Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:14, контрольная работа
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. Слово «оратор» — латинское и означает лицо, произносящее речь перед аудиторией, а ораторское искусство- это умение произносить публичные речи убедительно и действенно, а также искусно пользоваться речью для оказания наибольшего воздействия на слушателей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ораторское искусство – неотъемлемая часть правосудия……………4
Глава 2. Особенности судебной речи……………………………………………6
Глава 3. Основные этапы в развитии искусства судебной речи……………12
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ ИСКУССТВА СУДЕБНОЙ РЕЧИ
Одним из видов ораторского искусства
является судебное красноречие. Его
возникновение было вызвано потребностями
общественного развития, в частности
повышением роли суда в жизни государства.
Ведение устного судебного
Одним из лучших учеников Сократа был Платон (427-347 гг. до н.э.). По его мнению, красноречие должно быть деловым, истинным и высоконравственным, оно должно не только убеждать слушателей, но и приобщать их к знаниям. Важным вкладом в развитие теории красноречия явился его труд "Теэтет". В нем Платон под видом спора своего учителя Сократа с вымышленным собеседником развил свои основополагающие взгляды о сущности красноречия, его важнейших принципах и обобщил опыт античной риторики. Платон рассматривал красноречие как общественное явление, как средство знания, воспитания мудрости и добродетели. Как мы уже отмечали ранее, звездой первой величины среди древнегреческих ораторов являлся Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Он блестяще доказал, что оратором может стать любой человек, если он будет учиться этому искусству и не пожалеет для этого времени и своих сил. В Древнем Риме значительный вклад в развитие теоретических основ красноречия внес Марк Туллий Цицерон. В своих трудах "Про оратора", "Оратор", "Брут" он развил теорию ораторского искусства, обосновал требования к оратору и дал исторический очерк развития ораторского мастерства. Цицерон успешно выступал с политическими речами в сенате, а также с речами по уголовным и гражданским делам.
Опыт древнегреческого и римского красноречия обобщил известный оратор, преподаватель риторики, адвокат Марк Фабий Квинтилиан. В своем труде "Наставление в ораторском искусстве" он защищал принципы и нормы ораторского мастерства, выдвинутые Цицероном. После периода упадка в эпоху Средневековья судебное красноречие получило наибольшее развитие в XIX в. во Франции. Этому способствовало введение суда присяжных с состязательной формой рассмотрения уголовных дел (16 сентября 1791 г.). На судебных ораторов большое влияние оказали политические ораторы Великой французской революции (Марат, Робеспьер, Дантон и др.). Многие французские адвокаты сами нередко принимали активное участие в политической жизни страны и использовали опыт политических выступлений в своих профессиональных целях. К числу судебных ораторов Франции XIX в. можно отнести Беррье, Лабори, Демэнже, Лашо, Морнара и многих других.
Судебным ораторам Франции были присущи такие черты, как ясность и точность судебной речи, последовательность в оценке доказательств, критический анализ речи обвинителя. Их речи носили острый политический характер, четко соблюдалось корректное отношение к процессуальному противнику, к суду и своим коллегам по защите. В России судебное красноречие значительного расцвета достигло в конце XIX - начале XX столетия. Этому способствовала судебная реформа 1864г., которая открыла путь для развития ораторского искусства после длительного периода господства крепостничества. После судебной реформы 1864 г. с введением суда присяжных и провозглашением новых процессуальных правил судопроизводства - устность, гласность, непосредственность, состязательность, участие прокурора и адвоката при рассмотрении уголовных дел в значительной мере оживились судебные заседания.
В печати стали широко освещаться судебные процессы. В этот период выходят "Сборник интереснейших уголовных процессов всех стран прежнего и новейшего времени", ежемесячный журнал "Судебные драмы. Иллюстрированные процессы всех стран" (1866-1912 гг.), юридические газеты "Судебный вестник" (1866-1877 гг.) и "Право" (1898-1917 гг.). Большое внимание со стороны общественности к судебным процессам требовало от их участников более тщательной подготовки, умения глубоко анализировать доказательства, способности производить должное впечатление своей речью на присяжных заседателей и тем самым влиять на их решение.
Видные русские писатели, такие, как Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, проявляли широкий интерес к судебным процессам, часто присутствовали на судебных заседаниях, поддерживали дружеские отношения с виднейшими адвокатами, а нередко исследуемые судами события брали в основу своих литературных произведений. Блестящими судебными ораторами были адвокаты Федор Никифорович Плевако (1842-1908), Владимир Данилович Спасович (1829-1906), Петр Акимович Александров (1836-1893), Александр Иванович Урусов (1843-1900), Сергей Аркадьевич Андреевский (1847-1919), Николай Платонович Карабчевский (1851-1925), Александр Львович Боровиковский (1844-1905). Для их ораторского творчества характерны были такие черты, как глубокое знание предмета, содержательность и оригинальность мысли, отказ от вычурности и банальности. Все они в совершенстве владели словом, умели виртуозно использовать богатейшие стилистические и интонационные возможности живой русской речи.
Однако создателем русской школы судебного красноречия по праву называют Анатолия Федоровича Кони (1844-1927). Л.Ф. Кони - известный русский юрист и общественный деятель. Он участвовал во многих судебных процессах. А.Ф. Кони много внимания уделял нравственным началам судопроизводства, вопросам ораторского мастерства. Широко известны его труды "Приемы и задачи обвинения", "Советы лекторам" и др. Будучи блестящим оратором, речи А.Ф. Кони всегда были глубокими по содержанию и безупречными по форме. Они отличались ярким литературным языком, оригинальностью. Исследуя творчество выдающихся русских юристов, академик В.В. Виноградов характеризовал многие из их выступлений как образцы художественной речи. В период расцвета русского судебного красноречия большое внимание уделяется разработке его теоретических основ. Этим вопросам посвящены труды А.Г. Тимофеева "Судебное красноречие в России", Н.П. Карабчевского "Около правосудия".
В 1910г. выходит оригинальный труд по
теории русского судебного красноречия "
Таким образом, Древний мир являлся
колыбелью ораторского
оратор искусство правосудие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейший показатель речевой
культуры оратора - это богатый словарный
запас, точность и образность фраз и
выражений, это учение лаконично
и просто сформулировать свою мысль.
Итак, оратор с высокой культурой
речи отличается богатством словарного
запаса, смысловой точностью выражения,
соблюдением языковых норм произношения,
образностью и точностью
Особенно важны навыки владения речью для юристов. Сфера применения юридических кадров все более расширяется, и каждому юристу, какую бы работу он ни исполнял, приходится выступать с докладами, лекциями, беседами перед населением. Следовательно, любой юрист (а не только прокурор и адвокат, постоянно участвующие в судебных прениях) должен быть хорошим оратором, владеть навыками работы над речью, навыками общения с аудиторией, умением убеждать, произносить речь доходчиво, грамотно, эмоционально и со знанием дела.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.И. Андреев, Деловая риторика, Народное образование, М.:2005.
2. М. Предраг, Как проводить деловую беседу. - М.:2007.
3. А. Иствуд, Я вас слушаю. - М.:2004.
4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М., 2010
5. Введенская, Л.Г. Павлова. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону. 2002
6. Абакумов В.И. Буткевич В.Г. Об ораторском искусстве: сборник изречений и афоризмов. М.: Знание, 2006
7. Абрамов Н. Дар слова. Искусство излагать свои мысли. - СПб, 1912
Размещено на Al