Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:41, контрольная работа
"Поэтом рождаются, а оратором становятся" - эти слова Цицерона должны вдохновлять молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало ("эффект первых фраз"), целевое содержание речи и ее окончание.
Введение.
Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития
Понятие об ораторском искусстве
Роды и виды ораторского искусства
Образ оратора и речевой стиль
Личность оратора
Подготовка речи: выбор темы, цель речи
Основные приемы поиска материала
Начало, завершение и развертывание речи
Заключение.
Список литературы.
Среди других теоретических работ следует назвать "Краткую риторику" А.Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н.Ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М.В. Буташевича-Петрашевского и В.Г. Белинского. Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства.
Важнейшую роль играют ясность и точность речи. Совсем непросто найти слова адекватно, точно отражающие мысль. У писателя, поэта есть время на эти “муки слова”, у говорящего — нет. Аморфность, вялость мысли, убогий лексикон, низкая общая культура засоряют речь лишними, двусмысленными словами и выражениями. Послушайте внимательно, как отвечают на какой-либо вопрос телевизионного корреспондента наши политические лидеры и деятели культуры: “Э-э-э, видите ли...” Без этого обязательного “видите ли” или “знаете ли” не могут начинать говорить большинство деятелей культуры или артисты, претендующие на интеллигентность. Хороший совет современным “мастерам слова” давал античный римский учитель красноречия Квинтиллиан: “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”.
Выступление должно быть кратким, ведь важно не только завоевать внимание слушателей, но и удержать его. Если выступление будет интересным, то оно не покажется длинным, и поэтому краткость — это умение убрать все лишнее, второстепенное. Как тут не вспомнить многочасовые речи по поводу “исторического залпа “Авроры” или “праздники большого говорения” в Гаване! Говорить и писать кратко — большое мастерство, французский ученый и философ Блез Паскаль отметил этот парадокс в своем “Письме провинциалу”: “Я написал длинное письмо, потому что у меня не было времени, чтобы написать короткое”.
Эмоциональность речи способна волновать души и внушать желаемое настроение. Опытный оратор широко применяет эмоциональные голосовые мо — от вкрадчивости и мягкости до страстной пламенности. В “Правилах высшего красноречия” (1844 г.) крупный государственный деятель и прекрасный оратор М. М. Сперанский говорил: “Под страстным в слове я разумею сии места, где сердце оратора говорит сердцу слушателей, где воображение воспламеняется воображением, где восторг рождается восторгом... Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить в слушателе”. Важно не только думать о смысле каждой произносимой фразы, но и чувствовать, иногда и переживать ее. В устной речи мысли и слова рождаются и звучат практически одновременно. Но излишний пафос, срывающийся на крик, характерный, судя по отзывам и кинокадрам, для “бесноватого фюрера”, свидетельствует о дурном вкусе и амбициозности. Такой оратор, по словам Цицерона, покажется слушателям “бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых”.
Да,
красноречие — высокий вид
искусства, требующий таланта и
большой работы. Но не правы те, кто
безвольно отказывается от попыток
овладеть искусством слова, не стремится
работать над своим словом: “У меня,
мол, нет способностей, и внешность
не та, и дикция плохая...” Но вот
знаменитый эпизод из истории судебного
красноречия России, одна из блистательных
ее страниц. Обвиняемый в краже священник
пойман с поличным и признал свою
вину. Защищает его в суде сын
скромного таможенного
Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия// Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.
2.
Перен. Эффектность, внешняя
3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.
Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.
Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»
Ораторским
искусством называют также исторически
сложившуюся науку о
Г.З.
Апресян подчеркивает тесную связь
ораторского искусства с
Что же позволяет, по мнению Г.З. Апресяна, рассматривать ораторское искусство в связи с наукой?
Во–первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их.
Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.
В-третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждения, доказательств и обобщений.
Таким
образом, в красноречии искусство
и научность составляют сложный
сплав относительно самостоятельных
способов воздействия на людей. Ораторство
представляет собой сложное интеллектуально-
Многие
современные исследователи
С древнейших времен живое слово сопровождает все формы общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, роды и виды ораторского искусства.
Отличительной
чертой социально-политического
Особенностью
церковно-богословского
Особенностью
судебного красноречия –
Особенностью академического красноречия (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.
Особенность дипломатического красноречия - текст выступления согласован с правительством, он зачитывается.
Военное красноречие – речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.
Особенность
торгового красноречия (устная реклама,
выступление на презентации) – использование
психологических приемов
Особенность делового красноречия (выступление на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых переговоров) – деловой стиль речи, использование специальных терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.
Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово и др.) – эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию собравшихся, изложение мыслей в разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.
Особенность
лекционно-пропагандистского
Понимание
специфики каждого рода и вида
ораторского искусства дает возможность
сделать конкретное выступление
адекватным речевой ситуации по форме
и стилю.
Всегда ли мы знаем свои речевые особенности, можем объективно их анализировать и оценивать? Чтобы получить возможность для изучения своих индивидуальных речевых особенностей, рассмотрим некоторые обобщенные типы ораторов.
Остановимся сначала на типе оратора, т.е. на том противнике, который «сидит во мне самом», по выражению А.П. Чехова. Почему противник, а может быть, союзник?
Чтобы
ответить на этот вопрос, следует разобраться
с понятием «тип оратора», уяснить
для себя более широкое понятие
— индивидуальный речевой тип
человека. Само это понятие в науке
пока не получило объяснения, хотя немало
ученых обращают внимание на индивидуальные
качества речи, связанные с темпераментом,
особенностями нервной системы
индивидуума, типом его мышления.1
Русский
государственный деятель, мыслитель
и писатель М.М. Сперанский утверждал:
«Основания красноречия суть страсти
… Сильное чувствование и живое
воображение для оратора
Что
же думают современные специалисты
о возможности стать оратором?
Они отмечают необходимостью общих
и специальных способностей. Способности
формируются из природных задатков.
К ним относятся особенности
нервной системы, функциональной деятельности
мозга, строения организма (голосовых
связок, двигательного аппарата и
др.). Общие способности – это
благоприятное сочетание у