Значение создания свободных экономических зон в стимулировании экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:29, реферат

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – современное название для достаточно древнего экономического явления. Льготный режим торговли, вплоть до полного освобождения от налогов и пошлин, испокон веков применялся там, где возникала необходимость быстрого освоения новых территорий, привлечения инвесторов и активизации товарных и финансовых потоков.

Содержание

Введение


1. Характеристика свободных экономических зон

1.1 Понятие, сущность, возможности СЭЗ

1.2 Виды свободных экономических зон


2. Значение СЭЗ в стимулировании экономики

2.1 Проблемы СЭЗ в экономике России

2.2 Привлечение инвестиций в СЭЗ


Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат СЭЗ.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

    1. Общие льготы (обычно предоставляются  всеми странами):

    • беспошлинный импорт товаров и услуг;
    • освобождение от уплаты налогов на период до 15 лет;
    • косвенные субсидии в виде предоставления в распоряжение фирмы обустроенной территории.

    2. Специальные льготы (предоставляются конкретной страной):

    • Процентная скидка с налога на прибыль (до 50%)
    • Специальные субсидии для возмещения фирмам расходов за пределами страны;
    • Скидка иностранным фирмам при покупке оборудования местного производства.

    Многие  льготы из группы общих льгот на самом деле являются символическими и в стоимостном выражении равны нулю. Так введение 10-летнего льготного периода на выплату налогов не является финансовой потерей для государственного бюджета, поскольку в отсутствие такого периода инвестор, возможно, не заинтересовался бы зоной. Как показывает опыт, специальные льготы играют лишь второстепенную роль в принятии иностранными фирмами решения об участии в зонах. В лучшем случае, эти льготы обеспечивают лишь небольшую дополнительную выгоду, которая часто не реализуется. Вместе с тем, затраты на предоставление специальных льгот может оказаться значительными, поскольку получателями их потенциально может быть большое число фирм. Страна, которая намеревается участвовать в конкуренции на мировом рынке свободных экономических зон, должна предложить стимулы и льготы, которые будут находиться на уровне мировых требований или превосходить этот уровень. Такой же подход существует на мировом рынке зон в отношении наличия в зонах экономических преимуществ.8

    Если  исходить из того, что зоны с самого начала будут ориентированы на размещение в них как иностранных, так  и местных предприятий, то необходимо разработать и условия привлечения в зоны национальных фирм и инвесторов. На первый взгляд представляется, что привлечь национальных инвесторов не сложно, так как они заинтересованы в использовании развитой инфраструктуры и льгот, предоставляемых зоной. Но как показывает практика, положение может быть совершенно иным. Национальные инвесторы могут занять скорее выжидательную позицию или, проявив на первых порах заинтересованность, затем могут отказаться от участия в зонах. Это объясняется тем, что вполне реальные преимущества зоне могут превышать для них возможные сложности работы в непривычных для национальных фирм условиях работы в зонах. Очень трудным для них предоставляется переход от методов организации и управления производством, которые они используют, к работе в новых производственных, технологических и организационных условиях.

    Таким образом, при разработке проектов свободных  экономических зон необходимо уделять  соответствующее внимание проблеме привлечения национальных предприятий, которые успешно бы функционировали бы в данной свободной экономической зоне.9

    Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран; по существу они, как правило, сходны.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Придать импульс развитию свободных экономических  зон может базовый федеральный закон о свободных экономических зонах. Речь, разумеется, идет не только об устранении пробела в законодательстве. Как известно, свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала страны, увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения внешней торговли, увеличения поступлений в доходную часть бюджета на основе привлечения иностранных и отечественных инвестиций, новых техники и технологий, использования международного опыта управления этими структурами.

    Зарубежный  опыт красноречиво говорит в пользу СЭЗ. Достаточно сказать, что мировая ассоциация свободных экономических зон объединяет более 100 подобных структур. Они успешно действуют в Китае (Шанхай, Шэньчжэнь), на Кипре, в Бразилии. СЭЗ получили развитие и в странах с классическими рыночными системами, далеко продвинутых в направлении социально-ориентированных рыночных реформ, - в США, Швейцарии, Ирландии. Иными словами, логика свободной экономической зоны сохраняется во всех открытых системах, где среда формируется с участием налоговых отношений.

    Один  из пробелов в экономической политике России - отсутствие долговременной стратегии развития СЭЗ. Каким образом этот недостаток может быть исправлен?

    Кратчайший  путь - разработка федеральной программы  создания и развития свободных экономических зон. По поручению правительства эту работу обязаны выполнить соответствующие министерства и ведомства на основе предложений региональных администраций и органов местного самоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. При утверждении этого документа в правительстве указываются источники финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и сооружений административного назначения. Представляется, что федеральная программа должна включать такие разделы:

  • основные направления политики создания и развития СЭЗ;
  • анализ функционирования СЭЗ на территории страны и меры повышения эффективности их деятельности;
  • перечень существующих СЭЗ, а также планируемых зон с обоснованием необходимости их создания и развития;
  • материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для реализации федеральной программы, в том числе за счет средств федерального бюджета, с распределением ресурсов по свободным зонам.

    Будет справедливо, если при внесении в  Государственную думу законопроекта о федеральном бюджете на очередной год правительство будет указывать и предложения по финансированию СЭЗ.

    Нет сомнений, что правительство РФ может  делегировать одному из федеральных органов исполнительной власти некоторые полномочия на осуществление государственного регулирования создания, функционирования и ликвидации СЭЗ. В обязанность этого министерства или ведомства по согласованию с другими органами государственной власти в центре и регионах должны входить разработка проекта федеральной программы, координация работы действующих зон и контроль за ними, внесение предложений о заключении международных договоров РФ в этой сфере.

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учебн. пособие / Т.П. Данько, З. М. Окрут. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 328 с.
  2. Дворкович А. Свободные экономические зоны могут стимулировать экономический Большой экономический словарь, издательство «Москва», 2002 год
  3. Дробовецкий К. Почему в России не работают свободные экономические зоны? // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002 г.
  4. Дьюар С. СЭЗ - возможности и ограничения // Деловой партнер. - 1997. - № 7.
  5. Зименков Р. Свободные экономические зоны // Российский экономический журнал. - 1998. - № 3.
  6. И. Динес, Я. Швыряев, В. Володин, В. Зубов, В. Семенов, Г. Боос. Нужны ли России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век, № 4, 2003 г.
  7. Информационно-маркетинговый центр инвестиций //investments.com.uaru.wikipedia.org
  8. Мозаис П.М. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в свободной экономической зоне. Дело и право. 2000 №2,3
  9. Рост России //Инвестиционные возможности России. - № 6, 2003 г.
  10. О. Рустамова. Как нам обустроить офшоры? // Экономика России: XXI век, № 4, 2003 г.
  11. С. Мирзоев. Возможны ли в России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век, № 6, 2002 г.
  12. Соц. Гуманитарные знания, №1, 2004г. Басенко А.М, канд. эк. наук, доцент// Привлечение иностранных инвестиций в свободные экономические зоны

Информация о работе Значение создания свободных экономических зон в стимулировании экономического роста