Занятость и безработица: вопросы теории и практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:27, реферат

Описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

Содержание

Введение


1.Занятость и безработица: вопросы теории и практики


2.Воздействие государственного регулирования в сфере занятости


3.Активная политика занятости на рынке труда


4.Основные пути содействия занятости


5.Проблема социальных реформ населения о занятости и о безработице


6. Государственная политика занятости за 2010 г.


7. Анализ рынка труда


Заключение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ!!!.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

 

- создает новые рабочие  места и организует общественные  работы (постройку высококачественных  дорог и т.п.), особенно для хронически безработных и для молодежи;

 

- сокращает предложение  рабочей силы на рынке труда:  ограничивает иммиграцию (въезд  в страну) желающих работать и  стимулирует репатриацию (возвращение  на родину) иностранных рабочих  и др.

 

2. Организация бирж  труда. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Направления на работу, выданные биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей, которые предпочитают принимать на работу через собственные отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

 

3. Формирование фондов  страхования по безработице. Эти  фонды оказывают потерявшим работу  материальную помощь. Они образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.

 

В разных странах размеры  пособий по безработице и продолжительность их выплаты неодинаковы, например, они составляли:

 

- в США - 36% заработка  в течение 14 недель;

 

- в Японии - 60-80% заработной  платы в течение 3-12 месяцев  в зависимости от возраста  безработного и других условий.

 

В Российской Федерации  создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает, в частности, следующие меры:

 

- образован Государственный  фонд занятости (страховой тариф  взносов в этот фонд для  всех предприятий составляет 2% к  начисленной оплате труда);

 

- установлен период выплаты пособий - 12 месяцев;

 

- гражданам, работавшим  сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице  в следующих размерах (по отношению  к средней заработной плате  за последние 2 месяца по последнему  месту работы): а) первые 3 месяца - 75%; б) следующие 4 месяца - 60%; в) в дальнейшем - 45%;

 

- лицам, ищущим работу  впервые, выплачивается пособие  в размере минимальной месячной  оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7.Анализ рынка труда

 

Ситуация на рынке  труда характеризуется развитием противоречивых тенденций. Общая численность безработных граждан России, рассчитывается по методологии Международной организации труда (МОТ).

 

Общая численность безработных  граждан России в 2010 году составила 6,3 млн. человек или 8,6% экономически активного населения. При этом число официально зарегистрированных безработных было 2,2 мл. человек или 3% экономически активного населения. Между тем, согласно данным Росстата за ноябрь 2010 года, уровень безработицы составил 8,1%, а число безработных достигло 6,1 млн. человек. Месяцем ранее уровень безработицы в России был ниже - 7,7%. За ноябрь число безработных выросло еще на 0,3 млн. человек (или на 5%), а по сравнению с ноябрем прошлого года численность безработных выросла на 0,8 млн. человек (или на 15,9%). Быстрого решения проблемы безработицы ожидать не стоит - аналитики прогнозируют уровень безработицы в диапазоне 9-10% на протяжении следующего года.

 

Рост безработицы, продолжающийся, несмотря на небольшую положительную  динамику в производстве, вызывает большое беспокойство у властей, экономистов и социологов.

 

Безработица по полу и  месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин за анализируемый период (сентябрь 2010г.) составила 45,7%, доля городских жителей среди безработных составила 66,4%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уро-вня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей.

 

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в сентябре 2010г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 29,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,7%, 20-24 года - 22,4%.

 

Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20-24 года в августе-сентябре 2010г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009г. на 5-6 процентных пунктов и составил в сентябре 15,7%. Следует отметить, что на возрастную группу населения 20-24 года приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда.

 

Самый высокий уровень  безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (29,1%). В среднем среди  молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в сентябре 2010г. составил 17,6% (в августе 2010г. - 18,5%), в том числе среди городского населения - 17,2%, среди сельского населения - 18,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,1 раза.

 

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 31,4% составляют лица, срок пребывания которых в  состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4% безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в сентябре 2010г. составила, соответственно, 40,4% и 25,3%.

 

Наличие опыта работы. В численности безработных 27,8% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В сентябре 2010г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (20,0% - за счет молодежи до 20 лет, 50% - от 20 до 24 лет, 15% - 25-29 лет).

 

Как государство  борется с безработицей

 

В 2010 году на реализацию программ по снижению напряженности на рынке труда было выделено 36,3 млрд. рублей. Будут продолжены те программы, которые уже были начаты. С 14 декабря было принято постановление правительства о выделении субсидий субъектам РФ для финансирования региональных программ занятости.

 

Среди направлений по борьбе с безработицей предоставляется  помощь гражданам в открытии малого бизнеса, поскольку открытие нового бизнеса автоматически означает создание новых рабочих мест (что схоже с инициативами президента США Барака Обамы по борьбе с безработицей, которая в Соединенных штатах достигла 10%).

 

Еще одно из важных направлений  считается организация стажировок для выпускников вузов. В 2010 году такие стажировки прошли более 70% выпускников. Также в 2010 году работодателям возмещались затраты по созданию рабочих мест для инвалидов. За каждое рабочее место работодателю выплачивали 30 тыс. рублей.

