Ораторское искусство как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:19, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение ораторского искусства как социального явления, а также изучение служебной документации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ораторское искусство как социальное явление
1.1.Что такое ораторское искусство…………………………………………….4
1.2. Особенности ораторского искусства………………………………………5
2. Личность оратора: особенности и требования
2.1. Происхождение и значение слова «оратор»………………………………6
2.2. Риторические навыки и умения оратора………………………………….7
2.3. Типы ораторов……………………………………………………………….8
3.Служебная документация: документы для внешнего использования………………………………………………………………......9
Заключение…………………………………………………………………......13
Практическое задание…………..……………………………………………..14
Список литературы…..........…………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по русскому языку.docx

— 48.56 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

ОМСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Кафедра гуманитарных дисциплин»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

регистрационный номер_________________

 

 

вариант № 11

по дисциплине «Русский язык»

 

студентки Минаковой Ирины Николаевны

I курса сокращенной заочной формы обучения

по специальности СМТД

№ зачетной книжки – 11-05

 

 

Рецензент:

Ойдинская Людмила Федоровна

старший преподаватель

«Гуманитарных естественно-научных  дисциплин»

Заслуженный учитель России

 

 

_______________________________                                                «____»___________20__г.

(подпись)

 

Контрольная работа (зачтена / не зачтена)

 

______________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2012

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Ораторское искусство как социальное явление

1.1.Что такое  ораторское искусство…………………………………………….4

1.2. Особенности  ораторского искусства………………………………………5

2. Личность оратора: особенности и требования

2.1. Происхождение  и значение слова «оратор»………………………………6

2.2. Риторические навыки и умения оратора………………………………….7

2.3. Типы ораторов……………………………………………………………….8

3.Служебная документация: документы для внешнего использования………………………………………………………………......9

Заключение…………………………………………………………………......13

Практическое задание…………..……………………………………………..14

Список литературы…..........…………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей. Оратор – центральная фигура публичного выступления. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях  бытового, социального, делового и профессионального  общения.

Умение  уверенно выступать перед другими  людьми, убеждать в своей точке  зрения - обязательный навык для  каждого, кто хочет добиться успеха в XXI веке. К сожалению, этому специально не учат ни в школе, ни в других учебных заведениях. Анализируя выступления окружающих нас людей можно заметить, что большинство из них, как правило, читают текст по бумажке, затягивают свои выступления, волнуются, в то время как аудитория инертна и пассивна. Нередко мы встречаемся с таким явлением, когда оратор просто докладывает содержание своего выступления, просто информирует аудиторию, не разъясняя информацию, не выявляя своей позиции, взглядов, оценок, отношения, не пытаясь достичь поставленной цели.

Эффективная деятельность аппарата управления неразрывно связана с правильной организацией работы с документами. Практически  ни одна технологическая функция  управления, связанная с информационными  источниками, подготовкой и принятием  решений, не обходится без документирования – процесса создания, исполнения и  оформления документов. С документацией  связана деятельность всех работников аппарата управления: от исполнителей до руководителей всех звеньев. Одни создают документы, другие обеспечивают их оформление и передачу, третьи – руководствуются этими документами и на их основе принимают решения.

С древнейших времен дошли до нас различные  виды документов, с помощью которых  мы узнаем историю своей страны, особенности быта людей и различных  отношений, складывавшихся в далекие  времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как  средство закрепления имущественных  отношений, а затем, с развитием  письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти, по которым мы можем изучить, в том числе и историю делопроизводства.

Целью данной работы является изучение ораторского искусства как социального явления, а также изучение служебной документации.

Для выполнения заданной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

    1. Раскрыть понятие «ораторское искусство» и его особенности.
    2. Изучить происхождение и значение слова «оратор».
    3. Определить риторические навыки  и умения оратора.
    4. Перечислить и охарактеризовать типы ораторов.
    5. Представить классификацию документов для внешнего использования.

1.Ораторское искусство как социальное явление

1.1.Что  такое ораторское искусство

         Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

         Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.(2, стр. 271)

Подобное  определение ораторского искусства  было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные  способы убеждения относительно каждого данного предмета». Эта  традиция была продолжена и в русской  риторической науке. Так, М.В. Ломоносов в своем труде «Краткое руководство к красноречию» писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

Ораторским  искусством называют также исторически  сложившуюся науку о красноречии  и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие  современные исследователи рассматривают  ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

Что обусловило появление ораторского искусства? На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики.

Объективной основой зарождения ораторского  искусство как социального явления  стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих  общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и  положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим  условием появления и развития ораторского  искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным  примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств –  Спарты и Афин, имевших различное  государственное устройство. Спарта была типичной олигархической республикой, а в Афинах был установлен строй  рабовладельческой демократии.

По свидетельству  историков, казарменное спартанское  государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как  Афины с их демократическими спорами  на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули  выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно  широко применяется, когда возникает  историческая потребность участия  народных масс в решении важных государственных  вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя  их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху  Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы  трудящихся. Новый всплеск общественного  интереса к ораторскому искусству  наблюдается в настоящее время  в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

 

1.2.Особенности ораторского искусства

Каковы  же особенности ораторского искусства?

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и др. Наиболее широкое  применение оно всегда находило в  политической деятельности. Как свидетельствует  история, многие крупные политические деятели были известными ораторами.

Следует иметь в виду также, что ораторское искусство всегда обслуживало и  обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных  личностей. Оно одинаково может  служить как правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство  – вот основной вопрос, который  решался на протяжении всей истории  ораторского искусства, начиная  с Древней Греции. Поэтому в  ораторском искусстве очень важна  нравственная позиция оратора, его  моральная ответственность за содержание речи.

Ораторское  искусство – явление историческое, то есть оно меняется. Каждая эпоха  предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был.

Важной  особенностью ораторского искусства  является то, что оно имеет сложный  синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые  опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные  проблемы красноречия. Например, лингвисты  разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного языка, соблюдать  нормы литературного языка и  т.д.

И еще  одна существенная особенность. Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

 

2.Личность оратора: требования и особенности

2.1. Происхождение и значение слова  «оратор»

Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова оrаrе, что в переводе означает «говорить».

Владимир  Иванович Даль, объясняя слово оратор в «Толковом словаре живого великорусского языка», подбирает к нему близкие по значению слова и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Все они подчеркивают, что оратор – это человек, умеющий говорить красно, т.е. красиво, образно, выразительно.

В современном  русском литературном языке слово оратор многозначно. Так, толковые словари отмечают следующие его значения:

    1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов);
    2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании;
    3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

         Поэтому в художественной литературе, в периодической печати, в обиходной речи встречается употребление этого слова в разных значениях. В теории ораторского искусства слово оратор используется как термин. В этом случае оно имеет только одно значение – оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, скучный оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор и др. И конечно, люди, выступающие публично, должны стремиться к тому, чтобы быть хорошими ораторами, умело воздействовать на своих слушателей силой слова.

 

2.2. Риторические навыки и умения оратора

        Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык – это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:

Информация о работе Ораторское искусство как социальное явление