Занятость населения: сущность, формы, пути оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы - раскрытие сущности, формы и оптимизации занятости населения .
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие задачи:
раскрыто экономическое содержание занятости населения ;раскрыты формы и виды занятости населения; рассмотрены статистические данные о состоянии занятости Тюменской области в 2009 году; рассмотрены пути оптимизации в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью.

Содержание

Введение____________________________________________________3
1. Сущность, виды, формы и пути оптимизации занятости
населения
1.1.Занятость: социально-экономическая сущность, основные
Характеристики___________________________________________5
1.2.Виды и формы занятости ___________________________________9
1.3.Оптимизации занятости населения___________________________11
2. Тюменская область : занятость населения и пути ее оптимизации
в 2009 году
2.1.Занятость населения в Тюменской области в январе-феврале 2009
Года____________________________________________________15
2.2.Программа по содействию занятости населения и снижения напряженности на рынке труда Тюменской области на 2009 год
___________________________________________________________20
Заключение________________________________________________22
Список использованной литературы__________________________24

Работа состоит из  1 файл

КурЗанятость.rtf

— 446.10 Кб (Скачать документ)

        Кратко охарактеризуем отдельные формы занятости.

        По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.

Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость  для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.

         По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.

       По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже -- каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

        По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость -- это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость -- занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.

        По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы.    Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство. 

1.3.Оптимизации занятости населения 

         В нашей стране оптимизация занятости населения решается посредством правительственной программы содействия занятости, которая в свою очередь опирается на государственную политику занятости.

         Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

        Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

        В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью

        Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

        Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:

- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

- формирование эффективной структуры занятости населения;

- повышение качества создаваемых рабочих мест;

- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы.

      Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.

       Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

  -трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);

  -стимулирование образования гибкого рынка труда;

  -социальная защита от безработицы.

     Большое влияние на рынок труда  оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др). Эти программы содействуют  определенной  стабилизации  социально-экономического положения  трудящихся в  зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

     Социальная  защита населения  в условиях рынка  осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».

      Значительна и посредническо- вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной  сети по трудоустройству. Государственные системы  обучения и переобучения  рабочей силы содействуют  максимально быстрой адаптации  к меняющимся требованиям рынка.

       Кроме того, в правовом государстве на сегодняшний день действует  система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся.  

       Первым элементом такой системы  является регулирование занятости . Многие  государства предпринимают следующие действия:

-сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;

- рекомендуют осуществлять на предприятиях « разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);

- досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили  до пенсии 2-3 года;

- создают новые рабочие места и организуют общественные работы ( в области инфраструктуры- для постройки высококачественных дорог и т.п.) особенно для хронически безработных и молодежи;

- сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию ( возвращение на родину) иностранцев и др.

      Видное место на сегодняшний день  в регулировании  занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

      Государственная служба занятости населения существует в стране уже свыше 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство реализует конституционные права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства из них, работающих по найму (95%) . Ведь по результатам  последней Всероссийской переписи населения для 48 миллионов человек доходы от трудовой деятельности являются единственным источником средств к существованию.

    Меры косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.

     Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются  и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное  государственное регулирование рынка  труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

 

2. Тюменская область : занятость населения и пути ее оптимизации в 2009 году  

2.1. Занятость населения в Тюменской области в январе-августе 2009 года 

     Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, тысяча человек, 
Тюменская область
            2009
январь      31.4
февраль      35.9
март      40.9
апрель      42.7
май      39.7
июнь      35
июль      33.5
август      33

   Численность экономически активного населения к концу августа 2009г. составила, по оценке, 1937,2 тыс. человек (57,0% от общей численности населения области), в их числе 1796,1 тыс. (52,8% от общей численности населения области) были заняты в экономике и 141,1 тыс. человек (4,2% от общей численности населения области) не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ), классифицировались как безработные. Доля экономически активного населения, занятого в экономике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, составила 46,8%, Ямало-Ненецкого - 17,1%, Тюменской области (без автономных округов) - 36,1%.

   
  на конец месяца
  Экономически В том числе Уровень
  активное население занятые безработные безработицы,
  тыс. в % к тыс. в % к тыс. в % к в % к
  человек соот- человек соот- человек соот- экономически
    вующему   вующему   вующему активному
    периоду   периоду   периоду населению
    предыду-   предыду-   предыду-  
    щего

года

  щего

года

  Щего 

года

 
Тюменская 
область
             
2008г.              
январь 1896,1 104,0 1796,4 105,8 99,7 80,0 5,3
     февраль 1901,4 103,4 1811,7 105,9 89,7 69,9 4,7
     март 1902,0 102,7 1810,7 105,2 91,3 70,6 4,8
     апрель 1900,1 102,6 1807,1 104,7 93,0 74,0 4,9
     май 1903,3 102,7 1806,0 103,5 97,3 89,3 5,1
     июнь 1910,6 102,4 1813,6 102,8 97,0 96,5 5,1
     июль 1917,3 104,1 1819,1 104,9 98,2 91,1 5,1
     август 1931,6 103,8 1831,8 104,7 99,8 90,5 5,2
     сентябрь 1933,7 104,4 1831,6 105,7 102,1 84,9 5,3
     октябрь 1937,8 104,8 1828,3 105,6 109,5 92,2 5,7
ноябрь 1954,2 103,5 1827,9 102,7 126,3 115,0 6,5
декабрь 1962,5 103,5 1829,9 102,2 132,6 127,4 6,8
     2009г.1)              
     январь 1965,6 103,7 1832,2 102,0 133,4 133,8 6,8
     февраль 1951,1 102,6 1811,5 100,0 139,6 155,6 7,2
     март 1947,9 102,4 1808,6 99,9 139,3 152,6 7,2
     апрель 1950,8 102,7 1805,9 99,9 144,9 155,8 7,4
     май 1940,1 101,9 1791,9 99,2 148,2 152,3 7,6
     июнь 1941,3 101,6 1794,8 99,0 146,5 151,0 7,5
     июль 1937,6 101,1 1795,5 98,7 142,1 144,7 7,3
     август 1937,2 100,3 1796,1 98,1 141,1 141,4 7,3
                    

Информация о работе Занятость населения: сущность, формы, пути оптимизации