Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 01:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности земельных отношений в России.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть историю земельных отношений в России;
2. изучить спрос земли;
2) изучить предложение земли;
3) рассмотреть вопросы землевладения и землепользования;
4) изучить вопрос «цена земли».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. История земельных отношений в России……...........6
1.1. Становление и развитие земельных отношений в России в IХ-ХIХ веках………………………………………………………………………………6
1.2. Столыпинская реформа 1906-1911 годов и ее некоторые
результаты………………………………………………………………………7
1.3. Земельные отношения после революции 1917 года…………….10
1.4. Земельная реформа 90-х годов XX в…………………………….12
ГЛАВА 2. РЫНОК ЗЕМЛИ И его Особенности в россии…………17
2.1. Сущность, функции, особенности рынка земли…………………17
2.2. Цена земли и факторы, определяющие цену на землю…………18
2.3. Спрос и предложение земли……………………………………….20


ГЛАВА 3. ПРИНЦИПИ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………27
3.1. Формы земельной собственности …………………………………27
3.2. Регулирование земельных отношений…………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Таня.doc

— 539.00 Кб (Скачать документ)

     Многие  фермы производят не один вид сельскохозяйственной продукции, а несколько, поэтому  спрос на землю в аграрной сфере  носит комплексный характер. Чрезмерно  узкая специализация для большинства фирм не является типичной.

     Сельскохозяйственный  спрос на землю определяется  особенностями спроса на продовольственную  продукцию. Для производства продовольствия типична ситуация, близкая к совершенной  конкуренции, так как преобладают семейные фермы. Государство в развитых странах, как правило, не ограничивает права граждан на куплю-продажу земли и фактически не влияет на ее цену. Исключение составляют лишь ряд стран (с высокой долей аренды, например Бельгия), где предоставляются преимущественные права на покупку земли постоянным арендаторам. Однако и в этом случае сделка на куплю-продажу земли осуществляется по рыночным ценам.

     Спрос на продукты питания неэластичен. Люди не могут жить без пищи, к которой  привыкли. Поэтому объем спроса на основные продукты питания мало изменяется даже в результате значительного изменения цен. В условиях высокой инфляции спрос на продукты питания уменьшается меньше, чем на другие товары, так как происходит сокращение доли непродовольственных товаров (например, товаров длительного пользования) в бюджете потребителя.

     Неэластичность  спроса на продукты питания означает, что даже незначительное сокращение привычных объемов предложения  может явиться причиной сильного роста цен на продовольствие. И  наоборот, увеличение предложения (например, в урожайный год) может привести к значительному падению цен на сельскохозяйственную продукцию.

     Аграрная  сфера зависит от природных условий. Изменения погоды, неблагоприятные  атмосферные осадки, многочисленные вредители, стихийные бедствия приводят к резким колебаниям предложения. До сих пор сельскохозяйственное производство полностью непредсказуемо и не контролируется в такой степени. Как, например, промышленное производство.

     На  сельскохозяйственный спрос на землю  оказывает серьезное влияние и такой важный фактор, как постепенное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя – явление, типичное для населения подавляющего большинства стран. Это долговременная тенденция. Поэтому доля сельского хозяйства в национальном доходе сокращается. Если население, занятое в аграрной сфере, не будет уменьшаться теми же темпами, что и сокращение расходов на сельскохозяйственную продукцию, то доходы этой части населения будут неуклонно понижаться (это явление наблюдалось во многих странах Европы в 80-е гг.). Естественно, что это, в конечном счете, отразится и на сельскохозяйственном спросе на землю, и на ее предложении.

     В отличие от сельскохозяйственного  спроса на землю несельскохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию  к росту. Несельскохозяйственный спрос на землю также объединяет разнообразные виды спроса. Он стоит из спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, из промышленного спроса и даже… из инфляционного спроса на землю. В условиях высоких темпов инфляции борьба с обесценением денежного богатства подталкивает спрос на недвижимость. И земля выступает одной из гарантий сохранения и приумножения богатства.

     Несельскохозяйственный  спрос, как правило, безразличен  к уровню плодородия земли. Главное  для него – местоположение земельных участков. Оно имеет особое значение в крупных городах. В различных районах города цена земли неодинакова и обычно достигает максимума в центре города. Не случайно в центре многих американских городов возвышаются небоскребы. Они позволяют разместить значительные производственные (или непроизводственные) площади на ограниченном участке земли. 

 

      ГЛАВА III

     ПРИНЦИПИ  И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ  В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ 

        3.1. Формы земельной собственности

     Земельные отношения зависят от решения некоторых базовых вопросов, главный из которых — вопрос о собственности на землю.

     Формы земельной собственности и организационно-политические и правовые механизмы, их реализующие, способны либо ускорять, либо замедлять  развитие экономики. В зависимости от того, насколько полноценно субъекты собственности реализуют свои права на землю, а также на результаты ее производительного использования, определяется сила мотивов к расширению производства.

     Земельная политика каждого государства в конкретный период его развития во многом складывается под влиянием общей социально-экономической политики и выражается в правилах распределения и использования земельного фонда, ограничениях и стимулах в этой области.

     В настоящее время получили распространение различные формы земельной собственности — частная, общая (совместная), государственная и др. Кроме того, имеются различные формы пользования землей, которые подразделяют на срочные и бессрочные, платные и бесплатные и т. д.10

     Аренда  как форма землепользования представляет собой передачу землевладельцем (арендодателем) арендатору земли на определенных условиях в соответствии с договором. Эти условия могут включать размер арендной платы, ее виды (деньги, продукция и услуги, налоговые и иные платежи за землю, например проценты на вложенный в землю капитал в счет арендной платы) и т. д. Отношения, возникающие в связи с арендой земли, регулируются законодательством Российской Федерации11.

     Арендатор вправе использовать арендуемый земельный  участок только по назначению и не имеет права его продавать, закладывать или отчуждать иным способом. По окончании действия договора все права, относящиеся к земельному участку, переходят к землевладельцу (арендодателю).

     Земельные отношения включают и экономические  отношения, возникающие между их субъектами в процессе пользования землей. Так, граждане и юридические лица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и срочное пользование, уплачивают земельный налог, а за полученные в аренду земельные участки — арендную плату.

     Земельный налог устанавливается на основе ренты с учетом плодородия почв, других природных и экономических  условий, местоположения земельного участка  и не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельца. Арендная плата за земельные участки определяется договором между владельцем и арендатором.

     Граждане, имеющие в собственности, пожизненном  наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании земельные участки, суммарная площадь которых превышает предельные размеры, установленные земельным законодательством, облагаются прогрессивным земельным налогом за часть площади, превышающую предельный размер12.

     В России актуальным сейчас является вопрос о земельном обороте, включая порядок установления, изменения и прекращения земельных прав и обязанностей. Допускается без изменения целевого назначения купля-продажа земельных участков в собственность гражданам для коллективного и индивидуального садоводства и животноводства, жилищного, гаражного и дачного строительства, личных подсобных хозяйств. Существует определенный порядок наследования, дарения, аренды, субаренды, установления сервитутов и обременении земельных участков13.

     Субъекты  Российской Федерации реализуют  возможность определять правовые формы владения землей на своей территории в рамках своих конституционных правомочий. Они также разрешают изменять целевое назначение сельскохозяйственных земель на основе утвержденной градостроительной документации.

     Очень важен экологический аспект земельных отношений. Сейчас необходим постоянный учет процессов, происходящих в различных экосистемах и в биосфере в целом; он осуществляется в рамках государственного мониторинга земель.

     Платежи за природопользование и загрязнение  среды являются пока единственным и к тому же малоэффективным механизмом экономического стимулирования охраны окружающей среды. 

     3.2. Регулирование земельных отношений

     В условиях перехода к рыночной экономике  особое значение приобретают проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы.

     Экономические интересы государства, землевладельцев  и землепользователей реализуются  в процессе государственного и рыночного  регулирования земельных отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и результаты труда. Следует сразу отметить, что рыночное регулирование не может охватывать всю систему земельных отношений, так как территориальная и продовольственная безопасность России требует от государства вмешательства, не связанного с экономической целесообразностью.

     Механизм  экономического регулирования земельных  отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания.

     Система экономических регуляторов земельных  отношений в условиях перехода к  рынку включает:

     -земельный  налог;

     -арендную  плату за землю;

     -рыночную  цену земли;

     -залоговую  цену земли;

     -компенсационные  платежи при изъятии земель;

     -компенсационные  выплаты при консервации земель;

     -платежи  за повышение качества земли;

     -штрафные  платежи за экологический ущерб;

     -налоговое  обложение при гражданском земельном обороте;

     -плату  за право аренды и т. д.14

     Экономический механизм регулирования земельных  отношений должен отвечать следующим  требованиям:

     -обеспечение  относительно равных стартовых  возможностей по осуществлению  воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;

     -разграничение  объективных и субъективных факторов  этого процесса;

     -использование  земельной ренты в качестве  основы для формирования системы  экономических регуляторов, взаимодействие  рентных регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.);

     -учет  интересов и равноправие различных  социальных групп населения в  реализации прав земельной собственности  и различных форм землепользования;

     -стимулирование  рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства;

     -усиление  экологической защиты земельных  угодий.

     Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных отношений  является механизм платы за землю. С  его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты.

     Рента — устойчивый доход, прямо не связанный  с предпринимательской деятельностью. Известно несколько видов рент, в  том, числе государственная и  банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные  доходы в виде процента. Земельная рента имеет иную природу.

     Как известно, земельный собственник  может вести хозяйство самостоятельно, но может и передать свое право использования земли в аренду предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией.

Информация о работе Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования