Говорение как речевой вид деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:24, реферат

Описание

Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение .

Работа состоит из  1 файл

Гоорение как вид речевой деятельности.docx

— 45.81 Кб (Скачать документ)

 

Не следует начинать выступление непосредственно с существа вопроса, ведь аудитории требуется несколько минут чтобы привыкнуть. Слушатели должны приспособиться к вашей внешности, тембру голоса, манере поведения, вот почему мало кто воспринимает первые слова, которые вы произносите. Именно поэтому, а вовсе не из-за привычной невыразительности традиционных зачинов, так трудно сразу овладеть вниманием аудитории. Именно по этой причине опытные ораторы тратят первые несколько минут на то, чтобы поблагодарить председателя, объявившего их выступление.

Затем следует официальное приветствие «Господин председатель, уважаемые гости (в случае, если таковые присутствуют), дамы и господа!» Тут некоторые ораторы любят вставить шутку или анекдот, не имеющий прямого отношения к теме выступления. Таким образом они производят своего рода разведку. Но так как аудитория редко улавливает смысл этой шутки и смеется чисто автоматически, представляется более удачным начать с краткого вступления позволяющего затем плавно перейти непосредственно к существу проблемы. Чтобы сделать этот переход более логичным, можно, например, заранее наметить для себя краткий план выступления.

Существует еще один очень выигрышный вариант вступления с самого начала четко обозначить тему вашего выступления и перечислить те основные положения, которые вы собираетесь доказать или развить. Однако не затягивайте эту часть выступления, чтобы публика не заскучала. И запомните основное правило никогда НЕ ИЗВИНЯЙТЕСЬ за то, что не готовы, за то, что недостаточно компетентны, за то, что вообще взяли слово. Следует надеяться что ваши опасения не оправдаются. Будьте скромны, но постарайтесь не внушить публике ощущение, что вас принудили к выступлению, а председатель предоставил вам слово потому что недостаточно уважает аудиторию.

Особо невыразительно звучит речь, изобилующая традиционными  избитыми клише: «Тема моего выступления», «С чувством глубокого удовлетворения», «И в заключение хотелось бы отметить» и т. д. С развитием радио м телевидения нас перестали устраивать старомодные ораторские приемы. Чем естественнее звучит ваш голос, чем проще ваш язык и манера поведения, тем больше доверия к вам.

В случае, когда в зале установлен микрофон, следует обратить внимание на то, как им пользовался  тот, кто представлял вас публике. Однако, как правило, микрофон настраивается  заранее, и выступающего предупреждают, насколько громко ему следует говорить. Искушенный оратор знает, что благодаря современной технике для выделения той или иной мысли не следует повышать голос, как это приходилось делать раньше. Он также знает что нужно избегать лишних движений и все время говорить прямо в микрофон, не прикасаясь к нему. Часто, стремясь охватить взглядом всю аудиторию, выступающий поворачивает голову то вправо, то влево и говорит мимо микрофона. Если вы хотите повысить голос, пощадите барабанные перепонки ваших слушателей и сделайте шаг назад. Кстати говоря, часто можно достичь большего эффекта не повышением, а понижением голоса почти до шепота. Умелое и уместное применение этого приема заставит аудиторию буквально ловить каждое ваше слово.

Не смущайтесь, если по ходу выступления вам нужно откашляться, чихнуть или высморкаться. Отнеситесь к этому, как к естественному проявлению человеческих потребностей, которые, ко всему прочему, позволят вам сделать вполне уместную паузу. Конечно же следует отвернуться, особенно когда перед вами установлен микрофон, и извиниться, если вы хотите чихнуть или откашляться. Если же вам надо высморкаться или сделать глоток воды, извинений не требуется. Некоторые искусные ораторы специально прибегают к воде для нагнетания напряжения перед каким-нибудь драматическим заявлением или выпадом. Например: «А сейчас я сообщу вам нечто, способное вызвать слезы каждого присутствующего в этом зале…» (глоток воды).

