ВНП;

 

- падению покупательского  спроса;

 

- сокращению сбережений;

 

- торможению инвестиционного  процесса;

 

- снижению предложения;

 

- спаду производства.

 

Безработица также приводит к потере квалификации высвободившихся работников и, как следствие, к устойчивому снижению производительности их труда. Исследования показали, что даже после двух- трехмесячного перерыва работник выходит на прежнюю производительность труда примерно через 6-7 месяцев.

 

Во-вторых, с социальной точки зрения безработица содействует криминализации общества.

 

В-третьих, с безработицей связывается ухудшение психического здоровья нации. Медики утверждают, что  отрицательная реакция, полученная при извещении об увольнении, по-своему воздействию на психику человека равнозначна реакции на сообщение ос смерти самых близких родственников и сильнее сообщения о тюремном заключении.

 

В-четвертых, безработица  может усиливать политическую нестабильность общества, способствуя возникновению  социальных катаклизмов.

 

Государств на Западе проводит специальные меры по защите наемных работников от безработицы. Предусматривается обеспечить экономическую  безопасность трудящихся по следующим  направлениям:

 

 

1. Регулирование занятости.  Государство предпринимает следующие действия:

 

- в период массовой  безработицы сокращает законодательно  установленную продолжительность  рабочего дня и рабочей недели;

 

- рекомендует проводить  на предприятиях «разделение  рабочих мест» между работниками  (для увеличения занятости);

 

- досрочно увольняет  на пенсию работников государственного  сектора экономики, которые не  дослужили до пенсии 2-3 года;

Информация о работе Занятость и безработица: вопросы теории и практики