Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:53, контрольная работа
Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком - сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.
Общая и частная риторика.
В начале XIX в. возникают понятия “общая риторика” и “частная риторика”. С чем это связано?
Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком - сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.
Объем и задачи риторики как науки определяются в “Общей и частной риторике” (1859) неизвестного автора: “В наше время риторика понимается в обширнейшем значении, нежели у древних. Древние под именем риторики в основном разумели совокупность тех сведений, которые нужны к образованию оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В наше время под именем риторики, или науки красноречия, разумеют науку, изучающую красноречие, которое как искусство объемлет собою все те произведения, в которых преимущественно выражается способность мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием выражения”.
Красноречие может быть изучаемо или со стороны его внешних изменений, которым оно подвергается в различные времена и у разных народов, или со стороны основных, жизненных законов. Отсюда и наука красноречия распадается на теорию и историю красноречия.
Теория красноречия
есть наука, излагающая законы красноречия;
эти законы могут относиться или
ко всем произведениям красноречия
вообще, или к каждому роду и
виду в отдельности. Поэтому теория
красноречия разделяется на две
части: на общую, излагающие законы, общие
всем произведениям красноречия, и
на частную, исследующую каждый род
произведений порознь. Именно такой
точки зрения на риторику придерживалось
большинство русских
Общая и частная риторика
Риторика бывает общей и частной. Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (например, в юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры речи.
А.К. Михальская, опираясь на определение риторики как теории и практики эффективной воздействующей гармонизирующей речи, выводит четыре основных закона риторики.
1. Закон гармонизирующего диалога. Этот закон говорит о том, что ваш собеседник (ваша аудитория) не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, а самоценная личность со своим видением мира, со своей системой ценностей. Задача говорящего – не просто воздействовать на слушающего, а «пробудить в нем собственное внутреннее слово» (как говорил В.Ф. Одоевский), установить гармонические двусторонние отношения с адресатом. Этот закон реализуется в принципах диалогизации, таких как принцип внимания к адресату, принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата, принцип конкретности, ориентирующий речь на более конкретное, а не общее расплывчатое изложение материала, на фактичность и доступность речи (с.99).
2. Закон продвижения и ориентации адресата. Согласно этому закону «речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу» (с.100). Слушатель должен быть сориентирован в пространстве речи, он должен ощущать себя причастным к осмыслению содержания, вместе с оратором двигаться к цели.
3. Закон эмоциональности речи. Этот важный закон требует, чтобы «говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, эмоционально переживал то, о чем он сообщает или беседует» (с.102). Ведь только субъективно, лично пережитое, прочувствованное способно не оставить слушателя равнодушным. Этот закон требует от оратора умения выражать свои эмоции, сделать ее экспрессивной, яркой, эмоционально насыщенной (с.103).
4. Закон удовольствия. Этот закон, хорошо знакомый Античности, говорит о том, что речь тогда достигает результата, когда она доставляет удовольствие, дает удовлетворение слушающему, реализует его потребности, эстетические и практические. Говорящий должен уметь доставлять радость собеседнику и аудитории, делать общение приятным (с.104).
Закон гармонизирующего диалога является общим для трех остальных, а принцип коммуникативного сотрудничества – ведущим в реализации всех этих законов.
Частные риторики – это риторики, изучающие и описывающие законы эффективной речи, которые действуют в сферах профессиональной деятельности людей – деловой, научной и образовательной, юридической, дипломатической, военной, церковной и т.п.
Отталкиваясь от частных
риторик, учитывая сферы речевой
профессиональной деятельности в обществе,
понимая риторику как практику устной
публичной речи, можно выстроить
следующую классификацию
ПРОГРАММА КУРСА “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА”
Современные требования к профессиональной подготовке специалистов ставят перед высшей школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности будущего учителя.
Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умениями, которые обеспечивают решение задач, составляющих суть той или иной профессиональной деятельности.
Специфика педагогической деятельности в самом общем виде обусловлена характером главных целей обучения, а именно:
вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);
формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);
воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).
Эти аспекты профессиональной подготовки учителя разрабатываются преимущественно в дидактике и методике.
При этом не в полной мере учитывается еще одна особенность профессиональной деятельности учителя: достижение названных целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач возможно лишь в том случае, если учитель знает специфику педагогического общения, владеет профессиональной речью, нормами речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога.
“Говорить и писать как учитель для педагога одновременно означает утвердить себя как личность в данной социальной среде, а самое главное, на наш взгляд, обеспечить себе как в профессиональном, так и в межличностном плане равноправный контакт во взаимодействии с партнерами” (Л. Г. Антонова. Письменные жанры речи учителя. Ярославль, 1998, С. 4).
Сфера обучения является
сферой “повышенной речевой
Таким образом, в содержание профессиональной подготовки педагога должен быть введен дополнительный компонент, связанный с освоением опыта коммуникативно-творческой деятельности учителя.
Проблема обучения профессиональной речи и речевому поведению учителя могут быть успешно решены в том случае, если это обучение основано на единой концепции, на базе целостного курса, адресованного студентам педагогических вузов.
Основой этой концепции может стать риторический подход, ориентированный на поиски, теоретическое осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения эффективной, успешной, результативной профессиональной речью.
Риторика – это наука об эффективном, результативном общении. Центром ее является общающийся человек, который в процессе деятельности вступает во взаимодействие с людьми в различных коммуникативных ситуациях. Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает в конечном счете решение социально значимых, жизненно важных задач.
Таким образом, знание общих законов риторики – это общественная потребность, связанная с практической деятельностью человека.
В риторике как области гуманитарного знания разработаны законы и принципы речевого поведения, описаны практические возможности их использования, что позволяет достичь главной цели общения – обеспечение взаимопонимания между людьми, гармонизация отношений коммуникантов.
В связи с этим нельзя не отметить значения, в том числе и дидактического, такого понятия, как риторический идеал. Это “общий образец, идеал речевого поведения, которому нужно следовать”. Риторический идеал соответствует “в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном…, сложившимся исторически в данной культуре” (А. К. Михальская. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996, С. 379).
Категория риторического
идеала позволяет рассматривать
риторику и риторические знания не
только как способ овладения речью,
не только как способ решения коммуникативно-
Другими словами, риторика
в таком ее понимании становится
средством познания действительности,
ее совершенствования путем
На базе категорий, законов и принципов общей риторики может быть создана модель профессиональной речевой подготовки учителя в рамках частной – педагогической – риторики.
Педагогическая риторика
как разновидность частной
При этом и в данном случае следует иметь в виду не только сугубо практические цели педагогической риторики (осмысление путей овладения речью как средством передачи знаний, совершенствования умений, решения воспитательных задач и т. п.), но и ее возможности в формировании речевого педагогического (риторико-педагогического) идеала, в воспитании качественно иного “производителя риторического поступка”, - говорящего и пишущего, творящего в высоко нравственной системе координат, где, по словам Н. Кошанского, “сила чувств” соединяется с убедительностью и “желанием общего блага” (см.: Л. Г. Антонова. Письменные жанры речи учителя. Ярославль, 1998, С. 14).
Таким образом, понятие риторического идеала как категории общей риторики конкретизируется в частной педагогической риторике.
Сказанное означает, что
в процессе формирования коммуникативной
компетентности будущего учителя необходимо
пробудить у студентов
Курс педагогической
риторики должен вызвать у студентов
размышления о сути человеческого
общения и общения
При этом необходимо принимать во внимание еще одно обстоятельство. Обязательным условием востребованности риторического знания является его прикладной характер. Теоретические положения риторики всегда направлены на практическое применение, на решение реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека. Знания, получаемые в курсе риторики во многом (но не во всем) носят так называемый инструментальный характер (знания о способах дятельности), что обеспечивает формирование коммуникативно-речевых умений, коммуникативной компетентности говорящих и пишущих.
Таким образом, курс педагогической
риторики позволяет решить одну из
важнейших задач
- овладение риторическими
знаниями о сути, правилах и
нормах общения, о требованиях
к речевому поведению в
- овладение коммуникативно-
- осознание специфики
педагогического общения,
- овладение умением
решать коммуникативные и
- овладение опытом
анализа и создания
- развитие творчески
активной речевой личности, умеющей
применять полученные знания
и сформированные умения в
новых постоянно меняющихся