Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:45, контрольная работа
Предположим, что высшее руководство компании уже определило свой рынок, т.е. установлены и отражены с достаточной убедительностью комплексы требований по продукту или услуге различной градации (сорта) для потребителей различных уровней: требующих роскошь, среднего класса и бережливых. Значит должны сконцентрироваться на затратах, связанных с обеспечением того, что “качество” товара или услуги реально будет соответствовать ожиданиям потребителя, т.е. на затратах, связанных с выполнением этих ожиданий. Должны быть заданы следующие основные вопросы, связанные с “затратами на качество”:
-Что такое затраты на качество и как они возникают? -Неизбежны ли затраты на качество? -Какова зависимость между затратами на качество и достижением качества? -Представляют ли затраты на качество существенную часть от оборота компании? -Какую пользу можно извлечь из анализа затрат на качество?
. Затраты на качество. Затраты на предупредительные мероприятия и контроль.
2. Этапы функционально-стоймостного анализа (ФСА).
3. История развития экономики качества.
Самый простой ответ - “Да!”. В действительности, не возможно полностью исключить затраты на качество, однако они могут быть приведены к приемлемому уровню. Некоторые виды затрат на качество являются явно неизбежными, в то время, как некоторых можно избежать. Последние — это те, которые могут исчезнуть если будет отсутствовать дефект, или которые будут уменьшаться, если количество дефектов уменьшиться.
Можно избежать затраты на:
- неиспользованные материалы;
- доработку и\или переделку дефектов (исправление дефектов);
- задержки, излишнее производственное время, вызванные дефектным продуктом;
- дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного процента дефектов;
- риски, в том числе по гарантийным обязательствам;
- потери продаж, связанные с неудовлетворенностью потребителя.
Неизбежные затраты — это те, которые еще необходимы, как страховка, даже если уровень дефектности очень низкий. Они используются для поддержания достигнутого уровня качества, для обеспечения сохранения того низкого уровня дефектов.
Неизбежные затраты могут включать в себя затраты на: функционирование и аудит системы качества; обслуживание и калибровка испытательного оборудования; оценка поставщиков; обучение вопросам качества; минимальный уровень проверок и контроля.
Затраты на качество могут быть минимизированы,
однако любая мысль о том, что они могут
быть сведены к нулю — это заблуждение.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод повышения полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат за его жизненный цикл в настоящее время широко применяется в промышленно развитых странах. Области применения ФСА: оптимизация конструкции машин и оборудования, технологий, организационных структур фирм и их подразделений, методов организации производства. Этот метод достаточно глубоко разработан, описан в литературе. Поэтому здесь остановимся только на основных особенностях ФСА.
Основные задачи ФСА:
- достижение оптимального соотношения между полезным эффектом объекта и совокупными затратами за его жизненный цикл;
- нахождение совершенно новых технических решений за счет применения функционального подхода;
- снижение расхода различных видов ресурсов по стадиям жизненного цикла объекта за счет ликвидации или сокращения вспомогательных и вредных (ненужных) функций объекта.
Основные принципы проведения ФСА:
- принцип функционального подхода, т.е. рассмотрения объекта исследования с позиций тех функций, для выполнения которых он создается;
- принцип стоимостной оценки, заключающийся в непрерывной экономической оценке возникающих технических решений;
- принцип системного подхода к объекту ФСА;
- принцип комплексного подхода;
- принцип динамического подхода;
- принцип полного использования достижений информатики и эвристики и др.
Основные особенности проведения ФСА:
- объектом анализа может быть любая система (с любым количеством элементов и связей), ее подсистемы или элементы, по которым можно количественно выразить полезный эффект их функционирования по назначению;
- глобальным критерием ФСА является максимум полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат ресурсов за его жизненный цикл;
- одновременно и с равной степенью детализации анализируется оптимальность элементов полезного эффекта и совокупных затрат по объекту;
- при проведении ФСА прежде всего устанавливается целесообразность функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо целесообразность, достаточность и избыточность функций существующего объекта. Не функции создаются или уточняются для объекта, а наоборот, выбирается или проектируется объект для выполнения необходимых функций с минимальными затратами за его жизненный цикл.
