Античная и средневековая риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:41, контрольная работа

Описание

"Поэтом рождаются, а оратором становятся" - эти слова Цицерона должны вдохновлять молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало ("эффект первых фраз"), целевое содержание речи и ее окончание.

Содержание

Введение.
Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития
Понятие об ораторском искусстве
Роды и виды ораторского искусства
Образ оратора и речевой стиль
Личность оратора
Подготовка речи: выбор темы, цель речи
Основные приемы поиска материала
Начало, завершение и развертывание речи

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 51.33 Кб (Скачать документ)

    Среди других теоретических работ следует  назвать "Краткую риторику" А.Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н.Ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М.В. Буташевича-Петрашевского и В.Г. Белинского. Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства.

    Важнейшую роль играют ясность и точность речи. Совсем непросто найти слова адекватно, точно отражающие мысль. У писателя, поэта есть время на эти “муки  слова”, у говорящего — нет. Аморфность, вялость мысли, убогий лексикон, низкая общая культура засоряют речь лишними, двусмысленными словами и выражениями. Послушайте внимательно, как отвечают на какой-либо вопрос телевизионного корреспондента наши политические лидеры и деятели культуры: “Э-э-э, видите ли...” Без этого обязательного “видите ли” или “знаете ли” не могут начинать говорить большинство деятелей культуры или артисты, претендующие на интеллигентность. Хороший совет современным “мастерам слова” давал античный римский учитель красноречия Квинтиллиан: “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”.

    Выступление должно быть кратким, ведь важно не только завоевать внимание слушателей, но и удержать его. Если выступление  будет интересным, то оно не покажется  длинным, и поэтому краткость  — это умение убрать все лишнее, второстепенное. Как тут не вспомнить  многочасовые речи по поводу “исторического залпа “Авроры” или “праздники большого говорения” в Гаване! Говорить и писать кратко — большое мастерство, французский ученый и философ  Блез Паскаль отметил этот парадокс в своем “Письме провинциалу”: “Я написал длинное письмо, потому что у меня не было времени, чтобы написать короткое”.

    Эмоциональность речи способна волновать души и внушать  желаемое настроение. Опытный оратор широко применяет эмоциональные  голосовые мо — от вкрадчивости и мягкости до страстной пламенности. В “Правилах высшего красноречия” (1844 г.) крупный государственный деятель и прекрасный оратор М. М. Сперанский говорил: “Под страстным в слове я разумею сии места, где сердце оратора говорит сердцу слушателей, где воображение воспламеняется воображением, где восторг рождается восторгом... Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить в слушателе”. Важно не только думать о смысле каждой произносимой фразы, но и чувствовать, иногда и переживать ее. В устной речи мысли и слова рождаются и звучат практически одновременно. Но излишний пафос, срывающийся на крик, характерный, судя по отзывам и кинокадрам, для “бесноватого фюрера”, свидетельствует о дурном вкусе и амбициозности. Такой оратор, по словам Цицерона, покажется слушателям “бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых”.

    Да, красноречие — высокий вид  искусства, требующий таланта и  большой работы. Но не правы те, кто  безвольно отказывается от попыток  овладеть искусством слова, не стремится  работать над своим словом: “У меня, мол, нет способностей, и внешность  не та, и дикция плохая...” Но вот  знаменитый эпизод из истории судебного  красноречия России, одна из блистательных  ее страниц. Обвиняемый в краже священник  пойман с поличным и признал свою вину. Защищает его в суде сын  скромного таможенного чиновника  и неграмотной казачки киргизского  происхождения. Современники вспоминали, что “его скуластое, угловатое лицо калмыцкого типа с широко расставленными глазами, с непослушными прядями  длинных темных волос можно было бы назвать безобразным, если бы его  не освещала внутренняя красота... Его  движения были подчас неловки, неладно  сидел на нем адвокатский фрак, а пришептывание могло портить впечатление от его речи”. Адвокат медленно поднялся, бледный, взволнованный и произнес всего только несколько фраз, закончив свою речь так: “Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грехи”. Суд присяжных оправдал подсудимого, а защищал его великий адвокат Ф. Н. Плевако, о котором в 1908 г. журнал “Право” сказал, что если Пушкин — гений в поэзии, то Плевако — гений в ораторском искусстве. Каждый должен верить в себя, работать над собой и обязан знать, что сказать и как это сказать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие об ораторском искусстве.
 

    Термин  ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:

    Риторика  – 1. Ораторское искусство, теория красноречия// Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.

    2. Перен. Эффектность, внешняя красивость  речи, напыщенность.

    3. В старину – название младшего  класса духовной семинарии.

    Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

    Выражение ораторское искусство также имеет  несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым  словом. Ораторское искусство –  это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

    Подобное  толкование ораторского искусства  было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные  способы убеждения относительно каждого данного предмета»

    Ораторским  искусством называют также исторически  сложившуюся науку о красноречии  и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

    Г.З. Апресян подчеркивает тесную связь  ораторского искусства с наукой.

    Что же позволяет, по мнению Г.З. Апресяна, рассматривать ораторское искусство  в связи с наукой?

    Во–первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и  популяризует их.

    Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально  излагались в устной форме, в публичных  речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.

    В-третьих, ораторское искусство опирается  на категориальную систему соответствующих  наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждения, доказательств  и обобщений.

    Таким образом, в красноречии искусство  и научность составляют сложный  сплав относительно самостоятельных  способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное  творчество публичной речи.

    Многие  современные исследователи рассматривают  ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роды  и виды ораторского  искусства.
 

    С древнейших времен живое слово сопровождает все формы общественной жизни. В  соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, роды и виды ораторского искусства.

    Отличительной чертой социально-политического красноречия  – общественно значимые темы, обращения  к аудитории в целом. К социально-политическому  красноречию относятся: отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге.

    Особенностью  церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого  слушающего, образная, иносказательная  форма выражения мыслей, красота  слога.

    Особенностью  судебного красноречия – строгая  логическая аргументация, апелляция  к законам. Речь прокурора носит  обвинительный характер и содержит четкие выводы в конце. Речь адвоката учитывает психологию восприятия слушателей, в ней обычно говорится о мотивах  совершения преступления.

    Особенностью  академического красноречия (научный  доклад, лекция, выступление на научных  конференциях) – предназначенность  для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия  предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.

    Особенность дипломатического красноречия - текст  выступления согласован с правительством, он зачитывается.

    Военное красноречие – речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.

    Особенность торгового красноречия (устная реклама, выступление на презентации) – использование  психологических приемов убеждения.

    Особенность делового красноречия (выступление  на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых переговоров) – деловой стиль речи, использование  специальных терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.

    Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово и др.) – эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную  реакцию собравшихся, изложение  мыслей в разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.

    Особенность лекционно-пропагандистского красноречия (научно-популярная лекция, научно-методическая лекция-экскурсия) – сочетание научности  и популярности изложения, назначение – сделать научные сведения доступными неспециалистам.

    Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность  сделать конкретное выступление  адекватным речевой ситуации по форме  и стилю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Образ оратора и речевой  стиль
 

    Всегда  ли мы знаем свои речевые особенности, можем объективно их анализировать  и оценивать? Чтобы получить возможность  для изучения своих индивидуальных речевых особенностей, рассмотрим некоторые  обобщенные типы ораторов.

    Остановимся сначала на типе оратора, т.е. на том  противнике, который «сидит во мне  самом», по выражению А.П. Чехова. Почему противник, а может быть, союзник?

    Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться  с понятием «тип оратора», уяснить  для себя более широкое понятие  — индивидуальный речевой тип  человека. Само это понятие в науке  пока не получило объяснения, хотя немало ученых обращают внимание на индивидуальные качества речи, связанные с темпераментом, особенностями нервной системы  индивидуума, типом его мышления.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Личность  оратора
 

    Русский государственный деятель, мыслитель  и писатель М.М. Сперанский утверждал: «Основания красноречия суть страсти  … Сильное чувствование и живое  воображение для оратора необходимы совершенно. И как сии дары зависят  от природы, то, собственно говоря, ораторы  столько же родятся, как и пииты». М.В. Ломоносов писал о том, что  оратор должен обладать остроумием и  памятью, которые питают красноречие, как плодородная земля всходы. В отличие от Сперанского он полагал, что ораторское искусство можно  постичь, и, кроме природных дарований, которые делил на душевные и телесные, называл следующие средства к  постижению ораторского искусства: изучение науки о красноречии, подражание лучшим ораторам, упражнения в сочинении (речей), знание других наук.

    Что же думают современные специалисты  о возможности стать оратором? Они отмечают необходимостью общих  и специальных способностей. Способности  формируются из природных задатков. К ним относятся особенности  нервной системы, функциональной деятельности мозга, строения организма (голосовых  связок, двигательного аппарата и  др.). Общие способности – это  благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково  важны для многих видов деятельности. Для развития интеллектуальных способностей важна возбудимость, подвижность  нервных процессов, скорость образования  нервных связей. Лектору необходимы такие общие способности, как  развитое произвольное внимание, его  бвстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость глубина и широта мышления и др.

Информация о работе Античная и средневековая риторика