Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:53, доклад
Зависимость финансовых результатов операционной деятельности предприятия, при прочих равных условиях, от предположений, связанных с изменением объема производства и реализации товарной продукции, постоянных расходов и переменных издержек на производство продукции, составляет содержание анализа операционного левериджа
Показатели интенсификации производства — это прежде всего показатели эффективности использования ресурсов предприятия, а именно: промышленно-производственного персонала и оплаты труда, материальных затрат, основных производственных фондов, амортизации, оборотных средств.
Степень интенсификации и экстенсификации производства определяется приростом каждого вида ресурса на процент прироста продукции и относительной экономией ресурсов [8, 9].
Следовательно, можно записать следующее дополнение к системе зависимостей (12):
Систему зависимостей (12) и (13) можно рассматривать как алгоритм для разработки компьютерной программы, оптимизирующей показатели темпов роста балансовой прибыли (или прибыли от реализации), выручки от реализации и себестоимости продукции при известном значении темпа роста, объеме активов, заданной (или прогнозируемой) экономической рентабельности, заданных (или прогнозируемых) коэффициентах ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.
Рассматривая себестоимость, как:
Себестоимость = Амортизация + Материальные затраты + Оплата труда,
то есть
С/С
= Ф + МЗ + ОТ,
и, используя
зависимости (12 и 13), можно разработать
модель эффективного управления производственными
и финансовыми ресурсами с
минимально допустимым приростом каждого
вида ресурса на 1% прироста продукции
и максимально возможной
Теперь попытаемся вывести зависимость допустимых темпов роста себестоимости от темпов роста прибыли, выручки от реализации и объема активов с учетом фактора изменения постоянных затрат, что, как правило, происходит при значительном росте объема активов и, в частности, капиталовложениях в производство, при увеличении накладных расходов и др.
На начальном
этапе просто полагаем, что постоянные
затраты в будущем периоде
возрастут в «К» раз по сравнению
с постоянными затратами
Тогда выведем формулу силы воздействия операционного рычага с учетом этого условия.
Для этого проведем ряд математических преобразований.
Обозначим:
Пр1 — прибыль от реализации отчетного (текущего) периода;
Пр2 — прибыль от реализации будущего периода;
ВМ1 — валовая маржа отчетного периода;
Пост1, Пост2 — постоянные затраты отчетного и будущего периодов, соответственно;
Пер1, Пер2 — переменные затраты отчетного и будущего периодов, соответственно;
СВОР ' — сила воздействия операционного рычага с учетом изменения постоянных затрат;
ТВР — темп роста выручки от реализации (в отн. ед.), то есть ;
ВР1, ВР2 — выручка от реализации отчетного и будущего периодов, соответственно.
Итак:
Пр
= ВР – С/С = ВР – (Пер
+ Пост).
Запишем это выражение для отчетного и будущего периодов соответственно:
Пр1
= ВР1 – (Пер1 + Пост1);
Пр2
= ВР2 – (Пер2 + Пост2).
Учитывая, что
ВР2 / ВР1 = TBP; Пост2 = К x Пост1; Пер2 = TBP x Пер1,
можем далее записать:
Пр2
= ТВР x ВМ1 –К
x Пост1.
Далее,
используя принцип
Пр2
= Пр1[1 + СВОР
' (ТВР – 1)].
Приравнивая правые части выражений (18) и (19), получим:
ТBP
x ВМ1 –К x Пост1
= Пр1[1 + СВОР ' (ТВР – 1)].
Из выражения (20) найдем СВОР ў (промежуточные преобразования опускаем):
Так как:
ТBP = 1 + Прирост ВР;
ТБП = 1 + Прирост БП,
Прир. БП = Прир. ВР х СВОР '.
Отсюда
,
Подставим последнее выражение в (21), проведем ряд математических преобразований и тогда получим еще одно выражение для СВОР ў в следующем виде:
Таким образом, выражения (21) и (23) определяют силу воздействия операционного рычага (СВОР ў) в случае изменения постоянных затрат в будущем периоде и также определяют динамику изменения прибыли при определенной динамике изменения выручки от реализации или прибыли, но с поправкой на изменение постоянных затрат.
