Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:55, реферат
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о роли речевого этикета. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо:
дать общую характеристику самого понятия «речевой этикет»,
определить его содержание и функции.
Введение…………………………………………………………………………….2
1. Этикет. История возникновения речевого этикета………………………4
2. Основа, понятие и характеристика речевого этикета, факторы, определяющие его формирование………………………………………..7
3. Речевой этикет, как важный элемент национальной культуры…………10
4. Свойства и специфика речевого этикета………………………………….12
5. Функции речевого этикета…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………..19
Министерство
образования и
науки РФ
ГОУ
ВПО «Сочинский государственный
университет туризма
и курортного дела»
Филиал
ГОУ ВПО «Сочинский
государственный
университет туризма
и курортного дела»
в г. Нижний Новгород
Нижегородской области
Факультет
менеджмента (бакалавриат менеджмент)
Кафедра
общественных наук
Дисциплина
Русский язык и культура речи
Реферат
на
тему: «Этикет
и речь»
Выполнила студентка 1 курса ОФО Группа БМ13-10 Бабаева А. Л. | |
Проверил Преподаватель
Кочнова К. А. Оценка________________________ Дата «_____»______________ Подпись преподавателя_______________ | |
Дата поступления работы «___»____2011г. |
Нижний Новгород
2011
Содержание
Введение…………………………………………………
1. Этикет. История возникновения речевого этикета………………………4
2. Основа, понятие и характеристика речевого этикета, факторы, определяющие его формирование………………………………………..7
3. Речевой этикет, как важный элемент национальной культуры…………10
4. Свойства и специфика речевого этикета………………………………….12
5. Функции речевого этикета…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………
Список использованной
Введение
Культура поведения, культура общения и жизнь общества, это все, что связано с понятием "культура", сегодня чрезвычайно актуально. Духовное возрождение общества не может идти вне активной борьбы за культуру во всем обширном ее понимании. Культура общения - неотъемлемая часть культуры поведения человека в обществе.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о роли речевого этикета. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо:
Изучение
речевого этикета представляет большой
интерес для лингвистических
исследований, так как является одним
из показателей межличностных
Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.
1. История возникновения речевого этикета
Возникновение
этикета как такового, так и
речевого этикета в частности
прочно связывается с развитием
государства как основной регулирующей
и управляющей системы
Итак,
для начала, нам необходимо выяснить,
что такое этикет. Как показывают
примеры, это самые разнообразные
словесные и несловесные знаки, оповещающие
окружающих о принадлежности человека
к той или иной, более широкой или более
узкой, среде, группе. Знаки этикета составляют
некоторую систему правил, обязательных
для исполнения в данном обществе. Не исполняющий
этикетных правил человек, выпадает из
этой среды. А поскольку порядок поведения
в обществе воспитывается с детства в
каждом его члене семьей и школой, всей
средой, то этикет становится частью моральных
правил, изучаемых наукой
этикой.
«Словарь по этике» определяет понятие так: "Этикет (французское «etiquette» — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)". Само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика XIV. А «этикетками» называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, институционализировавших речевой этикет, как систему норм и правил межличностного общения».2 Как видно, здесь общие правила поведения и правила речевого поведения объединены, я же поведу разговор о речевых правилах, а именно, о речевом этикете. И если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует наше поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить как регулирующие правила речевого поведения.
«Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, "нормального" отношения к людям, а это значит — отношения доброжелательного. С другой стороны, этикет регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного средства именно данным человеком, для его конкретного адресата, в данном конкретном случае, в данной ситуации и обстановке общения. Человек каждый день и по много раз употребляет выражения речевого этикета: обращается к другим людям, приветствует их, прощается, благодарит, извиняется, поздравляет с праздником, желает успехов — и т.д. и т.п».3
Все мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплименты, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чем-то просим, учитывая и официальную или неофициальную обстановку общения, и свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи. И все это привычно, автоматически, потому что "так надо".
«Этикет и речь тесно связаны. Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде — все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях».4
В
силу тысячекратного повторения в типичных
ситуациях речевой этикет воплотился
в стереотипах, в устойчивых выражениях,
формулах общения, которые мы не строим
заново каждый раз, когда нам надо их употребить,
а используем готовые, отложившиеся в
нашем языковом сознании.
2. Основа, понятие и характеристика речевого этикета, факторы, определяющие его формирование
Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения.
В
процессе воспитания, человек, становясь
личностью и более совершенно
овладевая языком, познает и этические
нормы взаимоотношений с
«Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. Под областью применения речевого этикета понимается этикет поведения (в его вербализованной форме), иначе говоря, обязательность вербальной (а так же невербальной, например, жестовой) представленности этикета поведения в ситуациях обхождения друг с другом членов коллектива».5
Сферу употребления единиц речевого этикета как конкретизацию области его применения можно представить себе в виде совокупности ситуаций (экстралингвистика), обслуживаемых коммуникативными единицами, составляющими сумму тематических и синонимических групп (интралингвистика).
К речевому этикету относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:
- использование вежливой интонации (например, фраза «Будьте любезны, закройте дверь» может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование).
- использование «Здравствуйте» вместо «Здрасте», «Пожалуйста» вместо «Пожалста» и пр.
- запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.
Теперь выясним, какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование.
Речевой этикет строится с учётом особенностей и спецификой партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.
Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник.