Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:24, реферат
Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение .
На основании выше изложенного
можно сделать следующие
1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.
2. В основе говорение
лежит осознание значения
3. Речь, как говорение
— это вербальная коммуникация,
т.е. вербальный процесс
4. Различают следующие виды устной речи:диалогическая и монологическая речь
5. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.
6. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Требования к
речи: простота и ясность изложения;
последовательность и четкость объяснения;
убедительность и логичность приводимых
доводов; нацеленное выступление (выступающий
должен заранее знать, что он хочет
сказать и подбирать аргументы)
Автор: Александр Bлaдимиpович
Mopoзoв, заведующий кафедрой социальной
психологии Института гуманитарного образования,
профессор кафедры организации медицинского
обеспечения Государственного института
усовершенствования врачей МО РФ, доктор
наук, член-корреспондент Международной
Академии психологических наук.
Речь человека вообще и его отдельные
выступления перед слушающими можно
охарактеризовать по содержанию, выразительности
и форме.
Каковы же основные требования
к выступлению перед
Речь должна быть сбалансирована по
темпу. Торопливость, обычно вызванная
робостью оратора, создает впечатление,
что выступающий «отделывается». Вялая
речь тоже неэффективна, т. к. вызывает
безразличие к теме выступления. Очень
медленное чтение лекции приводит к ослаблению
восприятия: возникающие между словами
паузы накладывают на каждое слово дополнительную
смысловую нагрузку, слова получают неоправданно
большую эмоциональную и содержательную
значимость, что затрудняет восприятие.
Понятность языка выступления зависит от множества факторов:
словарного состава, длины предложений,
степени синтаксической сложности речи,
насыщенности ее абстрактными выражениями,
иностранными и специальными терминами.
Очень важно правильно употреблять слова.
Несоответствие употребляемого слова
его общепринятому значению или стилистическим
нормам вызывает у слушателей негативные
эмоции, которые могут свести на нет цель
выступления. Излишне выспренные выражения
смешат, тривиальные — раздражают, неправильно
употребляемые слова вызывают насмешку
и иронию.
Выдающийся русский юрист и оратор А.Ф. Кони, хорошо знавший цену точности построения фразы, писал: «Стоит переставить слова в народном выражении «кровь с молоком» и сказать «молоко с кровью», чтобы увидеть значение отдельного слова, поставленного не на свое место».
Необходимо обратить внимание на словарный состав речи. В языковом отношении суждения должны быть сформулированы так, чтобы соответствовать запасу знаний слушателей и в некоторой степени характеру их ожиданий — социальных установок.
Образец гибкого
следования письменной речи за меняющейся
обстановкой можно найти у
академика Е.В. Тарле, который приводит
наблюдение над спецификой подбора
слов в парижской прессе для описания
продвижения Наполеона с
Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, в известной мере его язык должен быть близким к языку аудитории. В противном случае возникает отчужденность. Следует иметь в виду, что, как отмечал еще Н.Г. Чернышевский, формулой чувства групповой принадлежности становится утверждение «человек, говорящий нашим языком, — наш человек».
Современный русский литературный
язык быстро развивается. Опытные преподаватели
— это люди, учившиеся говорить
и получившие представление о
языковой норме 20-30 лет назад. Они
сохраняют представление о
Очень важно помнить, что функции распределения значений слов могут не совпадать у вас и у ваших слушателей. То, что вам кажется смешным, они не поймут, а там, где вы говорите о серьезных вещах, могут засмеяться. Учет этих моментов существен для успешности лекторской и преподавательской работы.
Нужно обратить внимание на то, что обилие слов-паразитов («так сказать», «значит», «ну», «как бы» и т. д.) отталкивающе действует на слушателей, и речь засоряется ими особенно часто, когда лектор волнуется. Эмоциональная напряженность выступающего специфически искажает его речь, в ней появляется «мусор» типа слов «это», «какой-то», «этот самый», «вот» и паузы с наполнителями типа «э-э-э...»
Сильное волнение лектора может сделать его выступление излишне категоричным, увеличив количество слов с четкой позитивной и негативной ориентацией («очень», «совершенно», «прекрасный»), участить повторы слов и склонность к использованию стереотипов и терминов.
Язык выступления должен быть простым. Не следует думать, что сложность
и наукообразность речи способствуют
ее пониманию и завоеванию авторитета
лектора у слушателей. Некоторые лекторы
без необходимости используют слишком
сложную форму для выражения совсем простых
мыслей. Манера сложно излагать очевидно
простой материал — сложно иногда выявляет
стремление создать определенную дистанцию
между собой и собеседником, что ухудшает
контакт. Представления о том, что о сложных
научных проблемах нельзя говорить живо
и просто, совершенно несостоятельны.