Подтвердим правильность, например, выведенной зависимости (21) на простейшем примере:
ВР1 = 10 000 тыс. руб.;
Пер1 = 6000 тыс. руб.;
Пост1 = 2000 тыс. руб.;
ВМ1 = 4000 тыс. руб.;
Пр1 = 2000 тыс. руб.
Теперь найдем прибыль от реализации (Пр2) обычным способом и с помощью выведенной формулы (21). Примем темп роста выручки от реализации ТBP = 1,2, а темп роста постоянных затрат К = 1,1.
Тогда:
1. Обычный способ:
ВР2 = ТBP ВР1 = 1,2 10 000 = 12 000 (тыс. руб.);
Пер2 = ТBP Пер1 = 1,2 6000 = 7200 (тыс. руб.);
Пост2 = К Пост1 = 1,1 2000 = 2200 (тыс. руб.).
Отсюда Пр2 = 2600 тыс. руб.
2. С помощью выведенной формулы (21):
И тогда, применяя принцип операционного левериджа, определяющего динамику изменения прибыли при заданной динамике изменения выручки от реализации (ТBP), получим следующий результат.
При увеличении выручки от реализации на 20% (ТBP=1,2) прибыль увеличится на: 20% x 1,5 = 30% (ТППр = 1,3), то есть: Пр2 = 2000 x 1,3 = 2600.
Как видим, результаты сошлись, что подтверждает правильность выведенной зависимости (21).
Необходимо заметить, что выражение (21) также показывает предельный темп роста постоянных затрат, а именно до той их величины, когда числитель в выражении (21) становится отрицательным.
Из этого следует, что предприятие будет работать с уменьшением прибыли.
Подтвердим это на примере.
Прибыль уменьшится на 20% x (–3) = –60%, то есть Пр2 = 2000 – 0,6 x 2000 = 2000 – 1200 = 800 (тыс. руб.).
И опять проведем расчеты обычным способом, чтобы убедиться в правильности этого вывода:
ВР2 = 12 000 тыс. руб.;
Пост2 = 4000 тыс. руб.;
Пр2 = 12 000 – (4000 + 7200) = 800 (тыс. руб.).
Таким образом, результаты опять сошлись.
Следующим
этапом наших исследований будет
определение зависимости темпов
роста себестоимости с учетом
выведенного выражения для
Обозначим этот результат как С7. Проведя ряд математических преобразований, имеем:
Подставляя выражение (25) в выражение (6), получаем (промежуточные преобразования опускаем):
Таким образом,
мы получили следующую систему
Выведенная
система зависимостей, в совокупности
с результатами исследований [2], определяющими
взаимосвязи между
Разработанные
алгоритмы и пакет компьютерных
программ дают возможность осуществлять
автоматический контроль и планирование
деятельности предприятия, оптимизацию
взаимосвязи «издержки—объем—
Апробация
и внедрение разработанных
Равновесие на рынке одного товара
Понятие равновесия рассматривается здесь применительно к рынку одного товара.
Какие
же силы приходят в равновесие на рынке?
Очевидно, что это, с одной стороны,
желание продавцов продать
Рассмотрим эти понятия подробнее. Ясно, что желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (Р) и цен других товаров (Ра, Рb), от доходов покупателей и, конечно же, от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса, т.е. максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:
QD = f(P, Pa, Pb, …, I, T, W) | (1) |
где QD - объем спроса на данный товар; I - денежный доход; T - вкусы и предпочтения потребителей; W - накопленное имущество.
Допустим теперь, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:
QD = f(P) | (2) |
Логично
предположить (и это подтверждает
наша повседневная практика), что при
прочих неизменных условиях с увеличением
цены объем спроса уменьшается.
Цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене Р2 > P1 соответствует объем спроса Q2 <Q1, т.е., чем больше цена, тем меньше объем спроса. Итак, объем спроса на товар зависит от его цены. Но очевидно, что от цены должен зависеть некоторым образом и объем предложения данного товара. Аналогично объему спроса, объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, характер технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические условия.