Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 22:39, курсовая работа
Основная цель курсовой работы - раскрытие сущности, формы и оптимизации занятости населения .
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие задачи:
раскрыто экономическое содержание занятости населения ;раскрыты формы и виды занятости населения; рассмотрены статистические данные о состоянии занятости Тюменской области в 2009 году; рассмотрены пути оптимизации в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью.
Введение____________________________________________________3
1. Сущность, виды, формы и пути оптимизации занятости
населения
1.1.Занятость: социально-экономическая сущность, основные
Характеристики___________________________________________5
1.2.Виды и формы занятости ___________________________________9
1.3.Оптимизации занятости населения___________________________11
2. Тюменская область : занятость населения и пути ее оптимизации
в 2009 году
2.1.Занятость населения в Тюменской области в январе-феврале 2009
Года____________________________________________________15
2.2.Программа по содействию занятости населения и снижения напряженности на рынке труда Тюменской области на 2009 год
___________________________________________________________20
Заключение________________________________________________22
Список использованной литературы__________________________24
Динамика
численности экономически активного населения
БЕЗРАБОТИЦА
На
конец сентября 2009г. в государственных
учреждениях службы занятости области
зарегистрировано 33,2 тыс. не занятых трудовой
деятельностью граждан, из них 27,5 тыс.
имели статус безработного. В Ханты-Мансийском автономном
Динамика
численности не занятых трудовой деятельностью
граждан, зарегистрированных
в государственных учреждениях службы
занятости .
на конец месяца | ||||
Численность
незанятых граждан, обратившихся за содействием
в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости, тыс. человек |
Из них безработных | |||
тыс. человек |
в % к | |||
предыдущему месяцу | соответствующему месяцу предыдущего года | |||
Тюменская область | ||||
2008г. | ||||
январь | 27,6 | 25,0 | 99,3 | 71,7 |
февраль | 28,1 | 25,8 | 102,9 | 73,4 |
март | 27,4 | 25,1 | 97,3 | 74,0 |
апрель | 25,9 | 24,1 | 96,2 | 75,8 |
май | 23,6 | 21,7 | 89,8 | 75,8 |
июнь | 21,4 | 19,4 | 89,4 | 75,5 |
июль | 21,0 | 18,5 | 95,8 | 76,4 |
август | 21,0 | 18,3 | 98,6 | 77,5 |
сентябрь | 21,0 | 17,9 | 97,6 | 78,2 |
октябрь | 21,7 | 18,5 | 103,8 | 80,6 |
ноябрь | 23,2 | 19,7 | 106,1 | 82,1 |
декабрь | 26,9 | 24,5 | 124,4 | 97,1 |
2009г. | ||||
январь | 31,4 | 27,1 | 110,7 | 108,2 |
февраль | 35,9 | 31,4 | 116,1 | 122,0 |
март | 40,9 | 35,5 | 113,1 | 141,7 |
апрель | 42,7 | 38,2 | 107,4 | 158,3 |
май | 39,7 | 35,4 | 92,7 | 163,3 |
июнь | 35,0 | 30,7 | 86,8 | 158,6 |
июль | 33,5 | 29,2 | 95,0 | 157,3 |
август | 33,0 | 28,2 | 96,5 | 154,0 |
сентябрь | 33,2 | 27,5 | 97,8 | 154,2 |
В
сентябре 2009г. трудоустроено безработных
по области 3,3 тыс. человек или на 55,6% больше,
чем в аналогичном периоде 2008г .
ЗАЯВЛЕННАЯ
РАБОТОДАТЕЛЯМИ ПОТРЕБНОСТЬ В РАБОТНИКАХ
На конец сентября 2009г. нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости, на одну заявленную вакансию составила по области 1,3 человека (против 0,4 в соответствующем периоде предыдущего года),
Динамика потребности работодателей в работниках, заявленной
в
государственные учреждения службы занятости
населения.
