Этикет и речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:55, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о роли речевого этикета. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо:
дать общую характеристику самого понятия «речевой этикет»,
определить его содержание и функции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Этикет. История возникновения речевого этикета………………………4
2. Основа, понятие и характеристика речевого этикета, факторы, определяющие его формирование………………………………………..7
3. Речевой этикет, как важный элемент национальной культуры…………10
4. Свойства и специфика речевого этикета………………………………….12
5. Функции речевого этикета…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

реф.DOC

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки РФ 

ГОУ ВПО «Сочинский государственный  университет туризма  и курортного дела» 

Филиал  ГОУ ВПО  «Сочинский государственный  университет туризма  и курортного дела»  в г. Нижний Новгород Нижегородской области 

Факультет менеджмента (бакалавриат менеджмент) 

Кафедра общественных наук 

Дисциплина  Русский язык и культура речи 
 

Реферат 

на  тему:  «Этикет и речь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
Выполнила  студентка  1   курса   ОФО

Группа   БМ13-10

 Бабаева А.  Л.

   
Проверил

Преподаватель Кочнова К. А. 
 

Оценка_______________________________

Дата «_____»______________2011г. 

Подпись преподавателя_______________

   
 
 
Дата  поступления работы «___»____2011г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2011 

   Содержание 

   Введение…………………………………………………………………………….2

     1.    Этикет. История возникновения речевого этикета………………………4

      2. Основа, понятие и характеристика речевого этикета, факторы,                     определяющие его формирование………………………………………..7

     3.    Речевой этикет, как важный элемент национальной культуры…………10

     4.    Свойства и специфика речевого этикета………………………………….12

     5.    Функции речевого этикета…………………………………………………..14

     Заключение………………………………………………………………………….18

     Список использованной литературы……………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Культура поведения, культура общения и жизнь общества, это все, что связано с понятием "культура", сегодня чрезвычайно актуально. Духовное возрождение общества не может идти вне активной борьбы за культуру во всем обширном ее понимании. Культура общения - неотъемлемая часть культуры поведения человека в обществе.

   Целью данной работы является рассмотрение вопроса о роли речевого этикета. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо:

    • дать общую характеристику самого понятия «речевой этикет»,
    • определить его содержание и функции.

   Изучение  речевого этикета представляет большой  интерес для лингвистических  исследований, так как является одним  из показателей межличностных отношений  в языке. Речевой этикет является одним из важных элементов культуры, и неотъемлемой частью общей системы этикетного поведения человека в обществе.

   Изучение  речевого этикета занимает особое положение  на стыке лингвистики, теории и истории  культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

   1. История возникновения  речевого этикета

   Возникновение этикета как такового, так и  речевого этикета в частности  прочно связывается с развитием  государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. «Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоев, институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и прочих атрибутов иерархической системы власти в обязательном порядке требует инструментария, который будет сопровождать общение представителей разных слоев и групп, различающихся по вышеуказанным определениям. Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. «этикета».1

   Итак, для начала, нам необходимо выяснить, что такое этикет. Как показывают примеры, это самые разнообразные  словесные и несловесные знаки, оповещающие окружающих о принадлежности человека к той или иной, более широкой или более узкой, среде, группе. Знаки этикета составляют некоторую систему правил, обязательных для исполнения в данном обществе. Не исполняющий этикетных правил человек, выпадает из этой среды. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей и школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой. 

   «Словарь  по этике» определяет понятие так: "Этикет (французское «etiquette» — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)". Само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика XIV. А «этикетками» называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, институционализировавших речевой этикет, как систему норм и правил межличностного общения».2 Как видно, здесь общие правила поведения и правила речевого поведения объединены, я же поведу разговор о речевых правилах, а именно, о речевом этикете. И если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует наше поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить как регулирующие правила речевого поведения.

   «Это  широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, "нормального" отношения к людям, а это значит — отношения доброжелательного. С другой стороны, этикет регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного средства именно данным человеком, для его конкретного адресата, в данном конкретном случае, в данной ситуации и обстановке общения. Человек каждый день и по много раз употребляет выражения речевого этикета: обращается к другим людям, приветствует их, прощается, благодарит, извиняется, поздравляет с праздником, желает успехов — и т.д. и т.п».3

   Все мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплименты, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чем-то просим, учитывая и официальную или неофициальную обстановку общения, и свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи. И все это привычно, автоматически, потому что "так надо".

   «Этикет и речь тесно связаны. Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде — все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях».4

   В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Основа, понятие и характеристика речевого этикета, факторы, определяющие его формирование

   Речевой этикет представляет собой широкую  область стереотипов общения.

   В процессе воспитания, человек, становясь  личностью и более совершенно овладевая языком, познает и этические  нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой  общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения.

   «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. Под областью применения речевого этикета понимается этикет поведения (в его вербализованной форме), иначе говоря, обязательность вербальной (а так же невербальной, например, жестовой) представленности этикета поведения в ситуациях обхождения друг с другом членов коллектива».5

   Сферу употребления единиц речевого этикета  как конкретизацию области его  применения можно представить себе в виде совокупности ситуаций (экстралингвистика), обслуживаемых коммуникативными единицами, составляющими сумму тематических и синонимических групп (интралингвистика).

   К речевому этикету относятся слова  и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

   Речевой этикет в узком смысле слова может  быть охарактеризован как система  языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:

  • На уровне лексики и фразеологии:
  1. специальные слова и устойчивые выражения («Спасибо», «Пожалуйста», «Прошу прощения», «Извините»);
  1. специализированные формы обращения («Господин», «Товарищ» и т.п.).
  • На грамматическом уровне:
  1. использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения «Вы»);
  2. использование вопросительных предложений вместо повелительных («Вы не скажете, который час?», «Не могли бы Вы немного подвинуться?» и т.п.).
    • На стилистическом уровне:
    1. требование грамотной, культурной речи;
    2. отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления, использование вместо этих слов эвфемизмов.
    • На интонационном уровне:

    - использование вежливой интонации (например, фраза «Будьте любезны, закройте дверь» может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование).

  • На уровне орфоэпии:

    - использование «Здравствуйте» вместо «Здрасте», «Пожалуйста» вместо «Пожалста» и пр.

  • На организационно-коммуникативном уровне:

    - запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.

   Теперь  выясним, какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование.

   Речевой этикет строится с учётом особенностей и спецификой партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих  деловой разговор: социального статуса  субъекта и адресата общения, их места  в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

   Речевой этикет определяется ситуацией, в которой  происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или  другой праздник.

Информация о работе Этикет и речь