Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:54, реферат
Гегель говорил о том, что истинное свободное мышление стало возможным лишь в Греции. Поскольку территория Древней Греции представляла собой островки поселений, отгороженных друг от друга лишь невысокими горами и объединяемых общим выходом к морю, то это, с одной стороны, одновременно делало возможным развитие относительно локализованных общественных и культурных отношений, которые отличали данные поселения друг от друга. Некая культурно-географическая неоднородность совокупности государств-полисов приводила к тому, что они жили между собой в постоянном соперничестве. Соперничество приобретало не только характер войн, но велось также в экономической, политической, культурной сферах.
1. Софистика как метод рассуждений.
• Софисты создатели античной риторики.
• Софисты – кто это?
• Вклад софистов в культуру.
• Критика софистов.
• Заключение.
2. Психология аудитории.
• Введение.
• Контакт оратора со слушателями.
• Особенности аудитории.
• Требования к внешнему виду оратора.
• Изложение материала.
• Заключение.
Изложение материала.
Форма
преподнесения материала
Необходимо ли категорически запретить всем читать текст, кроме докладов, где заключена коллективная мысль? Невольно возникает вопрос, а кто должен запретить читать текст речи с листа?
Обратимся к методической литературе. Ни один из авторов не рекомендует читать текст по написанному. Более того, психологи предупреждают: при чтении текста с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17%.
Вопрос "Читать или говорить? " - один из вечных вопросов истории ораторского искусства.
Традиция написания и чтения с листа ораторских речей родилась задолго до наших дней. Так, с конца V века до н.э. в Афинах появились логографы, т.е. составители речей для выступления тяжущихся сторон в суде. Они готовили речи с учетом индивидуальности "заказчика".
Самым знаменитым логографом Древней Греции был Лисий, который сочинял речи для участников многочисленных в Афинах судебных процессов.
Во Франции в XVIII веке считалось неприличным выходить на кафедру без заранее написанной речи. Текст речи обязательно читался. Таков был обычай.
А вот Петр I в 1720 году издал Указ № 740, который гласил:
Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была.
Издавая этот указ, великий государь преследовал, по-видимому, свои цели, но вольно или невольно документ подчеркивал действенность живого устного слова.
Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы:
Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле.
Вопрос "Читать или говорить? " влечет за собой еще целый ряд вопросов.
Первый вопрос: "Чей текст читать? "
Обратимся к истории. Известно, что крупнейший русский историк профессор В.О. Ключевский называл свои лекции просто "чтением", и он, действительно, читал их по своим записям, читал медленно, тихо, спокойно. Но это были им сотворенные, им найденные, им продуманные тексты. "Властителем гибкого и покорного слова" назвал его А.Ф. Кони. Чтобы занять место в аудитории на лекции Ключевского, студенты вынуждены были отсиживать две-три предыдущие пары.
Другой
известный русский историк
Названные ораторы сами создавали тексты выступлений, выражали свои мысли, высказывали собственные суждения. Поэтому независимо от того, читали они или говорили свои речи, их было интересно слушать.
К сожалению, в жизни приходится сталкивать с ораторами, которые просто озвучивают чужие тексты.
Об этой укоренившейся вредной практике пишет в своем романе "Белый свет" С. Бабаевский. Алексей Фомич Холмов, главный герой романа, вспоминает, как в первые годы своей работы он просиживал ночи, так как дни были заняты, чтобы написать речь или статью в газету. И какие это были замечательные статьи! А речи получались ершистые, задиристые. Тогда и на ум молодому Холмову не могло прийти, что кто-то сможет написать для него речь. Сам писал, сам говорил, где по писаному, а где и без писаного.
А потом как-то повелось, что писать стали другие. Для него писал Чижов. Находились такие товарищи, которые с трибуны читали то, что перед выступлением видели впервые. Поэтому не очень опытный трибун заикался, сбивался со слов, путал фразы. Холмову запомнился анекдотичный случай. Одному доверчивому оратору какой-то смельчак ради шутки подложил в папку не те листы. В нужных листах речь шла об улучшении заготовки кормов, а в тех, подложенных, излагались какие-то советы по женским модам. Оратор осрамился.
Второй вопрос: "Как читать свой или чужой текст? "
В книге профессора Парижского университета А. Олара "Ораторы революции", изданной в Москве в 1907 г., есть интересное описание ораторской манеры выступлений Мирабо, деятеля Великой французской революции. Приведем отрывок из этой книги:
...
действие занимало крупное
Этот пример красноречиво свидетельствует, какое огромное значение в ораторской практике имеет умелое произнесение речи.
Установление
контакта, овладение вниманием аудитории
обеспечивает успех публичного выступления,
является необходимым условием для
передачи информации, оказания желаемого
воздействия на слушателей, закрепления
у них определенных знаний и убеждений.
Заключение.
В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.
Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.
Можно
сформулировать общее положение, которое
имеет силу определенного закона
в ораторском искусстве. Если лектор
или докладчик увлечен
Надо
уметь завладеть своими чувствами
и быстро подавить в себе сомнения,
а тем более чувство страха.
Начав речь спокойно, нужно уметь
не только ясно излагать свои мысли, но
и видеть, чувствовать аудиторию,
если она даже многолюдна. Через
пять-шесть минут после начала
речи опытный оратор безошибочно
определит, как настроились слушатели,
и действует соответственно этому
настроению. Все дело в том, чтобы
уметь поддерживать внимание собравшихся
до конца речи, поддерживать тактично
и незаметно для самих
Необходимо
уметь подавить неизбежно возникающее
всякий раз желание сказать слушателям
как можно больше. Во-первых, само
время ораторского выступления
не позволяет объять необъятное. Во-вторых,
приходится считаться с механизмом
слушательского восприятия, в частности,
с возможностью восприятия и усвоения
определенного объема информации и знания.
Вот почему опытный лектор, пропагандист,
докладчик или обозреватель никогда не
стремится, если можно сказать, "выговориться"
по данной теме до конца. Он всегда оставляет
кое-что "про запас", и хорошо, когда
слушатели чувствуют или догадываются,
что говорящий мог бы выступать по освещенной
теме вновь и вновь, каждый раз обнаруживая
новый подход к ней, раскрывая новые ее
грани.
Список литературы.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Общая риторика»