Организация работ по ФСА представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для проведения работ по ФСА и непосредственное проведение ФСА конкретных объектов, и включает:
а) подготовку к внедрению метода, пропаганду его возможностей для повышения эффективности производства;
б) обучение менеджеров и специалистов основам метода;
в) подготовку специалистов для работы в координационной группе по внедрению ФСА;
г) обеспечение работ по ФСА нормативно-методическими документами;
д) формирование и функционирование рабочих органов ФСА, интегрированных с существующими службами фирмы;
е) создание экономических условий для проведения работ по ФСА и внедрения рекомендаций ФСА на основе их планирования, финансирования и стимулирования.
Для организации и координации работ по ФСА на фирме организуют координационный совет по проведению работ по ФСА в составе главных специалистов. Возглавляет координационный совет первый руководитель фирмы или, в крайнем случае, его заместитель.
Основные этапы проведения ФСА:
1) подготовительный;
2) информационный;
3) аналитический;
4) творческий;
5) исследовательский;
6) рекомендательный;
7) внедренческий.
На подготовительном этапе выполняются следующие работы:
- выбор объекта анализа;
- подбор членов исследовательской рабочей группы (ИРГ) для решения поставленных задач;
- определение сроков, конкретных результатов, которых должна достигнуть группа, порядка взаимодействия с соответствующими службами.
Информационное обеспечение ФСА предусматривает:
- подготовку, сбор, систематизацию информации об объекте ФСА и его аналогах;
- изучение потребностей и функций, которые нужно удовлетворить;
- прогнозирование конкурентоспособности объектов;
- изучение объекта и его аналогов;
- изучение условий их эксплуатации;
- изучение технологии создания объекта;
- построение структурно-экономической модели объекта;
- анализ стоимостной информации, определение затрат на изготовление и функционирование объекта и его составных частей, затрат на техническое обслуживание и ремонты объекта;
- дополнение структурно-элементной модели объекта и его составных частей стоимостной информацией;
- выявление зон наибольшего сосредоточения затрат в исследуемом объекте;
- анализ патентной информации в данной области, в том числе отклоненных предложений.
Аналитический этап ФСА включает:
- формулирование всех возможных функций объекта и его элементов;
- классификацию функций;
- построение функциональной модели объекта;
- оценку значимости функций экспертным методом;
- определение материальных носителей соответствующих функций;
- оценку связанных с осуществлением функций затрат в увязке с соответствующими материальными носителями;
- построение функционально-стоимостной диаграммы, модели объекта с применением принципа иерархичности системного подхода. Модель содержит элементы объекта, шифры элементов, абсолютные и удельные затраты по элементам, а также доли функций, выполняющих эти элементы;
- определение противоречий между значимостью функций и их стоимостной оценкой;
- формулирование задач совершенствования объекта для последующих задач ФСА.
На творческом этапе осуществляются:
- выработка предложений по совершенствованию объекта;
- анализ и предварительный отбор предложений для реализации;
- систематизация предложений по функциям;
- формирование вариантов выполнения функций.
На исследовательском этапе выполняются следующие работы:
- разработка эскизного проекта по отобранным вариантам;
- экспертиза подготовленных решений;
- отбор наиболее рациональных вариантов решений;
- создание при необходимости макетов или опытных образцов для проведения испытаний;
- проведение испытаний;
- окончательный выбор реализуемых решений;
- технико-экономическое обоснование решений.
На рекомендательном этапе осуществляются:
- рассмотрение представленных технических решений на научно-техническом совете;
- принятие решения о возможности их реализации;
- согласование мероприятий по реализации принятых решений.
На этапе внедрения осуществляются:
- включение мероприятий по обеспечению внедрения принятых предложений ФСА в соответствующие планы;
- контроль выполнения планов;
- оценка эффективности реализации планов;
- стимулирование
работников за внедрение методов ФСА.
