Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:34, доклад
Вопросы, термины,понятия
1. Роль вводных слов и предложений
Вводные
слова – это специальные слова
или сочетания слов, при помощи
которых говорящий выражает
Вводные
слова могут выражать
А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
Часто
мы думаем, что вводные слова
не нужны, но мы сами не
замечаем, как используем их в
речи.
2. Роль цитат в речи
Цитата (от лат. cito – вызываю, привожу) – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи.
В публицистическом тексте
В
текстах научного стиля,
В
художественном тексте, как правило,
цитируется прямая речь
Таким
образом, цитаты очень важны
в речи.
3. Роль однородных членов предложения в речи
Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
Однородные
члены предложения
Однородные
члены предложения показывают
одновременность или
В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
Итак,
мы пришли к выводу, что однородные
члены предложения важны в
языке.
4. Роль риторических вопросов в тексте
Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
Риторические
вопросы используются в
Риторические
вопросы также являются
Таким
образом, риторический вопрос
– это важное изобразительно-
5. Роль средств выразительности в речи
В
художественном и
Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
Риторический
вопрос создаёт вопрос на
Без
выразительности, речь была бы бедной
и невыразительной.
6. Роль архаизмов в речи
Архаизмы
– это устаревшие слова в
лексике русского языка. Также
архаизмами называются
Архаизмы
используются в речи, когда нужно
создать колорит эпохи. Такие
слова используются в
Также
архаизмы используются для
Таким
образом, устаревшие слова
7. Разряды и функции частиц в русском языке
Частица
– служебная часть речи, которая
вносит в предложение
Частицы
делятся на две основные
Формообразующие
образуют повелительное и
Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
Таким
образом, частицы – важная
часть речи, без которой в русском
языке не обойтись.
8. Зачем нужно двоеточие?
Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
«Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
Возьмем,
к примеру, двоеточие. Во-
Во-вторых,
этот знак помогает увидеть
такие синтаксические
В-третьих,
двоеточие — письменный сигнал
интонации пояснения (
Нет,
не обойтись без знаков
9. Зачем нужно тире?
Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
Так,
в предложении 14 тире отмечает
начало и конец такого
Предложения
с 8 по 22 — это диалог. Тире используется
в значении чередования. С его
помощью В. Железников
Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
Хотя
тире появилось в русской
10. Зачем нужна орфография?
Сегодня
много говорят о том, что
орфографическая грамотность
Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово "пора" (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: "пара". Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.
Я считаю, что орфография не
враг нам, а друг: она помогает
правильно, точно передавать
Источник сочинения
– учебно-методическое пособие "Русский
язык. 9 класс. Подготовка к государственной
итоговой аттестации 2010" по ред. Н.А.Сениной.
Внимание! В данном
сочинении приводится всего один
пример из указанного текста, а надо
два!
11.Роль антонимов в речи
Я
согласен с Анной
В тексте В.Пескова они есть: "хорошие и плохие" люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: "…сказка заставляет…тревожиться, радоваться". На самом деле антонимом к слову "радоваться" будет слово "грустить", но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.
Без
антонимов наша речь была бы
намного беднее.
Источник сочинения
– учебно-методическое пособие "Русский
язык. 9 класс. Подготовка к государственной
итоговой аттестации 2010" по ред. Н.А.Сениной.
12. Зачем надо изучать морфологию?
Морфология
– это раздел грамматики, изучающий
части речи (существительные,
Во-первых,
от знания частей речи зависит
письменная грамотность
Во-вторых,
знание частей речи формирует
у человека пунктуационную