Известный физик В. Гейзенберг писал: «Для физика возможность описания на обычном языке является критерием того, какая степень понимания достигнута в соответствующей области». Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что простота изложения требует не только большой работы над формой, но и углубленного знания предмета.
Допустимо ли использовать
в речи штампы и стереотипы? Совместная
жизнь и сотрудничество людей
формируют общие для них
Говорите кратко. Еще древние риторы предостерегали
против длинных фраз, поскольку они плохо
действуют на слух аудитории и на дыхание
оратора. Цицерон утверждал, что величайшее
из достоинств оратора — не только сказать
то, что нужно, но и не сказать того, что
не нужно. Насколько известное высказывание
Цезаря «Пришел, увидел, победил» лучше,
чем «Сначала пришел, потом увидел и после
этого победил».Желательно выражаться
точнее.
Известный физик П. Дирак говорил точно и требовал точности от других. Однажды, окончив сообщение, он обратился к аудитории: «Вопросы есть?» — «Я не понимаю, как Вы получили это выражение», — сказал один из присутствующих. «Это утверждение, а не вопрос, — произнес Дирак, — вопросы есть?»
Необходимо выражаться не только точно,
но и образно. Вот пример из книги врача-гипнолога
Буля. Человеку в гипнозе внушалось: «Вы
съели жирную пищу». Затем экспериментально
изучали процессы в желчном пузыре, но
никаких результатов, сходных с картиной
реального насыщения жирной пищей, не
обнаружили. Тогда изменили формулу внушения:
«Вы видите перед собой на столе много
вкусных питательных жирных блюд — яичницу
с салом, колбасу, масло, ветчину с горчицей,
свинину с хреном. Вы начинаете есть, выбирая
то, что вы любите...» Рентгеновские снимки
желудка и желчного пузыря показали картину,
аналогичную той, которая возникает после
реального насыщения подобной пищей.
Чем конкретнее речь, тем
ярче зрительные представления, и напрасно
в погоне за наукообразием вытравляют
образность речи. Так, в газете писали
о том, как режиссер научно-популярного
фильма «Воздуху и воде быть чистыми»
сдавал его заказчику. Дикторский текст
начинался словами: «Ученые формулируют
эту проблему просто: или люди сделают
так, что в воздухе станет меньше
дыма, или дым сделает так, что
на Земле станет меньше людей». Два
почтенных специалиста-
Поэтичность речи способствует ее восприятию.
Например, архитектор Ф.О. Шехтель как-то
обратился к своим слушателям с такими
словами: «Едва ли есть сказка более волшебная,
чем сказка о трех сестрах: Архитектуре,
Живописи и Скульптуре. С тех пор, как существует
наш мир, мы не перестаем зачаровываться
этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей
степени участвует Музыка, Поэзия и остальные
музы...». Слушатели надолго запомнили
это выступление.
Желательно в речи чаще применять
прямые обращения. Такой прием способствует
активизации мышления слушателей, т. к.
они, тем самым непосредственно вовлекаются
в решение излагаемых проблем.
Начало речи Цицерона против Каталины, на которой училось много поколений ораторов, звучало так: «Доколе же ты, Каталина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты в своем бешенстве будешь издеваться над нами?»
Выражения типа: «Попытаемся решить этот вопрос совместно с вами», «А теперь подойдем к этому же вопросу с другой стороны...», «Рассмотрим эту проблему с иной точки зрения», «Что мы знаем об этом деле?», «И что же мы видим? » приглашают слушателя к активному взаимодействию с лектором. Используйте личные местоимения и сокращенные формы, принятые в разговорной речи.
Требования к речи:
Требования к
форме речи:
Полный свод современных технологий
подготовки и проведения публичных
выступлений изучается в курсе
Рано или поздно необходимость публичного выступления обрушивается на каждого из нас. Это может быть всего-навсего речь на собрании собственного коллектива, но для неподготовленного, робкого и неуверенного в себе человека даже такое неофициальное появление на публике может превратиться в сущий ад.
Искусство словесной импровизации достигается большой практикой. Говорят, Бернард Шоу, потерпев неудачу при первой попытке выступить перед аудиторией, присоединился к Фабианскому обществу, где использовал любую воэмож ность произнести речь до тех пор, пока к нему не пришло умение говорить легко и свободно. Многие ораторы специально запинаются и делают ошибки, чтобы их выступление звучало более естественно и непринужденно. Тот, кто говорит слишком уверенно, иногда рискует утратить расположение аудитории. Очевидно, это происходит из-за того, что каждый слушатель мысленно ставит себя на место выступающего и болезненно переживает собственную неловкость и замешательство, которые могли бы возникнуть при подобных обстоятельствах. Вот почему слишком самоуверенное и бойкое начало речи часто вызывает враждебность аудитории.