Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:06, контрольная работа
Что такое ораторское искусство? Кого назвать оратором? Любой ли человек, выступающий с трибуны с публичной речью или читающий лекцию, - оратор? Что подразумевается под "теорией ораторского искусства"?
постепенно увеличивая темп.
Важнейший показатель речевой культуры оратора - это бо-
гатый словарный запас, точность и образность фраз и выраже-
ний, это учение лаконично и просто сформулировать свою
мысль.
Итак, оратор с высокой культурой речи отличается бо-
гатством словарного запаса, смысловой точностью выражения,
соблюдением языковых норм произношения, образностью и точ-
ностью словоупотребления.
2. Приёмы установления контакта с аудиторией.
Лексически-синтаксические
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со
слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта
общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных
эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его
заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как
гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и
наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь
корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь
широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую
тему.
Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная
реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их
поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки,
смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная.
Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и
неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.
Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать,
зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.
Перед началом речи выдерживают
небольшую психологическую
секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с
разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она
делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для
подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи
необходимо вливать как можно больше силы и энергии.
Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико -
аналитических и эмоцианально – образных языковых средств. Практика
выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление,
сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной
аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и
даже раздражение.
Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется.
Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
· Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них
отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к
определенным выводам.
· Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к
процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их
интерес.
· Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается
ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную
активность.
· Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать,
размышлять.
· Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
· Показ практической значимости информации.
· Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
· Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".
· Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь
внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").
· Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости
слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную
выразительность фразе, сформулированной мысли.
· Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает
привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально
противоположный.
· Прием
апелляции к собственным
Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и
убедительность, следует
особо выделить лексические приемы.
всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов
рекомендуется использовать так называемые тропы.
Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном
значении, которые позволяют
достичь необходимой
выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты,
гиперболы...
Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает
большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное
мышление и тем самым
позволяет оратору достичь
Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое
сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив
истории остановить невозможно..."
Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность.
Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а
факел, который надо зажечь!.."
Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий
спросил у строителя:"Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь?
Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"
Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном
преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая
птица долетит до середины Днепра".
Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения,
которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я,
вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся,
отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.),
обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь
хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в
построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном
выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложени-
ям,они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое
предложение позволяет более
вариантно подходить к
Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер",
служат объединению говорящего со слушателями.
Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы
кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия,
акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому
каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению
высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается
зрительным путем.
Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости,
подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека,
который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время
длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный
момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить
на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность
"отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Не следует
расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Мастерство оратора
Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От
жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать
бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды,
верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот,
который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с
содержанием речи.
В ораторском искусстве используются:
· Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение,
замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо
при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит".
· Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак,
овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).
· Указательные рекомендуется использовать в очень редких
случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
· Изобразительные наглядно представляют предмет,
показывают его (например, винтовую лестницу).
· Символические несут определенную информацию. К этой
группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки),
жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и
здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест
обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения
(пальцы или ладони рук соединяются).
О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с
античных времен, ей посвящались специальные главы.
Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика
оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний:
радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... . Выражение лица должно
соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф.
Кони:"Лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего
должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не
любит сердитых или безучастных.
Список используемой
Ø Дружинина Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования
профессиональных качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории,
организации и методики. - К., 1989.
Ø Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно
книгу/Пер. с англ. - М., 1988.
Ø Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978.
Ø Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять
на людей, выступая публично. - М. , 1995.
Ø Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М. , 1981.
Ø Сопер П. Основы искусства речи. - М. , 1992.
Ø Андреев В И. Деловая риторика, Народное образование, М.:1995.
Ø Предраг М. Как проводить деловую беседу. - М.:1987.