Общая и частная риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание

Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком - сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.

Работа состоит из  1 файл

пед.риторика.docx

— 53.70 Кб (Скачать документ)

Этим же высоким стилем пользовался Н. м. Карамзин в панегирике "Победы Екатерины II" (Греч, ч. II, 287-304) и в "Речи, произнесенной в собрании Российской Академии, декабря 5-го 1818 года", которая посвящена делам Академии, распространяющей науку и культуру в России (Греч, ч. II, 316-327). Последняя  речь отличается от предыдущих менее возвышенным стилем, оратор дает подробный и деловой анализ работы Академии. Однако, поскольку речь панегирическая, она не лишена мест возвышенных, но в основном это объективированное изложение. Например: "Но деятельность Академии, при новых местных знаках монаршего к ней внимания, не должна ли, если можно, удвоиться? Изданием словаря и грамматики заслужив нашу благодарность, Академия заслужит, конечно, и благодарность потомства ревностным, неутомимым исправлением сил двух главных для языка книг, всегда богатых, так сказать, белыми местами для дополнения, для перемен необходимых по естественному, беспрестанному движению живого слова к дальнейшему совершенству" (Греч, ч. II, 318).

В XIX веке пышность утрачивается. Приведем в качестве примера выступление  С.А. Андреевского "Над могилой  князя А.И. Урусова". Начало речи: "Благодарю вас, товарищи, что  вы предоставили мне говорить первым, как ближайшему другу покойного. Не думал я, чтобы мне, когда бы то ни было, пришлось произносить надгробное слово, но вот что случилось" (Андреевский, 1909, 593). Далее - небольшое воспоминание об Урусове, его оценка ("лицо историческое", "первосоздатель русской уголовной защиты"), его сопоставление с известными адвокатами, оценка его выступлений в качестве защитника и действенности его речей. Конец речи - прощание с покойным. Надгробная речь обычно речь краткая.

Речь С.А. Андреевского на юбилее В.Д. Спасовича 31 мая 1891 г. начинается с обращения: "Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать все, что угодно, - только не юбиляра. Простите мне мою ненависть к времени! Вы глава нашей адвокатуры, славный ученый, большой художник, вечно памятный деятель, - лично для меня: дорогой друг и человек, - все, что хотите, - но только не завоеватель двадцатилетней пряжки, не чиновник - юбиляр! Упаси боже!" (Андреевский, 1909, 584). А затем - свободная импровизация: об итоге жизни (юбилее), отношении Спасовича к искусству и его творчестве ("Вы - поэт", "Ваш сильный язык поучал", "Ваши слова западали в чужие сердца...").

Для речей подобного  типа, как кажется, характерен свободный  план изложения и освещение разных сторон личности. Их объединяет одно: говорится  лишь о положительных сторонах личности, то есть это - панегирики.

 

 

1.4 Духовная (церковно-богословская) речь

 

Духовное (церковное-богословское) красноречие - древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим официальным лицам.

После того как князь  Владимир Святославович в 988 г. крестил  Русь, в истории древнерусской  культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии, создание оригинальных памятников искусства. В форме ораторского слова в Древней Руси впервые высказаны многие интересные политические, философские идеи, много говорилось о психологии, эстетике, красоте душевной, милосердии, нравственности и других культурных и жизненных вопросах, ораторы стремились осмыслить факты действительности, историю своего народа и государства.

Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида:

красноречие дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным  событиям (см.: Красноречие Древней  Руси, 1987). В речах отражается интерес  к внутреннему миру человека, источнику  его дурных и хороших привычек. В них осуждаются такие пороки, как болтливость, лицемерие тщеславие, сребролюбие, гнев, гордыня, пьянство. И, наоборот, прославляется мужество, мудрость, правда, целомудрие, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания.

Приведем в качестве примера отрывок из наказа-поучения "12-го слова" митрополита Московского  Даниила (XVI в.); "Возвысь свой ум и  обрати его к началу пути твоего, от чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, и дни, и часы, и минуты - какие добрые дела успел совершить  ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтоб не рассыпал враг добродетели  твои и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты злое и пагубное для души творил - кайся, исповедуйся, плачь и рыдай: в один день по блуду  согрешил ты, в другой - злопамятством, в третий - пьянством и обжорством, потом еще и подмигиванием  и еще- клеветой и осуждением, и оболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще проживешь, - все прилагаешь к старым грехам новые грехи.

Больше всего позаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за правило: заставь себя не согрешить  ни в чем один только день; вытерпев первый, и другой прибавь к нему, потом третий, и мало-помалу обычным  это станет - не грешить и, уклоняясь, бежать от греха, как убегают от змеи" (Красноречие Древней Руси, 1987,278-279).

