Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 22:39, курсовая работа
Основная цель курсовой работы - раскрытие сущности, формы и оптимизации занятости населения .
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие задачи:
раскрыто экономическое содержание занятости населения ;раскрыты формы и виды занятости населения; рассмотрены статистические данные о состоянии занятости Тюменской области в 2009 году; рассмотрены пути оптимизации в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью.
Введение____________________________________________________3
1. Сущность, виды, формы и пути оптимизации занятости
населения
1.1.Занятость: социально-экономическая сущность, основные
Характеристики___________________________________________5
1.2.Виды и формы занятости ___________________________________9
1.3.Оптимизации занятости населения___________________________11
2. Тюменская область : занятость населения и пути ее оптимизации
в 2009 году
2.1.Занятость населения в Тюменской области в январе-феврале 2009
Года____________________________________________________15
2.2.Программа по содействию занятости населения и снижения напряженности на рынке труда Тюменской области на 2009 год
___________________________________________________________20
Заключение________________________________________________22
Список использованной литературы__________________________24
Кратко охарактеризуем отдельные формы занятости.
По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.
Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.
По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.
По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже -- каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.
По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость -- это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость -- занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.
По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:
занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;
занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;
занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;
занятость по нестандартным
организационным формам: временные работники,
совместительство.
1.3.Оптимизации
занятости населения
В нашей стране оптимизация занятости населения решается посредством правительственной программы содействия занятости, которая в свою очередь опирается на государственную политику занятости.
Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения;
- повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:
-трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);
-стимулирование образования гибкого рынка труда;
-социальная защита от безработицы.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.
Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».
Значительна и посредническо- вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.
Кроме того, в правовом государстве на сегодняшний день действует система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся.
Первым элементом такой системы является регулирование занятости . Многие государства предпринимают следующие действия:
-сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
- рекомендуют осуществлять на предприятиях « разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);
- досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
- создают новые рабочие места и организуют общественные работы ( в области инфраструктуры- для постройки высококачественных дорог и т.п.) особенно для хронически безработных и молодежи;
- сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию ( возвращение на родину) иностранцев и др.
Видное место на сегодняшний день в регулировании занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
Государственная служба занятости населения существует в стране уже свыше 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство реализует конституционные права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства из них, работающих по найму (95%) . Ведь по результатам последней Всероссийской переписи населения для 48 миллионов человек доходы от трудовой деятельности являются единственным источником средств к существованию.
Меры косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
2.
Тюменская область : занятость населения
и пути ее оптимизации в 2009 году
2.1. Занятость
населения в Тюменской области в
январе-августе 2009 года
Численность
незанятых трудовой деятельностью граждан,
состоящих на учете в службах занятости,
тысяча человек, Тюменская область | |
2009 | |
январь | 31.4 |
февраль | 35.9 |
март | 40.9 |
апрель | 42.7 |
май | 39.7 |
июнь | 35 |
июль | 33.5 |
август | 33 |
Численность
экономически активного населения к концу
августа 2009г. составила, по оценке, 1937,2
тыс. человек (57,0% от общей численности
населения области), в их числе 1796,1 тыс.
(52,8% от общей численности населения области)
были заняты в экономике и 141,1 тыс. человек
(4,2% от общей численности населения области)
не имели занятия, но активно его искали
и, в соответствии с методологией Международной
Организации Труда (МОТ), классифицировались
как безработные. Доля экономически активного
населения, занятого в экономике Ханты-Мансийского
на конец месяца | |||||||
Экономически | В том числе | Уровень | |||||
активное население | занятые | безработные | безработицы, | ||||
тыс. | в % к | тыс. | в % к | тыс. | в % к | в % к | |
человек | соот- | человек | соот- | человек | соот- | экономически | |
вующему | вующему | вующему | активному | ||||
периоду | периоду | периоду | населению | ||||
предыду- | предыду- | предыду- | |||||
щего
года |
щего
года |
Щего
года |
|||||
Тюменская область |
|||||||
2008г. | |||||||
январь | 1896,1 | 104,0 | 1796,4 | 105,8 | 99,7 | 80,0 | 5,3 |
февраль | 1901,4 | 103,4 | 1811,7 | 105,9 | 89,7 | 69,9 | 4,7 |
март | 1902,0 | 102,7 | 1810,7 | 105,2 | 91,3 | 70,6 | 4,8 |
апрель | 1900,1 | 102,6 | 1807,1 | 104,7 | 93,0 | 74,0 | 4,9 |
май | 1903,3 | 102,7 | 1806,0 | 103,5 | 97,3 | 89,3 | 5,1 |
июнь | 1910,6 | 102,4 | 1813,6 | 102,8 | 97,0 | 96,5 | 5,1 |
июль | 1917,3 | 104,1 | 1819,1 | 104,9 | 98,2 | 91,1 | 5,1 |
август | 1931,6 | 103,8 | 1831,8 | 104,7 | 99,8 | 90,5 | 5,2 |
сентябрь | 1933,7 | 104,4 | 1831,6 | 105,7 | 102,1 | 84,9 | 5,3 |
октябрь | 1937,8 | 104,8 | 1828,3 | 105,6 | 109,5 | 92,2 | 5,7 |
ноябрь | 1954,2 | 103,5 | 1827,9 | 102,7 | 126,3 | 115,0 | 6,5 |
декабрь | 1962,5 | 103,5 | 1829,9 | 102,2 | 132,6 | 127,4 | 6,8 |
2009г.1) | |||||||
январь | 1965,6 | 103,7 | 1832,2 | 102,0 | 133,4 | 133,8 | 6,8 |
февраль | 1951,1 | 102,6 | 1811,5 | 100,0 | 139,6 | 155,6 | 7,2 |
март | 1947,9 | 102,4 | 1808,6 | 99,9 | 139,3 | 152,6 | 7,2 |
апрель | 1950,8 | 102,7 | 1805,9 | 99,9 | 144,9 | 155,8 | 7,4 |
май | 1940,1 | 101,9 | 1791,9 | 99,2 | 148,2 | 152,3 | 7,6 |
июнь | 1941,3 | 101,6 | 1794,8 | 99,0 | 146,5 | 151,0 | 7,5 |
июль | 1937,6 | 101,1 | 1795,5 | 98,7 | 142,1 | 144,7 | 7,3 |
август | 1937,2 | 100,3 | 1796,1 | 98,1 | 141,1 | 141,4 | 7,3 |
Информация о работе Занятость населения: сущность, формы, пути оптимизации