 

Если в 2009 году закон  о занятости разделял права граждан  на получение пособия по безработице  и стипендии в зависимости  от того, является ли работодатель юридическим  или физическим лицом, то с 1 января 2010 года это разделение было снято. Соответствующий законопроект одобрил Совет Федерации. Это означает, что граждане, уволенные индивидуальными предпринимателями, ранее получавшие минимальное пособие по безработице (850 рублей в месяц), теперь будут получать наравне с уволенными из организаций сотрудниками суммы, рассчитанные в зависимости от среднего заработка (но не выше максимальной величины пособия по безработице в 4900 рублей). Из федерального бюджета в 2010 году на эти меры были выделены 1,49 млрд. рублей.34

 

Скорого решения  проблемы безработицы не будет

 

То, что безработица  остается на таком высоком уровне - очень негативный фактор, но, к сожалению, в 2010 году существенных изменений в этой сфере не было, говорят аналитики. Как ранее заявлял RB.ru главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик, ситуация с безработицей начала меняться только со второго квартала 2010 года. "В краткосрочной перспективе уровень безработицы не был выше 8% экономически активного населения", - сказал эксперт.

 

Безработица будет оставаться на уровне от 8% до 9%", На данный момент пока нет источников для роста уровня занятости. Те отрасли экономики, где сейчас наблюдается рост, это пока в основном ориентированные на экспорт сектора, в которых какого-то роста занятости не предвидится. Надо понимать также, что предпринимаемые меры по повышению уровня конкуренции в экономике, в частности поддержка малого бизнеса, быстрого результата принести не могут. Даже если все будет сделано правильно, эффект от них будет понятен лишь в 2012 году.

 

Наименее востребованные специалисты

 

Наименее востребованные специалисты за анализируемый период входят специалисты по гостиничному хозяйству, туризму, юристы и бухгалтеры, финансисты, банковские работники. Невостребованность юристов связана с переизбытком этих специалистов на рынке, поскольку в начале 2000-х гг. существовала мода на юридическое образование. Кроме того, корпоративные юристы, наряду с HR-менеджерами, офис-менеджерами и секретарями, входили в пул так называемого административного персонала, который в конце прошлого года в компаниях сокращали, прежде всего. Менеджеры по туризму и гостиничный персонал (администраторы гостиниц, горничные) остались невостребованными из-за снижения туристической активности в этом сезоне. Поскольку финансовая система значительно пострадала от кризиса, снизился спрос на бухгалтеров, финансистов, банковских работников.

 

 

 

 

Заключение

 

Рынок труда в России никак нельзя назвать устоявшимся  и сбалансированным, хотя во многих его сферах отмечаются позитивные изменения. Анализ российского рынка труда  показывает, что на российском рынке труда в 2010 общий уровень безработицы не снизился, а будет находился в районе 8-10% . По-прежнему остается огромным разрыв (в 3 раза) в показателях общей безработицы в стране и официально зарегистрированной безработицы, что свидетельствует о слабой вере граждан страны в способность государственных служб занятости обеспечить их достойной работой и соответственно низких стимулах к регистрации в данных органах. По этому вопросу отметим, что за рубежом данные показатели в основном различаются незначительно, а в некоторых странах идентичны.

Также нельзя положительно оценить и высокую долю преобладающей  части экономически активного населения  на крупных и средних предприятиях и низкую динамику уменьшения данного  показателя, что подтверждает низкий уровень развития и роль малого бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация обратная сложившейся во многих экономически развитых странах.

На основе проведенного анализа видно, что нет прогресса  и в выравнивании уровня безработицы  по территории страны. Высокая степень дифференциации регионов по уровню безработицы, сложившаяся еще с советских времен в результате неравномерного и «очагового» развития экономики, за 2010 г. продолжала увеличиваться.

Все это в целом  показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда.

В связи с последствиями экономического кризиса борьба с безработицей названа одной из антикризисных мер правительства. В частности, принято решение о значительном увеличении размера максимального пособия по безработице с 1 января 2009 года до 4,9 тысячи рублей.

На российском рынке  труда необходимо активный тип воздействия  на уровень занятости, который заключается  в стимулировании создания новых  рабочих мест и предложении труда и мерах по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях.

 

Для увеличения масштабов  занятости населения необходимо следующее:

 

1. развитие законодательных  и организационных механизмов;

 

2. государство обязано  сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости;

 

3. создание стабильной  сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального  образования и государством.

Литература

 

Закон РФ "О занятости  населения в РФ".

 

Программа социальных реформ на период 1996—2000 годы.

Программа Правительства  РФ "Реформы и развитие Российской экономики в 1995—1997 годы".

 

Среднесрочная программа  Правительства РФ на 1997—2000 годы "Структурная  перестройка и экономический  рост".

 

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 годы.

 

Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. — М., 1996.

 

Программа содействия занятости  населения Нижегородской области  на 1998 год.

 

Введение в рыночную экономику/ Под ред. А. Лившица и И. Никулиной. —  М., 1994, гл. 14.

 

Рыночная экономика. Учебник. —  М.: Соминтэк, 1992, гл. 14.

 

Рыночная экономика. Учебник. —  М., 1993, гл.5.

 

Учебник по основам экономической  теории. —  М., 1994, гл.16.

 

Эклунд К.  Эффективная  экономика. Шведская  модель. —  М., 1991, гл. II.

 

Экономика. Учебник/ Под  ред. А. Булатова. —  М., 1994, гл. 8.

 


Информация о работе Занятость и безработица: вопросы теории и практики