3. История развития экономики качества
Одну из самых ранних публикаций, содержащих общие принципы затрат на качество, можно найти в первом издании «Справочника по контролю качества» (1951) доктора Дж.М. Джурана. В первой главе, озаглавленной «Экономика качества», д-р Джуран привел свою знаменитую аналогию между качеством и «золотой жилой». Экономические представления о качестве впоследствии были развиты и углублены во многих изданных книгах и статьях разных авторов. Среди первых работ, посвященных так называемым «системам управления затратами, связанными с качеством», насколько мы знаем сейчас, были: статья У.Дж. Массера («Менеджер по качеству и цена качества» (1957 г.); статья Гарольда Фримана «Как использовать понятие «затраты на качество» (1960 г.) и пятая глава классической книги д-ра А.В. Фейгенбаума (1961) – «Всеобщее управление качеством». В этих работах была впервые введена хорошо известная теперь классификация затрат, связанных с качеством, содержащая три категории: предупреждение; оценка и контроль и дефекты. В декабре 1963 г. Министерством обороны США был выпущен документ «Требования к программе качества», обязывающий всех подрядчиков и субподрядчиков, работающих по военным контрактам, вести учет затрат и издержек, связанных с качеством. Новый документ помогал обратить внимание на важность измерения затрат, связанных с качеством, хотя и содержал лишь самые общие указания по внедрению и применению соответствующих методов измерения. Вместе с тем он значительно усилил интерес к экономическим аспектам качества. Постепенно, по мере того как стандарты ИСО серии 9000 и стандарт QS-9000 завоевывают международное признание, затраты, связанные с качеством, становятся показателями эффективности менеджмента качества, превращаются в инструмент повышения качества. В 1961 г. Американским обществом качества был образован Комитет по экономике качества. Его основная задача состояла в том, чтобы, изучая затраты, связанные с качеством, привлечь внимание к масштабам и важности проблемы обеспечения качества продукции для экономического благополучия компаний-производителей. В 1967 г. Комитет издал документ под названием «Что такое затраты, связанные с качеством, и почему они возникают?», в котором были детально описаны основные положения программ снижения затрат, содержались определения видов и отдельных составляющих затрат, связанных с качеством. Этот документ оставался бестселлером среди публикаций вплоть до появления первого и второго изданий настоящей книги, развившей его основные аспекты и завоевавшей еще большую популярность. Комитет по экономике качества впоследствии стал признанным авторитетом в части внедрения и применения систем управления затратами, связанными с качеством. Помимо поддержки программ профессионального обучения и проведения ежегодных конференций по данной тематике, Комитет издал ряд документов, в числе которых «Руководство по снижению затрат, связанных с качеством», «Руководство по управлению затратами поставщиков на обеспечение качества» и двухтомник «Затраты, связанные с качеством. Идеи и приложения». В 1983 г. Комитет вошел в отделение по вопросам менеджмента качества, впоследствии переименованного в «Отделение административных проблем качества», и стал одним из наиболее активных и продуктивных технических комитетов Американского общества качества. Ныне постоянно увеличивается число правительственных и коммерческих контрактов, содержащих требования регулирования затрат, связанных с качеством, начиная с обязательного учета расходов на утилизацию брака и затрат, вызванных доработками продукции, и кончая требованиями в отношении реализации самых сложных программ управления расходами на обеспечение качества. Практически все консультанты в области менеджмента качества включают программы управления затратами, связанными с качеством, в тематику предоставляемых ими консультационных услуг. Предприятия, работающие в сфере услуг, испытывают постоянное давление со стороны клиентов и государственных регулирующих органов, требующих от них обоснования любых повышений цен и тарифов на свои услуги, и поэтому вынуждены уделять повышенное внимание проблеме затрат, связанных с качеством. Компании, заинтересованные в завоевании ведущих позиций в конкурентной борьбе, ясно понимают, что кроме прилагаемых усилий по повышению качества продукции и созданию систем менеджмента качества надо учитывать важность экономики качества и внедрения систем управления затратами, связанными с качеством.
Информация о работе Затраты на качество.Этапы функционально-стоймостного анализа