на конец месяца | ||||
Потребность
работодателей в работниках, заявленная
в государственные учреждения службы
занятости населения, тыс. человек |
Нагрузка
незанятого трудовой деятельностью населения на одну заявленную вакансию | |||
человек | в % к | |||
предыдущему месяцу |
соответствую-щему
месяцу года | |||
Тюменская область | ||||
2008г. | ||||
январь | 48,7 | 0,6 | 100,0 | 54,5 |
февраль | 51,3 | 0,5 | 83,3 | 50,0 |
март | 55,7 | 0,5 | 100,0 | 45,5 |
апрель | 58,0 | 0,4 | 80,0 | 44,4 |
май | 60,6 | 0,4 | 100,0 | 57,1 |
июнь | 53,9 | 0,4 | 100,0 | 66,7 |
июль | 52,5 | 0,4 | 100,0 | 66,7 |
август | 51,8 | 0,4 | 100,0 | 80,0 |
сентябрь | 51,3 | 0,4 | 100,0 | 80,0 |
октябрь | 50,6 | 0,4 | 100,0 | 66,7 |
ноябрь | 38,7 | 0,6 | 150,0 | 100,0 |
декабрь | 29,8 | 0,9 | 150,0 | 150,0 |
2009г. | ||||
январь | 29,2 | 1,1 | 122,2 | 183,3 |
февраль | 25,7 | 1,4 | 127,3 | 2,8р |
март | 32,4 | 1,3 | 92,9 | 2,6р |
апрель | 35,6 | 1,2 | 92,3 | 3р |
май | 37,2 | 1,1 | 91,7 | 2,8р |
июнь | 32,2 | 1,1 | 100,0 | 2,8р |
июль | 32,2 | 1,0 | 90,9 | 2,5р |
август | 28,0 | 1,2 | 120,0 | 3р |
сентябрь | 26,3 | 1,3 | 108,3 | 3,3р |
Таким образом, вышеприведенные данные
свидетельствует о нарастании напряжения
на рынке труда, роста безработицы .
2.2. Программа
по содействию занятости населения и снижения
напряженности на рынке труда Тюменской
области на 2009 год
В целях преодоления кризисных явлений на рынке труда Тюменской области в 2009 году Правительством Тюменской области была разработана и введена в действие 13 января 2009 года (Распоряжение Правительства Тюменской области от 13.01.09№1-рп) «Программа по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда в 2009 году».
Целью Программы является содействие занятости населения, в первую очередь, высвобождаемых работников и работников, находящихся под риском увольнения, снижение напряженности на рынке труда Тюменской области.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
- принятие опережающих мер по недопущению массовых увольнений работников, создание условий для обеспечения дополнительной занятости работников в различных формах по месту основной работы;
- сдерживание возможного роста уровня регистрируемой безработицы за счет применения различных форм содействия занятости;
- развитие видов и объемов временной занятости граждан, в том числе в виде общественных работ, самозанятости, занятости в сфере малого предпринимательства.
Система мероприятий Программы предусматривает следующие основные направления:
1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения.
2. Создание временных рабочих мест, в том числе:
- организация общественных работ;
- организация временного трудоустройства;
- организация стажировки выпускников образовательных учреждений.
3. Содействие развитию
малого предпринимательства и самозанятости
Заключение
Занятость населения представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.
Различают полную ,рациональную и эффективную занятость.
Полная занятость - предоставление трудоспособному населению реальных возможностей заниматься общественно полезным трудом.
Рациональная занятость представляет собой использование трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его территориального размещения.
Эффективная занятость - это отбор оптимальных вариантов организации процессов воспроизводства рабочей силы с точки зрения как экономических, так и социальных критериев.
Следует различать виды и формы занятости.
Виды занятости - это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства: в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д.
Формы занятости - организационно-правовые способы, условия трудоиспользования (полный или неполный рабочий день, жесткий или гибкий режим труда и отдыха, работа основная или дополнительная, постоянная или временная, на предприятии или на дому и т.д.).
Существуют основная и специальная форма занятости.
Основная форма регулируется наряду с трудовым законодательством типовыми правилами внутреннего распорядка дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций. Правила предопределяют порядок приема и увольнения рабочих и служащих, режим рабочего времени, обязанности администрации и работников и т.д.
Специальная форма занятости отличается от основной тем, что трудовая деятельность работников не совпадает с типовыми правилами и нуждается в особом правовом регулировании. Сюда относится занятость с режимом неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, на условиях надомничества, по совместительству, а также кооперативная трудовая деятельность и пр.
Оптимизация занятости регулируется государством посредством осуществляемой политики в сфере занятости населения. Для этих целей государством разрабатываются различные программы социальных реформ:
- программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
- программы содействия найму рабочей силы;
- программы по социальному страхованию безработицы .
Программы,
принимаемые правительством направленные
на улучшение занятости населения
направлены на создание условий для недопущения
массовых увольнений работников, содействия
занятости граждан, высвобожденных с предприятий
(организаций) или находящихся под риском
увольнения, смягчение последствий влияния
сложившейся ситуации в финансовом секторе
и отдельных отраслях экономики на уровень
жизни населения. Они предусматривают
комплекс дополнительных мероприятий
по опережающему профессиональному обучению
работников, увеличению объемов временной
занятости, в том числе в форме общественных
работ, развития различных форм самозанятости
и малого предпринимательства
Список
использованной литературы
8. http://www.tumstat.ru
9. http://www.tyumen-citi.ru
10. http://www.tumstat.gks.
Информация о работе Занятость населения: сущность, формы, пути оптимизации