Если вы действительно  хотите, чтобы аудитория вас слушала, никогда не читайте по бумажке. Иногда достаточно иметь перед глазами письменный вариант выступления и помнить его основные положения и ключевые фразы. Но дословное зачитывание речи (если только вы не на радио, где чтение подразумевается) означает неизбежную потерю аудитории. Даже если ваше чтение безупречно, слушатели не смогут сконцентрировать свое внимание и вскоре заскучают. Гораздо удобнее написать конспект выступления на маленьких карточках, которые легко поместятся в вашей ладони, что позволит создать впечатление непринужденного изложения мыслей.

Многие хорошие ораторы  все же используют письменную заготовку  речи, главным образом чтобы не потерять нить выступления. Это относится в основном к научным или политическим докладам. Но и тогда они должны время от времени отрывать взгляд от текста, чтобы, по крайней мере, создать видимость импровизации.

Некоторые выступающие теряются перед аудиторией, поэтому предпочитают заранее выбрать кого-нибудь в зале — часто это знакомый — и в течение всего выступления обращаются к нему. Конечно, это удобно для оратора, но, чтобы внести некоторое разнообразие, лучше выбрать несколько человек в разных частях зала и попеременно смотреть на каждого из них.

Уместная шутка  или анекдот раскрепощают не только аудиторию, но и самого оратора, особенно когда ему трудно начать выступление. Но их лучше опустить, если они рассказываются неумело или неловко, и уж само собой, когда они не имеют никакого отношения к существу вопроса. В противном случае слушатели могут быть настолько озадачены услышанным, что в течение всего вашего выступления будут ломать голову над тем, как связать это отступление с основной темой, и пропустят все, что вы хотели донести до них, И вообще- когда вы говорите, помните, что очень многие люди вообще плохо воспринимают информацию на слух, вот почему необходимо несколько раз повторять одну и ту же мысль в разных формулировках.

Также используйте любую  возможность проиллюстрировать  ваши слова, с помощью чертежей, графиков, слайдов фильмов. Можно самому сделать  набросок, показать какой-нибудь экспонат или применить другие технические  средства. Такой прием, ко всему прочему, лишает выступление однообразия  и идет на пользу как публике, так и вам. В случае использования слайдов или фильмов, чтобы обратить внимание публики на ту или иную деталь, используйте световую указку.

Выступление сильно проигрывает, если его заключительная часть слишком затянута или, напротив, скомкана.

Лучше всего заранее, скажем за несколько минут до окончания  речи, дать понять публике, что выступление  подходит к концу. Например, можно  сказать несколько слов благодарности: «Благодарю вас за предоставленную  возможность выступить, и хотя эту  тему можно было бы еще развивать, я уступаю трибуну следующему оратору, которого мы выслушаем с  огромным интересом» и т. д. Затем  следуют вывод или выводы и, наконец, само заключение. Главное, никогда не говорите без соответствующей подготовки: «Это все» или «Вот и все, что я  хотел сказать». Речь следует закончить  словами, которые слушатель унесет с собой, или ярким примером, который  отразит, хотя бы отчасти, суть всего  сказанного. Помните хорошая речь побуждает к действию.

Часто основной докладчик  покидает зал сразу после выступления (он может спешить на поезд или  по какому-то другому делу), но в этом случае председательствующий, по возможности, должен заранее подготовить аудиторию  к столь быстрому уходу оратора, например, когда благодарит его эа выступление. Выражая благодарность оратору, председатель должен повторить его имя полностью для тех, кто не расслышал его раньше или опоздал.

В любом другом случае приличия требуют проявить хоть видимость  интереса к последующим выступлениям,, если таковые предполагаются, и непременно задержаться после окончания заседания, чтобы принять поздравления или ответить на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://jetiket.ru/publichnoe-vystuplenie-kak-pravilno-vesti-sebya-pered-publikoj.html

http://www.elitarium.ru/2008/09/24/vystuplenije_pered_auditoriejj.html

http://letopisi.ru/index.php/%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5


Информация о работе Говорение как речевой вид деятельности