Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:15, реферат
В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
Без общения невозможно представить жизнь человека. В пирамиде потребностей, видного американского психолога, основателя гуманистической психологии, Абрахама Маслоу (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) социальная потребность находится на третьем месте.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Этикет………………………………………………………….………...3
Глава 2. Речь………….…………………………………………………………...4
Глава 3. Этикетная модуляция речи…………………………………………….6
§ 1. Интонация……………………………………………………………7
§ 2. Паузы…………………………………………………………………8
§ 3. Мимика и жесты……………………………………………………..9
Глава 4. Заключение…….……………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
АНО ВПО РФ
«Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации»
Кафедра: философии, педагогики и истории
Дисциплина: Русский язык и культура речи.
Реферат на тему:
«Этикетная модуляция речи»
Работу выполнили: ФК-91д
Халиуллина Р. и Фокина С.
Проверила: доц. Иванчикова Т.В.
Чебоксары 2009.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Этикет………………………………………………………….…
Глава 2. Речь………….………………………………………………………
Глава 3. Этикетная модуляция речи…………………………………………….6
§ 1. Интонация………………………………………………………
§ 2. Паузы…………………………………………………………………
§ 3. Мимика и жесты……………………………………………………..9
Глава 4. Заключение…….……………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Общение – главное составляющее нашей жизни.
Существуют разные определения слова общение. Вот некоторые из них:
Общение — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта.
Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп.
Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь.
и т.д. Этот список можно продолжать бесконечно.
В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
Без общения невозможно представить жизнь человека. В пирамиде потребностей, видного американского психолога, основателя гуманистической психологии, Абрахама Маслоу (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) социальная потребность находится на третьем месте.
Пирамида выглядит примерно таким образом:
Не смотря на то, что социальная потребность относиться к вторичным потребностям человека, она самая важная. Даже в первобытной общине, когда еще не была сформирована речь, члены общины общались с помощью звуков, жестов и мимики.
Как уже было отмечено в выше сказанном, без коммуникативной функции не было бы развития человека в обществе. Каждый день мы встречаем огромное количество людей, с которыми обмениваемся различной информацией необходимой для нашего развития. Достаточно часто люди используют этикетную модуляцию речи, которая чаще всего представлена в деловом общении и в светской беседе.
В деловой устной речи, как правило, тема обсуждения задана определённой целью: решить проблему сбыта товаров, услуг; найти партнёров в решении финансовых вопросов, наладить эффективно «работающие» связи с поставщиками, решить организационные вопросы и т.д. Без коммуникаций решить данные задачи не представляется возможным. Однако в условиях неофициального общения обсуждения деловых вопросов может перемежаться с обсуждением самых различных сторон человеческой жизни.
Светская беседа, в отличи от деловой, не направлена на решение обсуждаемых вопросов. Целью светской беседы является не передача информации, не решение каких-либо проблем, а поддержание доброжелательных отношений с людьми, получения удовольствия от общения. Светский разговор включает в себя умение уходить от споров и расположить к себе собеседника, что очень важно при введении деловых переговоров.
ЭТИКЕТ
Этикет (от фр. etiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Немного истории:
В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика ХIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается "домострой" (XVI в.)
Виды этикета:
Этикет может значительно отличаться в зависимости конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуативный и профессиональный, хотя чётких границ зачастую провести невозможно.
Светский этикет:
- Речевой этикет
- Столовый этикет
- Свадебный этикет
- Траурный этикет
- Этикет "выходного дня" (театральный, концертный и др.)
Деловой этикет:
- Дипломатический этикет
- Профессиональный этикет (Воинский этикет, медицинский этикет, юридический этикет, сервисный этикет и др.)
- Мобильный этикет: правила использования сотового телефона
- Религиозный этикет
- Служебный этикет
- Телефонный этикет
РЕЧЬ
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Гипотезы формирования речи
Гипотеза божественного происхождения языка - эта гипотеза отражается в представлениях народов, населяющих Азию и Индостан. Так, в индийских ведах говорится, что установителем имен является Бог — Всеобщий ремесленник и «господин речи». Он давал имена другим богам, а имена вещам устанавливали люди — святые мудрецы. В библейской легенде в первые три дня творения Бог называл крупные объекты сам, а когда перешел к созданию животных и растений, право установления имен было передано Адаму. Эта гипотеза, как и любые религиозные догадки и предположения, не основана на научных знаниях.
Гипотеза, о том, что люди являются изобретателями языка - сторонником концепции установления имен человеком был Платон. Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель. Каждый правитель в Китае начинал правление с исправления имен. Ж. Ж. Руссо и А. Смит считали, что язык возник как результат соглашения договора, то есть люди собрались и договорились о значении слов.
Гипотезы случайного изобретения языка - исследователь Торндайк считал, что связь звуков со смысловым содержанием слов могла устанавливаться у отдельных индивидуумов случайно и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.
Гипотеза аффекта - это одна из ранних гипотез, она полагает, что речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые ученые полагают, что первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами.
Гипотеза жизненных шумов - по мнению В. В. Бунака, речь возникла на основе звуков, свойственных высшим обезьянам, но не на основе аффективных криков, а на основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение: это хрюканье, аканье, мяуканье и др. Встречаются эти звуки при сборе пищи, на ночлеге, встрече с другими животными. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.
Гипотеза звукоподражания - немецкий философ Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные, например «кукушка» — «ку-ку». Согласно гипотезе Л.Нуаре, древний человек подражал, в первую очередь, звукам, сопровождающим трудовые операции, например «тук-тук». Ещё Ч.Дарвин в книге «Происхождение видов» указывал на возможное происхождение речи путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов. Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, «папа» и «чашка», молодой орангутанг не мог выговорить ничего, так как у него иное положение гортани и недоразвитый речевой аппарат. В целом же умение воспроизводить звуки, как это делают некоторые птицы, попугаи, вороны, скворцы, приматам не свойственно.
Гипотеза ручных жестов - согласно В.Вундту, движение голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимического комплекса — движений тела, рук, лица. Особое значение приобретают движения рук. У первобытных людей сначала была пантомима, сопровождаемая нечленораздельными звуками, как у обезьян, например сигналы опасности, привлечения внимания. Пантомима была слишком громоздка в повседневном общении. Звук становился образом отрезка пантомимы. Н. Я. Марр считал, что вначале люди использовали намеренные движения рукой, связанные с разными действиями или предметами. Это могли быть изобразительные или указательные жесты. Но общение с помощью рук неэкономично, содержит небольшое число знаков. Звуковая речь отличается от жестов большей обобщенностью звуковых единиц, большей комбинаторной возможностью для обозначения разнообразных ситуаций, легкостью воспроизведения, экономичностью. Кроме того, в процессе трудовой деятельности функции руки — коммуникативная и манипуляторная — вступали в конфликт, то есть человек не мог одновременно пользоваться рукой и для общения, и для труда. Поэтому жестовая коммуникация постепенно заменялась более эффективной членораздельной звуковой речью. Опираясь на эти гипотезы, можно говорить о том, что процесс формирования речи был длительным и сложным.
Какую бы гипотезу для себя не выбрал человек самой значимой, и какими бы сложным не был путь формирования речи, свойства ее остаются прежними:
1. Содержательность;
2. Понятность;
3. Выразительность;
В заключении можно сказать:
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
ЭТИКЕТНАЯ МОДУЛЯЦИЯ РЕЧИ
Этикетная модуляция речи - видоизменение речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений.
Этикетной модуляцией речи мы пользуемся всегда, в отличие от специального этикетного общения, которое используется по мере необходимости.
Этикетная модуляция речи чаще всего используется общении деловых партнеров. В деловом общении модуляция речи связана с выбором конструктивно-деструктивного тона общения. Установка на конструктивно-деструктивный тон выражается в готовности признать позицию собеседника, само право на существование такой позиции, в отсутствии категоричных суждений.
Этикетная модуляция речи включает: