Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:34, контрольная работа
Объектом изучения является начало расцвета русской риторики в период 16 -17 веков.
Предметом изучения – роль и значение риторики, появление первых русских книг об искусстве владением словом.
Цель работы. Показать значимость первых книг о риторике позволяющих современному человеку изучить ораторское искусство.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, встающие перед раскрытием данной темы:
1. Выявить сущность изучения риторики в России в 16-17 вв.
2. Охарактеризовать особенности первых познаний о русской риторике.
3. Проанализировать значимость риторики в современных условиях.
4. На примере таких литературных памятников как «Домострой», «О изобретении дел», «О украшении слова» раскрыть важность изучения риторики в России.
Введение……………………………………………………………………с. 3
Основная часть…………………………………………………………….с. 5
. Русская риторика XVI века. Памятник русской литературы Книга, называемая «Домострой»……………………………………..………...с. 5
Русская риторика XVII века…………………………………….……с.9
Риторика, ораторское искусство - важнейший элемент современной культуры…………………………………………….………………..с. 15
Заключение……………………………………………………………...…с. 19
Список использованной литературы……………………………………..с. 21
Первые, известные нам, занятия риторикой в России сосредоточивались в монастырях, — центрах древнерусской книжности. В начале XVII в. русское правительство обращается в монастырь за помощью к лицам, «которые подлинно и достохвально извычны книжному учению и грамматику и риторию умеют».
От этого времени дошла до нас «Риторика», на основании которой мы можем представить себе уровень и проблематику той науки о красноречии в России. Она сохранилась в ряде рукописей начала XVII в. Нам известны из них следующие:
1. Сборник, озаглавленный «Философская» (книга), XVII в., в 8-ю долю, на 654 листах; писан полууставом и частично скорописью; переплетен в деревянные доски, обтянутые тисненой кожей, с двумя медными на ремнях застежками.
Судя по помете на рукописи «Диалектики», сборник этот был составлен им в 1646 г. В дальнейшем этот сборник переходил из рук в руки. О владельцах его сохранились записи 1640 и 1679 гг., сделанные на внутренних сторонах крышек переплета. В конце XVII в. этот сборник поступил в Патриаршую библиотеку, а из нее был передан, очевидно, для временного пользования вместе с другими риториками и учебными сборниками в школу Заиконоспасского монастыря в Москве.
2. Риторика, аналогичная по содержанию предыдущей. Написана в 8-ю долю, на 79 листах, частично полууставом, частично скорописью начала XVII в. На полях имеются позднейшие небольшие дополнения. Экземпляр реставрированный, переплет бумажный, сделанный в XIX в. Из собрания П. И. Щукина, № 941; хранится ныне в Государственном Историческом музее.
3. Риторика, аналогичная по содержанию предыдущим двум. Написана в 8-ю долю, на 45 листах, мелким полууставом; в кожаном переплете, сделанном в XIX в. Из собрания В. М. Ундольского, № 874; хранится ныне в Государственной Библиотеке СССР им. В. И. Ленина.
4. Сборник, состоящий из двух частей: часть первая — Риторика, озаглавленная «Книги глаголемыя суть риторики двои по тонку в вопросех списаны скораго и удобнаго ради научения»; часть вторая — «Книга глаголемая Алфавит». Обе части написаны одной рукой в 8-ю долю, на 173 листах, полууставом начала XVII в. Рукопись переплетена в деревянные доски, обтянутые тисненой кожей, с двумя медными на ремнях застежками. Риторика занимает листы 1—57.
5. Сборник, состоящий из «Грамматики славенска языка», Риторики и Пасхалии. Написан в 8-ю долю, на 153 листах, разными почерками. Грамматика (лл. 1—77) скорописью начала XVII в., Риторика (лл. 78— 139) полууставом. В кожаном переплете. Из собрания Московской синодальной библиотеки, № 918; хранится ныне в Государственном Историческом музее.
Это пять рукописей Риторики, которые были написаны почти в одно десятилетие, в период с 1620 по 1631 г.
По содержанию все вышеперечисленные списки являются одинаковыми (в части основного текста) и, следовательно, исходят от одного источника.
Есть предположение, что, написав «Сказание о мудростях», тот же учитель создал первую русскую «Риторику». Самый ранний ее список (писцы списывали и переписывали тексты книжных памятников, отчего их и называют «списками») датируется 1620-м годом. В руках книжника-учителя был краткий латинский учебник «Риторика» Филиппа Меланхтона, выдающегося немецкого педагога XVI века, «великого учителя Германии».
Переводя латинский учебник, русский автор делал свои добавления и пояснения к трудным статьям учебника. Учебник писался в вопросах и ответах – словно диалог вопрошающего ученика и отвечающего учителя (впрочем, можно бы представить, что спрашивает учитель, а ученик отвечает).
Первый вопрос: «Что есть риторика и что содержит ее учение?» Ответ: «Риторика есть наука, которая наставляет на правильный путь и полезную жизнь добрыми словами. Называют же эту науку краснословием или сладкогласием…» А далее – учитель самостоятельно пояснил для сидевших рядом и записывавших его слова учеников: «поскольку красиво и удобно писать и говорить научает». Пояснил учитель и происхождение слова риторика: «греческие мудрецы риторию течение слов называют, латинские же мудрецы риторикой сию науку нарекли, и сего ради проименовался ритор, то есть учитель благословия».
Следующий вопрос: «что есть ритор?» – Ритором назван «человек, зело (очень) в науке речения хитрый». Ритор выступает «в делах и на градских судах», произносит «пригодные и похвальные речи по обычаю и по законам того государства, где родился». Обо всем, что бывает «бесчестного или славы достойного, богатого или убогого, праведного или нечестивого» ритор умеет «рассуждать и ко всякому делу подобающие слова прилагать».
