Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:54, реферат
Гегель говорил о том, что истинное свободное мышление стало возможным лишь в Греции. Поскольку территория Древней Греции представляла собой островки поселений, отгороженных друг от друга лишь невысокими горами и объединяемых общим выходом к морю, то это, с одной стороны, одновременно делало возможным развитие относительно локализованных общественных и культурных отношений, которые отличали данные поселения друг от друга. Некая культурно-географическая неоднородность совокупности государств-полисов приводила к тому, что они жили между собой в постоянном соперничестве. Соперничество приобретало не только характер войн, но велось также в экономической, политической, культурной сферах.
1. Софистика как метод рассуждений.
• Софисты создатели античной риторики.
• Софисты – кто это?
• Вклад софистов в культуру.
• Критика софистов.
• Заключение.
2. Психология аудитории.
• Введение.
• Контакт оратора со слушателями.
• Особенности аудитории.
• Требования к внешнему виду оратора.
• Изложение материала.
• Заключение.
Минский
филиал государственного
образовательного учреждения
высшего
профессионального
образования
«Московский государственный
университет
экономики, статистики
и информатики (МЭСИ)»
Контрольная
работа
по дисциплине «Общая
риторика»
Вариант
5
Студент Млынарчик
В.А. группа ЗМО 10/13
Руководитель
доц. Гончарова Л.В.
Зарегистрировано
на кафедре
гуманитарных наук
__.__.2011
Минск
2011г.
Содержание.
Софистика
как метод рассуждений.
Софисты – создатели античной риторики.
Гегель говорил о том, что истинное свободное мышление стало возможным лишь в Греции. Поскольку территория Древней Греции представляла собой островки поселений, отгороженных друг от друга лишь невысокими горами и объединяемых общим выходом к морю, то это, с одной стороны, одновременно делало возможным развитие относительно локализованных общественных и культурных отношений, которые отличали данные поселения друг от друга. Некая культурно-географическая неоднородность совокупности государств-полисов приводила к тому, что они жили между собой в постоянном соперничестве. Соперничество приобретало не только характер войн, но велось также в экономической, политической, культурной сферах.
В
качестве важнейшей предпосылки
формирования греческой философии
как становления свободного духа
древних греков является выработанная
ими такая форма политического
правления, как демократия, которую
Гегель оценивал как художественное
произведение в политике. Это была
форма эгалитарной демократии лишь
по отношению к меньшинству
И,
тем не менее, особенности политического
устройства Древней Греции привели
к активной политической и культурной
жизни, к элементам демократии и
публичности в принятии решений,
что часто проявлялось в виде
открытых споров и дискуссий. Философия
принимает диалоговую форму, основанную
на столкновении разных точек зрения.
А это, в свою очередь, дает начало,
с одной стороны, доказательному
типу мышления, основанному на разработке
разнообразных приемов и типов
доказательств, что позже связывается
с такой философской
Появляются первые профессиональные учителя по общему образованию. Их называли «софисты» (от греч. sophists – искусник, мудрец, лжемудрец). Они учили всем областям знаний, которые человек мог практически использовать. Для софистов характерное перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе. При обучении они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому они значительный упор делали на риторику.
Риторика
зародилась в демократическом государстве.
Ее развитие тесно связано с развитием
самого общества: любые назревающие
проблемы и перемены требуют искусства
красноречия, чтобы донести до граждан
необходимость этих перемен или
предостеречь от них. В России в развитие
риторики большой вклад внес М.В.
Ломоносов. Но только в демократическом
обществе возможна так называемая свобода
слова. Депутаты Государственной Думы
соревнуются в ораторском искусстве, переходя
иногда от слов к рукоприкладству. А вот
с делом слова чаще всего расходятся. Но
ведь в этом и есть суть софистики.
Софисты – кто это?
В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V в. до н.э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения – народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия, силой убедительности устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя – сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.
Если слово «философия» происходило от двух греческих слов «филос» - любовь и «софос» - мудрость, а занимающиеся философией называли себя всего лишь любителями мудрости, то софисты откровенно провозгласили себя мудрецами.
В первоначальном смысле слово «софисте» означало «мастер, знаток». Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а также знаменитых «семь мудрецов». Но в дальнейшем это название стало присуще исключительно тем, кто мог продемонстрировать свою мудрость в речи, правдоподобном доказательстве.
Софисты
– эти «учителя мудрости» - сосредоточили
свое внимание на социальных вопросах,
на человеке и на проблемах коммуникации,
обучая ораторскому искусству и
политической деятельности, а также
конкретно-научным и
Итак, софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное – это не логически доказать, а убедить, или переубедить собеседника. А для этого все средства хороши. Таких средств было много. И, прежде всего, - это слово.
Слово, язык – имеют природу, отличную от мышления. Слово изреченное всегда отличалось от слова задуманного. Ибо мысль, будучи выраженной в слове, сразу становится подчиненной языку.
Кроме
использования различных
- Вор приобретает лишь хорошие вещи, - говорит софист.
- Приобретать хорошие вещи, значит, делать благо.
- Значит, - заключает он, - вор делает благо.
Или другой софизм, под названием «Лекарство».
- Употреблять лекарства – это благо, - утверждает софист, и многие с ним в этом согласятся.
- Нужно как можно больше делать блага, - продолжает он.
- Значит, нужно как можно больше употреблять лекарств.
Когда софиста ловят на лжи, то он, изворачиваясь, говорит:
- Говорить ложь, значит, говорить то, чего нет.
- Говорить то, чего нет, невозможно.
- Значит, я не лгу, да и никто не лжет.
Софистам была присуща своя доказательность и аргументированность. По их мнению, вполне возможно об одной и той же вещи иметь два совершенно противоположных суждения, оба из которых являются обоснованными. Указанные обоснования одного и того же предмета, осуществляемые с противоположных позиций, существуют как бы в разных мирах, в разных системах координат, в разных системах ценностей и принципов. И каждая из них может считаться в той степени обоснованной, в которой она соответствует своей собственной системе ценностей, своему миру. Все зависит от точек зрения. А их может быть очень много, и в той мере, в которой они подкреплены, они могут считаться обоснованными (естественно, пока не доказано обратное).
Расцвет
деятельности софистов падает на период
Пелопоннесской войны (431 – 404 до н.э.). Во
время жизни Аристотеля софистика уже
приходит в упадок. К наиболее видным представителям
так называемых старших софистов принадлежит
Горгий, Протагор, Гиппий, Продик и Антифонт.
Вклад софистов в культуру.
Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор (ок. 480 – ок. 410 до н.э.). Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.
Диалектика как определенный вид философского мышления впервые в яркой форме является у Гераклита, затем у элеатов, у Горгия (483 – 375 до н.э.) же она имеет скорее характер отрицательный, только как средство доказательства или опровержения, и притом лишена систематичности. Так, Горгий, выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде «О природе» Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Мы считали, к примеру, человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься. Аристотель писал: «Горгий правильно говорит, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же - серьезностью».
Продик (между 470 и 460 до н.э.) проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.
Следует
отметить, что софисты были первыми
преподавателями и
В
связи с этим софисты посчитали
словесность чрезвычайно важным
субъектом осмысления, и слово
явилось самостоятельным
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Общая риторика»