Значение создания свободных экономических зон в стимулировании экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:29, реферат

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – современное название для достаточно древнего экономического явления. Льготный режим торговли, вплоть до полного освобождения от налогов и пошлин, испокон веков применялся там, где возникала необходимость быстрого освоения новых территорий, привлечения инвесторов и активизации товарных и финансовых потоков.

Содержание

Введение


1. Характеристика свободных экономических зон

1.1 Понятие, сущность, возможности СЭЗ

1.2 Виды свободных экономических зон


2. Значение СЭЗ в стимулировании экономики

2.1 Проблемы СЭЗ в экономике России

2.2 Привлечение инвестиций в СЭЗ


Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат СЭЗ.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

(The zones of the free trade)

    Зоны  свободной торговли - это "коммерческие центры", деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров.

4) Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ)

(The export-production zones)

    Этот  тип зон называют еще "зонами экспортной переработки", или "специальными зонами поощрения экспорта". Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки.

5) Комплексные зоны

(The complex zones)

    Богатая мировая практика показала, что приоритет  стал постепенно смещаться в сторону  создания комплексных СЭЗ, соединяющих  в себе несколько функций, перед которыми ставится сразу несколько задач.

    Эти зоны обладают практически всеми  чертами уже отмечаемых типов  зон. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство. Это зоны многоотраслевого назначения.

6) Интернациональные зоны

(The international zones)

    Ныне  в мире действует 85 региональных торговых и экономических соглашений. Однако реальные интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе (Европейский Союз) и Северной Америке (Нафта). Они являются интернациональными зонами.

7) Приграничные (региональные) зоны

(The border (regional) zones)

    Речь  идет о приграничном сотрудничестве, которое обеспечивает прозрачность внутриевропейских межгосударственных границ и активизирует местные экономические связи. Важнейшей формой развития приграничного сотрудничества являются еврорегионы, которых в Европе насчитывается более 50. Еврорегион представляет собой ограниченное географически-экономическое пространство, которое состоит из приграничных административно-территориальных единиц государств, добровольно согласившихся на хозяйственное, научное, культурное и другое сотрудничество.

    Документом, регулирующим международные взаимоотношения стран на региональном и локальном уровнях, является Европейская рамочная конвенция по трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980 года в Мадриде.  

    Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все  многообразие этих экономических формирований. По данным ООН, в настоящий момент в мире насчитывается несколько десятков экономических организационных структур с набором самых различных льгот для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

    Можно сделать вывод, что свободные экономические зоны во всем своем многообразии могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается.

    В целом классификация зон представляет собой общее деление на группы, исходя из того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам.

    Дальнейшее  развитие свободных экономических  зон будет способствовать более глубокому включению национального рынка в мировую систему хозяйства, использованию новейших зарубежных технологий. 

    2. Значение свободных  экономических зон 

    в стимулировании экономического роста

    Организация свободных экономических зон  даёт возможность стране решать ряд важнейших народнохозяйственных задач:

    во- первых, позволяет использовать внешние  финансовые, технические, технологические  и управленческие факторы в процессе национального воспроизводства;

    во-вторых, приобщает экономику страны к международным требованиям и стандартам, стимулирует качественный рост производства;

    в-третьих, способствует развитию системы рыночных отношений внутри страны. 

    2.1 Проблемы СЭЗ в экономике России

    Несмотря  на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов признана неэффективной.

    Экспертная  оценка практики функционирования свободных  экономических зон в России, проведенная Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты.

    При этом специалисты говорят о следующих  проблемах, связанных с функционированием СЭЗ:

  1. Программно-целевые проблемы:
    1. отсутствие государственной концепции создания СЭЗ
    2. отсутствие законодательной и нормативной базы. Недостаточность законодательного обеспечения деятельности иностранного капитала привела к низкому объему инвестиций в СЭЗ – в 2004 г. 2% от общего объема прямых иностранных инвестиций в России
  2. Организационные проблемы состоят в том, что отсутствует эффективная система управления зонами на федеральном и местном уровнях.
  3. Социально-экономические проблемы:
  • Разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий;
  • Отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
  • Наличие на пути развития свободного предпринимательства препятствий бюрократического характера;
  • Проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, недостаток опыта;
  • Проблема доверия к власти.

    Рассмотрев  основные проблемы функционирования СЭЗ  в России, очевидно, что первоочередной задачей является принятие федерального закона о свободных экономических зонах, который должен регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон.

    Важную  роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в  РФ. Отсутствие прочной законодательной базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.

    Современная ситуация в сфере свободных экономических  зон требует изменений.

    Мне кажется, что проблемы свободных  экономических  зон  могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

    Создание  у нас СЭЗ может стать,  как  и во многих странах мира, одним  из  эффективных  способов привлечения  иностранных инвестиций, катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

    2.2 Привлечение инвестиций в СЭЗ

    Создание  свободных экономических зон (СЭЗ) вызывает в различных кругах общества дискуссии о целесообразности учреждения таких зон, об их задачах и целях, местах размещения и т.п. Эти обсуждения неизбежны, необходимы и являются неотъемлемой частью процесса утверждения нового явления в жизни страны. Поддержка со стороны прогрессивных политических и общественных организаций, правительства, отдельных политических деятелей и деловых кругов играет важную роль и может сделать концепцию свободных экономических зон в стране и приемлемой, и работоспособной.

    Не  менее важно решение вопроса  об участниках свободных зон - зарубежных и национальных инвесторах. Именно состав участников определяет успех или неудачу этой новой формы хозяйствования в экономической системе страны, а они зависят, прежде всего, от реакции инвесторов, которые захотели бы вложить свои капиталы в зоны. Анализ мирового опыта показывает, что разработчики свободных экономических зон сталкиваются с трудностями, связанными не только с различием стимулирующих факторов для иностранных и национальных инвесторов, но и с противоположным, а порой взаимоисключающим характером таких стимулов. То, что может быть основным стимулом для иностранного инвестора (например, выход на внутренний рынок), может иметь второстепенное значение для национального инвестора.

    Работа  создателей зон осложняется ещё  и тем, что они сами пока не отдают себе отчета в том, что стимулы и побудительные мотивы могут по-разному пониматься иностранными и национальными инвесторами. Например, для местных инвесторов наличие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большое стимулирующее значение для осуществления капиталовложений, а для иностранного инвестора такой «стимул» является обязательным предварительным условием рассмотрения возможности инвестиций в зону. При этом отправной точкой для иностранного инвестора будет не уровень инфраструктуры в зоне, а уровень и качество инфраструктуры в собственной стране или в других зарубежных странах. Местные инвесторы могут считать условия, созданные в какой-либо конкретной зоне, более чем исключительными и технически современными (например, система управления), в то время как иностранные инвесторы могут быть настроены более критически. Это противоречие представляется непреодолимым и его необходимо принимать во внимание при разработке и реализации проектов зон.6

    Расхождение в оценках привлекательности  свободных экономических зон  не исключает возможности «консенсуса» с иностранными инвесторами. Фактором, стимулирующим иностранного инвестора участвовать в зоне, является не качество инфраструктуры (это лишь предварительное условие), на беспошлинный импорт товаров и услуг, освобождение от налогов и другие льготы, а возможность получения прямого выхода на внутренний рынок. Не менее важно для них объем и возможность использования средств, получаемых в результате их деятельности в зоне. Проблема здесь заключается в необходимости перевода прибыли за рубеж, включая дивиденды по находящимся в обороте акциям. Без решения этого вопроса многие фирмы будут воздерживаться от вложения значительных капиталов в свободные экономические зоны.

    Прямые  иностранные инвестиции в свободные  экономические зоны возможно рассматривать как метод постепенной интеграции иностранных фирм в национальную экономику. Поэтому уже на стадии планирования СЭЗ необходимо предусмотреть возможности установления прямых и обратных связей иностранных фирм с местными предпринимателями. Такие связи призваны обеспечить получение местных сырьевых товаров, компонентов, полуфабрикатов, комплексного оборудования и услуг. Доступ к местным ресурсам является важным стимулом для иностранных инвесторов. Но на практике добиться этого для иностранных фирм, действующих в зоне, может оказаться достаточно трудным делом и потребовать длительного времени.

    Наличие проблем - дефицит сырьевых ресурсов и финансирования, низкий технический уровень местных предприятий, низкое качество местных товаров и услуг - обусловливает сложность решения вопроса установления связи между действующими в зоне иностранными фирмами и местными предприятиями, действующими за пределами зоны. Из этого следует, что на первых этапах доступ к местным рынкам сырья не является сильным мотивом для потенциальных иностранных инвесторов. Тем не менее, возможность иметь доступ к местным ресурсам в долгосрочной перспективе может стать для них весомым аргументом.

    Развитие  снабжения иностранных фирм в  СЭЗ местными ресурсами относится к категории досрочных мероприятий и нет серьезных оснований сомневаться в том, что хотя бы небольшое число потенциальных инвесторов может проявить готовность участвовать в разработке таких ресурсов. Разработчики зон часто предполагают, что одним из основных преимуществ для иностранных участников свободных экономических зон является уровень финансовых или других стимулов, предоставляемых правительством страны, создающей СЭЗ. Действительно, так и было при создании первых СЭЗ. Однако за прошедшие десятилетия число зон в мире настолько возросло, что относительные преимущества для иностранных инвесторов (налоговые льготы, субсидии, освобождение импорта от пошлин, частично беспошлинный экспорт и другие) во многом, если не полностью, потеряли свое стимулирующее значение.7

    Поскольку все страны, которые хотят иметь или имеют свободные экономические зоны, предоставляют практически одинаковые льготы, то страна, которая желает использовать эти льготы в качестве основного стимула для привлечения иностранных инвестиций, должна будет предоставить более существенные льготы по сравнению с другими странами. Это будет настолько обременительно для страны в финансовом отношении, что поставит под сомнение общую экономическую и финансовую целесообразность учреждения таких зон. Льготы, которые предоставляются в зонах, можно подразделить на две группы.

Информация о работе Значение создания свободных экономических зон в стимулировании экономического роста