«Риторика» состоит из двух книг: Книга первая «О изобретении дел» и книга вторая «О украшении слова». В первой из них содержится пять разделов:
1) Общее определение риторики и ее задач.
2) О родах речей («научающем, судебном, рассуждающем и показующем»).
3) О местах общих для каждого рода речей.
4) О возбуждении страстей.
5) О расположении слова или рассуждения.
Не все из этих разделов в одинаковой степени широко изложены, но между ними имеется внутренняя связь, вытекающая из основной цели науки о красноречии.
Перед ритором ставятся две задачи:
1) быть «в науке речения зело хитрым», т.е. знать в совершенстве все правила сочинения речей;
2) содержание
его речей должно носить
Далее указывается, что ритор должен быть высоко честным и отзывчивым человеком. В его душе должно находить живой и страстный отклик любое общественное событие, любой человеческий поступок. Он должен откликаться на все: «будет бо что ни есть бесчестного или паки славы достойного, богатого или убогого, праведного или нечестивого. Был бы, чтоб умел рассуждати и ко всякому делу подобающие слова прилагати».
Вторая книга «Риторика» посвящена вопросам украшения слова. Она состоит из шести разделов:
1) Общее
определение, что есть
2) О выображении или вымыслах.
3) О родах и видах вымыслов.
4) О видах риторических слов.
5) Об источниках риторических слов или откуда черпать писателю материал для своих произведений.
6) О тройных родах глаголания.
В риторике отмечается два рода речей: речь простая, естественная и речь художественная. Специфика художественной речи заключается в украшении. Отмечается различие риторики и диалектики, и в связи с этим говорится: «диалектика простые дела иоказует, сиречь голые. Риторика же к тем делам придает и прибавливает силы словесные, кабы что ризучестну или некую одехю»
Во вступительной части второй книги — «О украшении слова» говорится: «Украшение слова есть, которое ясно и явно и сладкоречием или глаголанием дела и вещи объявляет и показует». Далее указывается, что художественная, т. е. украшенная речь, «созидается и постановляется» на трех вещах. «Первое на речи грамматической. Второе на выображениях (вымыслах). Третье на умножении вещей и дел».
О речи грамматической в «Риторике» ничего не говорится, но зато довольно много сказано о вымыслах. К ним отнесены разные тропы и фигуры и каждой из них дано соответствующее определение. Троп упоминается восемь: 1) метафора, 2) металепсис, 3) синекдоха, 4) метонимия, 5) антономасля, 6) ономатопея, 7) катехресис и 8) перифразис. Тропы Разделены в Риторике на два вида: первые относятся к одному слову, как, например, «лаять» вместо «обвинять», «печальник» вместо «философ»; второй вид троп относится к целому повествованию. Первый из этих видов троп назван словесным, второй — тропом речения. К тропам речения (повествования) отнесена аллегория.
Высокие требованию к оратору предъявляет автор: оратор должен быть «в науке речения хитр», должен быть честен, отзываться на каждый поступок и на всё, что представляет общественный интерес.
Автор выделяет пять известных частей речи: «изобретение дела», «чиновное различие» (расположение), «соединение слов с пригодными словы» (выражение, украшение), «память» и «гласомерное и вежливое слово» (произношение).
Рассматривает и виды речи: научающая (школьное и церковное обучение), судебная, рассуждающая (совещательные речи при решении государственных дел), показующая (хвалебные речи). Не обходит вниманием и общие места, определяя их как средство для возбуждения сердец слушателей.
Во второй книге «Риторики» Макарий повествует о словесном выражении речи. Есть два вида речи: естественный (простой), его изучает диалектика, и художественный (его изучает риторика). Диалектика простые дела показывает голыми (точными), а риторика к тем же делам прибавляет силы словесные, как «ризу честную или одёжу».
В 1698 году в русском переводе появляется «Риторика» братьев Лихудов, переведенная на русский язык монахом Чудова монастыря в Москве Косьмой.
Кроме
того, риторика преподавалась в Московской
Славяно-греко-латинской
В
Киеве сохранилось 127 учебников риторики,
из них 32 учебника XVII века, остальные –
XVIII века.
2.3.
Риторика, ораторское
искусство - важнейший
элемент современной
культуры
Слово «риторика» пришло к нам из греческого языка. Его синонимами являются латинское выражение «ораторское искусство» и русское слово «красноречие».
Ещё в глубокой древности чётко обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве - это идея, содержание, то есть риторика - это искусство убеждать. Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали её форму и стиль.
В русской риторической науке обычно подчеркивалось, что красота и выразительность речи нужны для ее убедительности.
Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступления, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.
Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от сферы применения оно подразделяется на различные виды. Так, публичная речь, произносимая с целью сообщить какую либо информацию называется информационной. Это, например, такие жанры устной научной речи как доклад, лекция, вступительное слово на защите дипломной работы.
К
одному из видов публичных выступлений
можно отнести и
Самым распространённым видом публичных речей является речь убеждающая, целью которой является склонить аудиторию к своей точке зрения или призвать аудиторию к каким-либо действиям. К убеждающим публичным речам относится парламентские выступления, выступления на митинге, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления.
Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором? Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Нужно изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться, как можно чаще выступать.
Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточенных споров вокруг риторики, основанием для осуждения, которое сопровождало ее в течение ряда веков и тысячелетий. И до сих пор слово риторика порой употребляется в негативном смысле. Толковые словари современного русского литературного языка отмечают его переносное значение: «эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность». Эти слова обычно характеризуют претенциозную, но бессодержательную речь политика, депутата, чиновника.
Информация о работе Начало расцвета Русской риторики XVI- XVII века