Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:34, доклад
Вопросы, термины,понятия
Таким
образом, морфология – очень
важный раздел науки о языке.
риант 1. Антон
с Кириллом спорят о том, нужны
ли знаки препинания. Я, как и Антон,
считаю, что без знаков препинания обойтись
невозможно. Попробую это доказать.
Вариант 2. Вопрос
о роли знаков препинания в письменной
речи и о необходимости знания
правил пунктуации, волнующий Антона
и Кирилла, возникал и среди моих
одноклассников. Мнения наши тоже разделились.
Некоторые ребята, в основном те, у кого
трудности с русским языком, считают, как
и Кирилл, что без запятых, тире и прочих
знаков можно запросто обойтись, потому
что «и так всё понятно». Другие же, наоборот,
уверены, как и Антон, в их необходимости.
И действительно, трудно не согласиться
с Антоном, ведь у знаков препинания такие
важные функции! Рассмотрим их.
Вариант 3. Можно
ли представить письменную речь без
знаков препинания? Так ли нужны
нам эти непонятные палочки, точечки,
крючочки?.. А может быть, вполне возможно
обойтись без них? Облегчить свою жизнь,
не заучивая множество правил? Попробуем
разобраться в этих вопросах.
Вариант 4. Риторические
вопросы – это вопросы, не требующие
ответа. Зачем же они нужны? Давайте
разберёмся.
Обратите внимание
на то, какой фразой завершается каждое
вступление и тем самым осуществляется
переход ко второй части сочинения.
6. Как писать
основную часть?
Основная часть
вашего сочинения должна быть по объёму
больше, чем вступление и заключение.
В основной части
вы должны назвать не менее двух функций
(или доказательств) указанного лингвистического
понятия и привести минимум по одному
примеру на каждую функцию (доказательство).
См. критерий С1К1.
Помните, что
функции должны быть разные! Например,
ТИРЕ имеет две функции: оно используется
для разделения членов предложения и для
выделения.
Рассказывая о
функциях лингвистического понятия, можно
использовать такие вводные слова,
как во-первых, во-вторых, в-третьих
и т.д. (не забудьте выделять их запятой!)
Но можно обойтись и без них.
Перед началом
работы над этой частью сочинения
рекомендую (на примере темы сочинения
из ДЕМО-2011):
1. сначала вспомнить,
в каких случаях употребляется
тире в предложении;
2. потом ещё
раз перечитать текст и
Только после
этого можно приступать к оформлению
основной части сочинения.
7. Как оформлять
примеры в сочинении?
Во-первых, помните
о требованиях к примерам (см.
критерий С1К2):
• примеров должно
быть не менее 2;
• примеры должны
быть из указанного текста;
• примеры должны
иллюстрировать разные функции лингвистического
понятия;
• каждый пример должен соответствовать указанной функции;
• пример без
указания на функцию не учитывается.
Во-вторых, оформлять
примеры в сочинении можно 3-мя
способами:
1) цитировать
предложение (если оно не
Например: В предложении
27 тире реализует значение противоположности:
«Столько лет смотрел на картину
– не догадался».
Или предложение заключается в скобки.
Например: Так, в
предложении 19 точка выражает интонацию
законченного утвердительного высказывания
(Люди слушали внимательно, и в скрипичном
футляре лежало уже немало мятых бумажек).
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
Например: Мне
кажется, что контекстуальными будут
антонимы в предложении №6: "…сказка
заставляет…тревожиться, радоваться".
2) указывать
номера предложений без
Например: Обратим
внимание на предложение 22. В конце
предложения поставлен
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
• Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим …
предложение. В нем использована
… . Это подтверждает наш вывод
о том, что … .
Советую также
в основной части упомянуть фамилию
автора текста, из которого вы берёте предложения
для цитирования.
Например, так: Орфография
нужна, чтобы любой правильно понимал
значение прочитанного слова. Так, например,
в тексте М.Пришвина слово "пора"
(предложение № 16) можно написать так,
как мы его слышим: "пара".
8. О чём писать
в заключении?
Заключение так
же, как и вступление, не должно превышать
по объёму основную часть сочинения.
Заключение должно
представлять собой вывод о справедливости
высказывания героя иллюстрации
о сущности языкового явления.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.
Помните,
что они выделяются запятой!
А также выражения:
я думаю, я считаю, по моему мнению,
по-моему, на мой взгляд, я убеждён,
я уверен в том, что…и т.д.