Видными ораторами петровской эпохи были служители церкви Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Первый выражал интересы противников петровских реформ, второй был активным борцом за дело Петра I. Речи Стефана Яворского, как и речи других церковных ораторов того времени, отличались изысканностью  формы, большим количеством отступлений, развитием побочных линий, эмоциональной  манерой произнесения. Феофан Прокопович - талантливый ученый, публицист, церковный  и общественный деятель, убежденный сторонник церковных преобразований. В отличие от Стефана Яворского  он избегал искусственных аллегорий, туманных символов, отходов от основной темы. Его речи обладают четкой, логически  обоснованной структурой, деление на части всегда обусловлено содержанием.

Замечательные образцы  духовного красноречия - "Слово  о законе и благодати" Илариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Симеона Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XVIII в.), митрополита Московского Платона (XIX в.), митрополита Московского Филарета (XIX в.). Патриарха Московского и всея Руси Пимена (XX в.), митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.).

В качестве примера можно  назвать речи и слова, помещенные в "Учебной книге русской словесности" Н. Греча: "На коронование императора Александра I" Платона, "Речь на прибытие Екатерины II в Мстиславль" Георгия, "Слово, при совершении годичного  поминовения по воинам, на брани  Бородинской живот свой положивших" Августина, "Речь на погребение Самуила, Митрополита Киевского" Иоанна Леванды (Греч, ч. II, 192).

Духовное красноречие  изучает наука о христианском церковном проповедничестве - гомилетика. Главное, чем занимается гомилетика, - предмет и природа проповеди, существенные черты ее содержания и  метода, ее изложение, построение и  произнесение, воздействие на паству, место пастырского учительства.

Следует иметь в виду, что большую часть в любом  роде красноречия составляют общеязыковые, межстилевые средства. Однако основа каждого рода имеет специфические языковые черты, которые составляют микросистему с одинаковой стилистической окраской. Речевая системность родов красноречия не означает, что они изолированы друг от друга. Наоборот, как и функциональные стили, они не образуют замкнутых систем, между ними существует широкое взаимодействие, границы между ними подвижны. Особенно это касается первых двух родов красноречия: их тематика (объект речи) не всегда поддается четкой дифференциальной характеристике. Они перекрещиваются по тематике, предмет (объект) речи может быть одним и тем же, например, проблемы экономики могут рассматриваться в докладе и в лекции. Три следующие рода определены по тематике более четко.

По другому основанию  можно выделить строго рационаяльный, логизированный стиль, лишенный образности, так называемый автологический (автология - употребление слов в собственном значении); эмоционально насыщенный, экспрессивный, темпераментный, построенный на использовании образности, так называемый металогический (металогия - употребление слов в переносном значении); средний, синтетический, в котором сливаются черты первого и второго стилей. Примером первого стиля могут служить некоторые речи Г.В. Чичерина, второго - А.В. Луначарского, третьего - С.М. Кирова. В основу данной классификации положен логико-экспрессивный принцип. Впрочем, эта классификация тесно переплетается с предыдущей классификацией, составляя с ней единое целое.

Необходимо помнить, что выделение родов и видов  ораторской речи обусловлено их функциональным аспектом, определенной сферой деятельности людей, организацией языковых средств, а также приоритетными целями из тех, которые ставит себе оратор: информировать, убедить, воодушевить, призвать к действию, наконец, заинтересовать.

 

Типы речи

Одним из средств выражения  авторского отношения к теме текста является использование при его  создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.

 Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

 В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).

 Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

 Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.) Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Особенности педагогического  общения

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление  личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания (Леонтьев А.А.). И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся». Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов. Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:

контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его  на выполнение тех или иных учебных  действий;

эмотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных  переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его  помощью собственных переживаний  и состояний и др.

Педагогическое общение  создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов  педагогического процесса.

Педагогическое общение  должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую  ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Стиль педагогического общения  и его структура

Под стилем педагогического  общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:

коммуникативные возможности  педагога;

сложившийся характер взаимоотношений  педагога и воспитанников;

творческая индивидуальность педагога;

особенности учащихся.

Классификация и особенности  стилей педагогического общения

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения  является их деление на:

авторитарный;

демократический;

попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.)

При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

     Педагоги, придерживающиеся этого стиля  общения, не позволяют проявить  учащимся самостоятельность и  инициативу. Они, как правило,  не понимают учащихся, не адекватны  в их оценках, основанных лишь  на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует  внимание на негативных поступках  школьника, но при этом не  принимает во внимание мотивы  этих поступков.

     Внешние  показатели успешности деятельности  авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая  атмосфера в таких классах,  как правило, неблагополучная. (См. дополнительный иллюстративный  материал.)

Информация о работе Общая и частная риторика