Оратор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Что такое ораторское искусство? Кого назвать оратором? Любой ли человек, выступающий с трибуны с публичной речью или читающий лекцию, - оратор? Что подразумевается под "теорией ораторского искусства"?

Работа состоит из  3 файла

Оратор 4.docx

— 38.07 Кб (Скачать документ)

распространяются  на  словесное определение понятий,  логические выводы,

доказательства своей  точки зрения в процессе ведения  полемики.

Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем

более создается уверенность  в надежности и достоверности  услышанной

информации. Общепризнанно, кто логично мыслит,  тот и  логически ясно говорит.

Поэтому первейшая задача оратора еще в процессе подготовки к публичному

выступлению  -  продумать  до мельчайших подробностей логику своего

выступления, аргументацию своих  выводов и обобщений.

Логическая схема доказательства чаще всего слагается из 3 элементов:

1. Тезис - это исходное  положение, истинность которого  стремится доказать

оратор.  И наоборот,  если истинность тезиса сомнительна  для  оратора,  то

вряд ли тезис будет  убедителен для других.  Формулируя тезис,  следует

помнить,  что он  должен быть ясным и четким, не содержать  в себе

противоречия. Расп-

лывчатость тезиса или  его подмена являются наиболее типичными  ошибками в речи

недостаточно опытного оратора.

2. Аргумент - это логический  довод, истинность которого проверена  и доказана

практикой.  Аргумент является необходимой частью всякого доказательства.

Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства являются факты,

истинность которых не подвергается сомнению.

3. Доказательсто по способу  рассуждения может быть прямым  или косвенным. При

опоре на прямой способ доказательства аргументы  непосредственно

обосновывают  истинность тезиса. При косвенном способе  доказательность истины

обосновывается путем  доказательства ложности противоречащего  положения.

Логическая аргументация по тому  или  иному  вопросу  в процессе  публичного

выступления  может быть развернута в 3 вариантах:  индуктивно (от частных

факторов к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к  частным

заключениям) и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.

При индуктивном  характере  доказательства оратор опирается на отдельные

факты, отдельные, чаще всего  заранее отобранные примеры,  выдвинутые им

гипотезы, идеи. При индуктивном  доказательстве следует еще на этапе

подготовки к выступлению  продумать и отобрать:

- наиболее существенные  факты,  отдельные,  чаще  всего  заранее отобранные

примеры;

- такое количество фактов  и примеров, чтобы их анализ  и обобщение давали

убедительный вывод, заключение;

- факты и примеры должны  быть близки и понятны  аудитории,  уровню образования

и подготовки слушателей.

Индуктивных выводов в  процессе  публичного  выступления  может быть множество.

Это может быть статистически  выверенный или социологами установленный  факт,

интересная статья в газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п.;

важно, чтобы серия частных  фактов, примеров иллюстрировала вашу мысль и

подводила слушателей к нужным вам обобщениям и выводам.

При дедуктивном  характере  доказательства развертывание аргументации идет от

общего к частным выводам. Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное

теоритическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны,

либо  настолько  убедительны,  чтобы  не вызывали сомнений у слушателей. А

для этого необходимо, чтобы:

- слушатели были предварительно  знакомы с исходным теоретическим  знанием,  на

основе которого строится дедуктивное доказательство, либо оно  не должно у них

вызывать каких-либо сомнений;

- переход  рассуждений   от  общего положения к частному  должен сопровождаться

не любыми примерами, а  наиболее убедительными и яркими, запоминающимися.

При смешанном   индуктивно-дедуктивном   доказательстве следует учитывать  все

выше сформулированные рекомендации одновременно.

В процессе логически правильных,  доказательных рассуждений,  с  неизбежностью

достигается определенность, ясность, непротиворечивость и обоснованность

заключений и выводов.

Для того  чтобы  речь  оратора была правильна и доказательна,  ему необходимо

знать и систематически опираться  на основные логические законы.

     Закон достаточного  основания. Суть этого закона  заключа-

ется в том, что всякая правильная мысль должна  быть  обоснована другими

мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которых проверена практикой.

Вообще оратору  всегда и во всем следует придерживаться правила: практика -

наивысший критерий истины!

     Закон тождества.  Суть  закона  тождества  заключается   в

том, что каждая мысль в  процессе отдельно взятого рассуждения  сохраняет одно

и то же определенное  содержание,  сколько  бы  раз  она не повторя

лась.Закон тождества следует  особенно учитывать  в  условиях спора,

дискуссии, при использовании  недостаточно четко определенных понятий.

     Закон исключения  третьего. Этот закон формируется  так: две противоречащие

мысли об одном и том  же предмете,  взятом в одно и то же время и в одном и том

же отношении,  не могут  быть одновременно ни  истинными, ни ложными:  одна из

них истинна, а другая ложна, и третьего

не дано.     Суть этого  закона  будет  понятна,  если сказать,  что

нельзя быть одновременно согласным с двумя противоположными  ут-

верждениями.

В процессе логического обоснования, доказательного суж-

дения  большую  роль  играет подбор фактов,  примеров.  Важ-

но, чтобы факты,  примеры  были достаточно типичны, убедительны, раскрывали

явления системно и всесторонне.

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли  своей

речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также  может призвать

слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

                            Произнесение речи.                           

Существует три способа  произнесения речи:

·            Чтение текста;

·            Воспроизведение по памяти с чтением  отдельных фрагментов (с

опорой на текст);

·        Свободная  импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические,

торжественные, доклады и  содоклады официального содержания.

Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную

основу.Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход

изложения, найти нужную цифру  и т. п. Такое выступление создает  впечатление

свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со

слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность  предварительно

подготовить текст.

Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать

экспромтом. При этом требуется  большая мобилизация памяти, энергии, воли.

Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими

навыками.

Почти всегда при публичном  выступлении оратору необходимо отстаивать свою

точку зрения перед оппонентами. При это надо не оправдываться, а  обвинять; не

объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. При

опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной

гамме. Разгромленного оппонента  необходимо дожимать на протяжении всей

дискуссии. Свою идею нужно  повторять как можно чаще для  того, чтобы она

отложилась в подсознании  слушателей.

                   Ответы на вопросы, ведение  полемики.                  

После выступления говорящий  часто отвечает на вопросы слушателей,

полемизирует с ними. Такая  форма общения требует от оратора  быстрой реакции,

владения юмором. Ответ  выступающего предназначается не только спрашивающему

но и всем присутствующим.

Методика ораторского  искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала

убедиться, что вопрос правильно  понят; отвечать лаконично, ясно и по

существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь  под рукой

справочный материал для  тех, кто хочет получить более  подробное обоснование

ваших предположений.

                       Посткоммуникативный.                      

    

Анализ ораторской речи

 

После ораторского выступления  необходим анализ. Прежде всего для  того, чтобы

найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

               Культура произнесения речи перед  аудиторией.              

Успех публичного  выступления  оратора во многом зависит от культуры речи,ее

богатства, ясности, точности, информационной насыщенности.

Речевые штампы,  канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении,

многословие,  демогогия, тавтология, фразеологические повторы,  интонационное

однообразие - вот  далеко  не полный  перечень  ошибок,  которые  в изобилии

встречаются в публичных  выступлениях  современных  деловых  людей.  Кратко

охарактеризуем их.

Штампы в речи - это лексически  неполноценные  слова  и выражения,  их иногда

справедливо называют "затасканные, избитые выражения".  Они мало что

добавляют к тому,  что  хочет сказать  оратор,  но сильно перегружают его

речь.  к речевым штампам  можно отнести выражения типа "развернули работу

широким фронтом","новая  методика взята на вооружение", "мероп-

риятием было охвачено", "на данном этапе".

Канцеляризмы - речевые обороты  и отдельные слова, заимствованные из

канцелярско-бюрократического  стиля  общения, которые  лишают  настоящее

деловое общение его яркости  и образности.  К таким выражениям относятся:  "в

отчетный период ", "зафиксировать  число опоздавших", "налаживать работу".

Также мало чего общего имеют  с речевой культурой  вульгаризмы  -

нелитературные  и неправильные по грамматической форме слова и  выражения:

"заткнуть глотку",  "дать в лапу", "рожа", "заткнись".

Жаргоны - например,  слова  и обороты, заимствованные из уголовного мира:

"кореш" (друг), "завязать" (решительно покончить), "пристегнуть" (прибавить).

Многословие и демогогия - это типичное неумение оратора  сформулировать свои

мысли лаконично, кратко и  ясно, это отступление от предмета речи,  замена

точных и ясных формулировок общими фразами.

Слова поразиты - типичная болезнь  многих ораторов: "это самое", "ну вот", "в

самом деле".

Среди типичных  ошибок ораторской речи наибольшее распрстранение получило

несоблюдение  правильного  произношения вследствие неверной расстановки

ударений в отельных словах.

Вычурность и манерность языка оратора вызывает  иронию, раздрожает и,

естественно, отрицательно влияет на контакт с аудиторией.

Как преодолеть  вышеперечисленные  недостатки в процессе публичного

выступления, да и обычного делового общения? Наиболее действенные  примеры -

это систематический самоанализ и самоконтроль за тем,  как вы говорите. Это

постоянная работа над  содержанием  и  композиционно-лексическим  стилем

своих публичных выступлений,  ориентация на  достойные  подражания образцы

ораторского искусства.

Говоря о культуре ораторского  мастерства, ее разнообразии,  нельзя не

обратить  внимание  на  применения  крылатых слов, пословиц, поговорок.

Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.

Высокий уровень  культуры речи предполагает и непрерыв-

ное самосовершенствование  техники речи. В этой связи следует

обратить внимание на следующие  особенности собственной речи:

Дикция - это четкость и  ясность произношения фраз, слов и  отдельных звуков.

Для высокого уровня ораторского  мастерства характерно то,  что его  легко

слушать, у него нет скороговорок,  "проглатывания" отдельных слогов и звуков.

Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Сила голоса  должна быть соразмерна величине аудитории, в которой

произносится речь,  при  этом должны учитываться те задачи, которые своим

ораторским мастерством  стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не

только его громкость, но и сила воздействия на психику:  волю,  чувства,

сознание слушателей.

Темп речи - число слов,  произносимых в минуту, оно может  сильно

варьироваться.  Однако чаще всего публичное  выступление  начинается в

медленном темпе.  В целях  драматизации темп усиливают,  либо,  наоборот,

снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного

выступления является 120 слов в минуту.

Полетность голоса - это  длительность звучания отдельных фраз,  слов и звуков.

Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся  с  определенной

эмоциональной окраской,  ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как

бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних  уголков аудитории.

Тембр голоса - это  звуковая  окраска  голоса,  которая  создает  те или иные

эмоционально-экспрессивные  оттенки речи.

Типичной ошибкой многих ораторов является неумение чет-

ко и правильно произносить  отдельные звуки речи. Для преодо-

ления этого недостатка,  а также  совершенствования  техники

речи рекомендуется:

- прочитать вслух в  различном темпе фрагмент какого-либо  рассказа по книге;

- использовать скороговорки,  вначале их следует произносить  медленно,

Информация о работе Оратор