Рассмотрим несколько
образцов заключения:
Образец 1. Значит,
не только слова, вошедшие в текст, помогают
автору изобразить события, выразить мысли
и чувства, но и расставленные им знаки
препинания. Так что без пунктуации никак
не обойтись, особенно человеку, который
хочет точно и глубоко передавать свои
мысли и понимать мысли других.
Образец 2. Да, без
знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь,
что теперь и Кирилл так думает.
Образец 3. Прав
был К.Паустовский, сравнивая знаки
препинания с нотными знаками: они
руководят интонацией, помогают автору
оформить мысли и передать чувства, а читателю
понять их. Без знаков препинания такое
общение было бы затруднительным. А сомневающимся
можно предложить эксперимент: уберите
из текста все запятые, тире, точки – словом,
все знаки, попробуйте прочитать. Думаю,
вы поймёте, почему в языке возникла система
знаков препинания.
Образец 4. Я считаю,
что без знаков препинания на письме
обойтись невозможно. Они необходимы,
потому что без них любой текст
становится непонятным. Поэтому прав
Антон.
Образец 5. Итак,
выражая свои мысли в письменном виде,
мы стремимся к тому, чтобы нас правильно
поняли. И знаки препинания помогают нам
в этом.
Образец 6. Я убеждён,
что орфография не враг нам, а друг:
она помогает правильно, точно передавать
мысли. А мы и учим эти правила
для того, чтобы облегчить понимание
наших мыслей другим. Без орфографии современному
человеку не обойтись!
9. Сколько абзацев
должно быть в сочинении?
Абзацное членение
текста – это одно из важных условий
при написании сочинения на лингвистическую
тему (критерий С2К3).
Помните: сочинение
должно иметь не менее 4 –х абзацев:
• 1 абзац – тезис,
• 2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами,
• 3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами,
• 4 абзац –
вывод.
10. Каким должен
быть объём сочинения?
Развивайте мысль
так, чтобы объем сочинения был
не менее 50 слов.
Хочу заметить,
что выпускнику, умеющему рассуждать
и излагать свои мысли, уложиться
в 50 слов будет сложно! Таким ученикам
объём сочинения можно увеличить ориентировочно
до 250 слов.
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать.
Слова, которые
пишутся через дефис,
11. Про почерк
Помните, что
задание С1(изложение) и С2(сочинение)
будет проверять экзаменационная комиссия,
а не компьютер. Поэтому пишите сочинение
АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор
смог прочитать написанное без труда и
чтобы у него не возникало вопросов: какая
в слове буква – О или А и т.п.
ЗАПЯТАЯ
Функция №1 –
РАЗДЕЛЕНИЕ
Запятая разделяет:
1. однородные члены предложения;
2. части сложного предложения;
3. прямую речь,
стоящую перед словами автора.
Функция №2 –
ВЫДЕЛЕНИЕ
Запятая или две запятые выделяют:
1. обособленные члены предложения
2. уточняющие, поясняющие
и присоединительные члены
3. сравнительные обороты;
4. вводные конструкции;
5. обращения;
6. междометия;
7. утвердительные,
отрицательные и вопросительно-
8. придаточные
части сложноподчинённого предложения.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Функция №1 –
РАЗДЕЛЕНИЕ
Точка с запятой разделяет:
1. однородные члены предложения;
2. части сложного
предложения.
ТИРЕ
Функция №1 –
РАЗДЕЛЕНИЕ
Тире разделяет:
1. подлежащее и сказуемое при отсутствии связки;
2. слова при пропуске одного из членов предложения;
3. обобщающее
слово, стоящее после
4. части бессоюзного сложного предложения;
5. прямую речь и слова автора;
6. реплики диалога.
Функция №2 –
ВЫДЕЛЕНИЕ
Два тире выделяют:
1. распространённые приложения;
2. вставные предложения;
3. слова автора,
находящиеся внутри прямой
ДВОЕТОЧИЕ
Функция №1 –
РАЗДЕЛЕНИЕ
Двоеточие разделяет:
1. обобщающее
слово и однородные члены,
2. части бессоюзного сложного предложения;
3. прямую речь
и слова автора.
СКОБКИ
Функция №1 –
ВЫДЕЛЕНИЕ
Скобки выделяют:
1. вставные предложения
Про скобки материал
есть также ЗДЕСЬ
КАВЫЧКИ
Функция №1 –
ВЫДЕЛЕНИЕ