Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 03:09, курсовая работа
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми.
1. Введение
2. Деловое общение: закономерности и тактика
3. Анализ общения
3.1 Общение и его функции
3.2 Виды межличностных отношений
3.3 Фазы общения
3.4 Средства общения
4. Этикет и культура общения
4.1 Деловой этикет
4.2 Современные взгляды на место этики в деловом общении
4.3 Общее этические принципы и характер делового общения
4.4 Правила этикета
4.5 Правила вербального этикета
4.6 Правила общения по телефону
5. Эффективность слушания
6. Заключение
Чтобы не попасть в нелепую ситуацию,
надо знать правила хорошего тона.
В старые времена им крепко учил
Петр Великий. В 1709 г. он издал указ,
согласно которому подлежал наказанию
каждый, кто вел себя «в нарушение
этикету». Возможно, надо ввести наказание
и для тех отечественных
Итак, знание делового этикета, умение культурно вести себя - основа предпринимательского успеха.
Этикет - явление историческое. Правила
поведения людей изменились с
изменениями условий жизни
Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцегов и т.п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.
Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.
В России в начале ЧVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера, внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословиям (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко следил сам царь Петр I. За их нарушение строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям национальной культуры России, которая как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей много не только в ЧVIII в., но и сейчас. Английский писатель Редьярд Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет - черный, а в Китае - белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались.
Конечно, и общественный прогресс
способствовал
Современные взгляды на место этики в деловом общении
Противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.
1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и в
бизнесе вообще этика не нужна сама по себе. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.
С этой позиции, которую можно назвать
«деловой макиавеллизм», этические
нормы и сам язык этики рассматриваются
как помеха в деловом общении.
В нем стараются избегать разговоров
о морали, этических идеалах, долге
и социальных обязанностях, поскольку
в результате появляются «излишние»,
«не относящиеся к делу»
Крайним случаем неэтического поведения
бизнесменов, руководителей предприятий
является нарушение закона. Но неэтическим
поведением следует также считать
различного рода действия компаний, не
предпринимающих надлежащих мер
для устранения дефектов в своей
продукции, которые могут привести
к вредным последствиям для населения.
Поэтому в понятие этики
Этика делового общения касается,
конечно, не только социальной ответственности
руководителей предприятия. Она
охватывает широкий круг вопросов,
относящихся к целям и
2. Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и
бизнесом состоит в том, что
соблюдение этических норм в деловом
общении признается важным не только
с точки зрения ответственности
бизнесменов перед обществом
с самим собой, но и необходимым
для эффективности
Думается, что этот подход является
более цивилизованным , и в конце
концов более эффективным, так как
предприятие- компонент общества, и
утверждая этические нормы
Поэтому, рассмотрев оба взгляда на место этики в деловом общении, следует присоединиться не к Николо Макиавелли, проповедавшему «освобождение» политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверждавшему, что «честность - лучшая политика».
Общие этические принципы и характер делового общения
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненными, между подчиненными и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.
Общий нравственный принцип человеческого
общения содержится в категорическом
императиве И. Канта: «Поступай так,
чтобы максима твоей воли всегда
могла иметь также и силу принципа
всеобщего законодательства». Применительно
к деловому общению основной этический
принцип можно сформулировать таким
образом: в деловом общении при
принятии решения о том, какие
ценности следует предпочесть в
данной ситуации, поступай так, чтобы
максима твоей воли была совместима
с нравственными ценностями других
сторон, участвующих в общении, и
допускала координацию
Таким образом, в основе этики делового
общения должна быть координация, а
по возможности и гармонизация интересов.
Естественно, если оно осуществляется
этическими средствами и во имя морально
оправданных целей. Поэтому деловое
общение должно постоянно проверяться
этической рефлексией, оправдывающей
мотивы вступления в него. При этом
сделать этически правильный выбор
и принять индивидуальное решение
часто дело совсем непростое. Рыночные
отношения предоставляют
Специалист по менеджменту, вступающий
в деловое общение, может попасть
в затруднительные ситуации. При
этом если во всех случаях он остановит
свой выбор на действиях, дающих сиюминутный
эффект, его поведение можно будет,
пожалуй, считать безнравственным
и аморальным. Если же он не предпримет
ни одного из таких действий, то может
оказаться несостоятельным как
управляющий и постоянно
Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Помните, что:
- В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей.
- Когда речь идет об этических
промахах других, не следует делать
из «моральных мух» «моральных
слонов». Когда речь идет о
промахах своих, следует
- В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе.
- Нравственное отношение
- Когда речь идет о
Особое внимание следует обратить
на золотое правило этики общения:
«Относитесь к другим так, как
вы хотели бы, чтобы относились к
вам». В отрицательной форме в
формулировке Конфуция оно гласит:
«Чего не пожелаешь себе, того не
делай другим». Это правило применимо
и к деловому общению, но по отношению
к отдельным его видам «сверху-
Этика делового общения «сверху-вниз». В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к подчиненному так, как вы бы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое - нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствует себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируется в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отмечу некоторые из них.
- Стремитесь превратить вашу
организацию в сплоченный
- При возникновении проблем
и трудностей, связанных с
- Если сотрудник не выполнил
вашего распоряжения, необходимо
дать ему понять, что вам известно
об этом, иначе он может решить,
что провел вас. Более того,
если руководитель не сделал
подчиненному соответствующее
- Замечание сотруднику должно
соответствовать этическим
- Критикуйте действия и
- Тогда, когда уместно,
- Никогда не советуйте
- Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.
- Никогда не давайте
- Соблюдайте принцип
- Поощряйте свой коллектив даже
в том случае, если успех достигнут
главным образом благодаря
- Укрепляйте у подчиненного
чувство собственного