Античная и средневековая риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:41, контрольная работа

Описание

"Поэтом рождаются, а оратором становятся" - эти слова Цицерона должны вдохновлять молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало ("эффект первых фраз"), целевое содержание речи и ее окончание.

Содержание

Введение.
Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития
Понятие об ораторском искусстве
Роды и виды ораторского искусства
Образ оратора и речевой стиль
Личность оратора
Подготовка речи: выбор темы, цель речи
Основные приемы поиска материала
Начало, завершение и развертывание речи

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 51.33 Кб (Скачать документ)

    Оратору необходимы и специальные способности:

    - наблюдательность позволяет правильно  и полно воспринимать окружающую  действительность, события, факты,  выделять в них главное; помогает  правильно оценивать состояние  аудитории и, следовательно, адекватно  реагировать на него;

    - развитое мышление позволяет  оратору логически мыслить, что  дает возможность анализировать  информацию, проникать в сущность  явлений, глубоко, целенаправленно  и последовательно излагать тему;

    - самостоятельность ума – необходимое  качество оратора, которое дает  возможность критически относиться  к различным источникам информации, выносить свои суждения и оценки  на суд аудитории, что всегда  вызывает уважение;

    - творческое воображение помогает  оратору вжиться в ситуацию, о  которой он повествует, наглядно  и образно рассказать о ней;

    - способность к сильным эмоциональным  переживаниям проявляется в увлеченности  темой, экспрессивности изложения,  что положительно воздействует  на слушателей;

    - речевые способности определяют  культуру речи оратора, его  умение доносить свои мысли  ясно, живо, впечатляюще.

    Способность – необходимое, но не достаточное  условие становления оратора. В  человеке, который берет слово, чтобы  влиять на других, хотят видеть Личность. Собственно, только Личность и может  влиять на других!

    Можно развить и специальные способности.

    В ораторской деятельности можно выделить три основных этапа: докоммуникативный (до встречи с аудиторией), коммуникативный (сам процесс выступления перед слушателями), посткоммуникативный (анализ выступления после встречи).

    Выступлению оратора предшествует большая предварительная  работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению, нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция.

    При подготовке к выступлению оратору  необходимо знание основ диалектической и формальной логики, чтобы выступление  было глубоким по содержанию, логически  выстроенным и обоснованным.

    И при подготовке, и при проведении выступления оратор нуждается в  психологических знаниях, которые  помогают устанавливать контакт  со слушателями, организовывать их внимание и управлять им.

    Донести свои мысли до аудитории, произвести впечатление красотой слога помогает оратору владение культурой речи.

    Навыки  оратора – это усвоенные в  результате многочисленных повторений интеллектуальные, двигательные и сенсорные  действия, исполнение которых не требует  значительного напряжения памяти и  внимания, то есть выполняется почти  автоматически. Это навыки анализа  явлений действительности, изучения литературы, составления выписок, распределения  внимания во время выступления, навык  самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени.

    Кроме того, к коммуникативным навыкам, необходимым оратору, относят профессиональную наблюдательность, владение мимикой  и жестами, способность выражать свои эмоции и управлять ими.

    Умения  оратора складываются из приобретенных  знаний и навыков и позволяют  ему решать сложные творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Одно из самых сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, - соразмышление с аудиторией, когда аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Словом, ведет себя как собеседник в процессе сотворчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Подготовка  речи: выбор темы, цель речи
 

    Подготовка  к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

    Подготовка  к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

    Подготовка  к любому выступлению начинается с определения темы речи. При выборе темы, прежде всего, следует исходить из своего личного опыта, а также  знаний по выбранной теме. Кроме  того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших  слушателей.

    Выбрав  тему, надо подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и  обязательно привлекать внимание слушателей.

    Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой  даже вызывают отрицательное отношение  к предстоящему выступлению.

    Следует избегать и слишком общих названий, так как общие названия требуют  освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

    Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для  вас, молодые матери), ( для вас, будущие мужья) и др.

    Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой  целью он произносит речь, какой  реакции слушатель добивается.

    В.В Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее – «Как делать» или «Что делать», перекрываются теперь литературным лозунгом: «Для чего делать?», т. е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.

    Так и оратор, готовясь к выступлению  должен установить примат цели над  содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

    Надо  иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих  слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  приемы поиска материала
 

    После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и  отбора материала.

    В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать  новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей  речи. К ним относятся:

    - официальные документы;

    - научная, научно-популярная литература;

    - справочная литература: энциклопедия, энциклопедические словари, словари  по различным отраслям знаний, лингвистические словари, таблицы,  библиографические указатели;

    - художественная литература;

    - статьи из газет и журналов;

    - передачи радио и телевидения;

    - результаты социологических опросов;

    - собственные знания и опыт;

    - личные контакты, беседы, интервью;

    - размышления, наблюдения.

    Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

    Важнейший этап подготовки ораторской речи –  изучение отобранной литературы. Оратору  необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т. е. прочитать соответствующие  разделы, сделать нужные записи, систематизировать  материал и т. д.

    Работу  с книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Сначала читается титульный лист книги. На нем напечатаны название книги, которое дает представление  о ее содержании; фамилия автора; классификационная характеристика.

    Важно обратить внимание на год издания  книги. Если заинтересовавшая книга  выпущена десять-двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому следует  ознакомиться и с новой литературой  по интересующему вопросу.

    Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

    Если  в книге есть предисловие и  послесловие, рекомендуется прочитать  их.

    Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет  определить какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой  темы.

    Во  время чтения важно уметь осмыслить  содержание прочитанного. При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно  делать соответствующие записи прочитанного.

    Чтение  литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий  много времени. Но вместе с тем  именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освещении  данной темы.

    Настоящая подготовка к выступлению заключается  в том, чтобы выработать собственное  отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Начало, завершение и развертывание  речи
 

    Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой  будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи  и аудитории, в которой оратор выступает.

    Основная  часть выступления - доказательство. Оно может быть логическим, когда  оратор логически доказывает аудитории  правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты отсылочное доказательство.

    В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей  речи, еще раз излагает главную  идею выступления, а также может  призвать слушателей к конкретным действиям  по ее реализации.

    При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве ("универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Также нельзя забывать о "эффекте мортиры" - субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору. Немалое значение имеет и тембр голоса.

    Речь  оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с  разной интонацией. Они разделяются  паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

    Почти всегда при публичном выступлении  оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а  обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента  необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.

Информация о работе Античная и средневековая риторика