Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:09, контрольная работа
Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
Публицистический
стиль речи представляет собой функциональную
разновидность литературного языка и
широко применяется в различных сферах
общественной жизни: в газетах и журналах,
на телевидении и радио, в публичных политических
выступлениях, в деятельности партий и
общественных объединений. Сюда же следует
добавить политическую литературу для
массового читателя и документальное
кино.
В различных учебниках по стилистике публицистический
стиль именовался также газетно-публицистическим,
газетным стилем, общественно-политическим
стилем. Название "публицистический
стиль" представляется более точным,
поскольку иные варианты названия более
узко определяют сферу его функционирования.
Название "газетный стиль" объясняется
историей становления данного стиля: его
речевые особенности оформились именно
в периодических печатных изданиях, и
прежде всего в газетах. Однако сегодня
этот стиль функционирует не только в
печатных, но и в электронных средствах
массовой информации: его было бы также
справедливо назвать "телевизионным"
стилем. Другое название - общественно-политический
стиль - точнее указывает на тесную связь
обсуждаемого стиля с общественной и политической
жизнью, но здесь стоит вспомнить, что
данный стиль обслуживает и неполитические
сферы общения: культуру, спорт, деятельность
общественных организаций (экологических,
правозащитных и др.).
Название публицистического стиля тесно
связано с понятием публицистики, которое
является уже не лингвистическим, а литературным,
поскольку характеризует содержательные
особенности относимых к ней произведений.
Публицистика - род литературы
и журналистики; рассматривает актуальные
политические, экономические, литературные,
правовые, философские и другие проблемы
современной жизни с целью повлиять на
общественное мнение и существующие политические
институты, укрепить или изменить их в
соответствии с определенным классовым
интересом (в классовом обществе) или социальным
и нравственным идеалом. Предмет публициста
- вся современная жизнь в ее величии и
малости, частная и общественная, реальная
или отраженная в прессе, искусстве, документе.
Такое определение дано в "Краткой литературной
энциклопедии" (М., 1971, т. 6. Стб. 72). Если
опустить упоминание о классовом интересе,
то данное определение довольно точно
отражает место и роль публицистики среди
произведений литературы и журналистики,
а также позволит нам в дальнейшем понять
стилистические особенности публицистических
произведений.
В другом энциклопедическом (Советский
энциклопедический словарь. М., 1990, с. 1091)
издании мы находим следующее определение.
Публицистика - род произведений,
посвященных актуальным проблемам и явлениям
текущей жизни общества. Играет важную
политическую и идеологическую роль, влияет
на деятельность социальных институтов,
служит средством общественного воспитания,
агитации и пропаганды, способом организации
и передачи социальной информации. Публицистика
существует в следующих формах:
Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях. Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.
Важнейшие функции
публицистического стиля - информационная
и воздействующая. Информационная
функция текстов, относящихся к этому
стилю, состоит в том, что авторы таких
текстов имеют целью информировать как
можно более широкий круг читателей, зрителей,
слушателей о значимых для общества проблемах
и о взглядах авторов на эти проблемы.
Информационная функция присуща всем
стилям речи. Специфика информационной
функции в публицистическом стиле заключается
в характере информации, ее источниках
и адресатах.
Телевизионные передачи, газетные и журнальные
статьи информируют общество о самых разнообразных
сторонах его жизни: о парламентских дебатах,
об экономических программах правительства
и партий, о происшествиях и преступлениях,
о состоянии окружающей среды, о повседневной
жизни граждан.
Информация в публицистических текстах
не только описывает факты, но и отражает
мнения, настроения, содержит комментарии
и размышления авторов. Это отличает ее
от научной информации. Другое отличие
связано с тем, что перед публицистическими
произведениями не ставится задача полного
всестороннего описания того или иного
явления, публицист стремится писать,
прежде всего, о том, что вызывает интерес
у определенных общественных групп, выделяя
те стороны жизни, которые важны для его
потенциальной аудитории.
Информирование граждан о положении дел
в общественно значимых сферах сопровождается
в публицистических текстах осуществлением
второй важнейшей функции этого стили
- функции воздействия. Цель публициста
состоит не только в том, чтобы рассказать
о положении дел в обществе, но и в том,
чтобы убедить аудиторию в необходимости
определенного отношения к излагаемым
фактам и в необходимости определенного
поведения. Публицистическому стилю присущи
открытая тенденциозность, полемичность,
эмоциональность, что как раз и вызвано
стремлением публициста доказать правильность
своей позиции.
Функция воздействия является для публицистического
стиля системообразующей, именно она выделяет
этот стиль среди других разновидностей
литературного языка. Хотя эта функция
характерна также для официально-делового
и разговорного стиля, на отбор языковых
средств она активно влияет именно в текстах
публицистических.
Рассмотрим в качестве примера реализации
этих функций заметку из газеты "Округа"
от 4.08.2001 г. под названием ""Князя
Владимира" ссылают в провинцию".
Заметка имеет подзаголовок "Столичные
чиновники поддерживают шведского товаропроизводителя".
Она информирует о закупке Правительством
Москвы и Городской думой шведских автомобилей
"Вольво". В то же время заметка воздействует
на читателя, формируя определенное отношение
к позиции руководителей, на словах агитирующих
за поддержку отечественного товаропроизводителя.
В различных публицистических жанрах,
которые будут рассмотрены в дальнейшем,
одна из указанных функций может выступать
в качестве ведущей, при этом важно, чтобы
функция воздействия не вытесняла информационную
функцию: пропаганда полезных для общества
идей должна опираться на полное и достоверное
информирование аудитории.
Кроме информационной и воздействующей,
тексты публицистического стиля, конечно
же, выполняют и все остальные присущие
языку функции:
Коммуникативная
функция является главной функцией
языка и проявляется во всех его формах.
Поскольку публицистический стиль функционирует
в сфере взаимоотношений между различными
общественными группами, роль данного
стиля в поддержке общественной коммуникации
огромна. Коммуникативность публицистического
стиля заключается в том, что его тексты
создаются не для внутреннего пользования
и не для единственного адресата (хотя
и в этих случаях коммуникативный аспект
присутствует), а для максимально широкой
аудитории. Находясь на значительном расстоянии
в пространстве, автор публицистического
текста стремится приблизиться к адресату
по времени, по тематике сообщений, а также
по речевым стилистическим особенностям.
Коммуникация предполагает и обратную
связь - ответ адресата. Для данного стиля
обратная связь наиболее явно осуществляется
в ситуации публичной дискуссии, но не
только здесь. Для газеты обратной связью
являются письма читателей, ответы должностных
лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие
публикации. Радио и телевидение перешли
от писем к телефонным звонкам слушателей
и зрителей, в ходе которых они могут задать
вопросы, высказать свое мнение, рассказать
об известных им событиях. Широко применяется
и привлечение зрителей к съемке телепередач
в студиях. Современное интерактивное
телевидение ищет новые формы поддержания
контакта со зрителями.
Экспрессивная функция языка позволяет
говорящему выразить свои чувства. Публицистический
текст обычно ярко отражает личность автора,
отличается явно выраженным и эмоционально
окрашенным отношением автора к излагаемым
фактам. Не все публицистические жанры
в одинаковой мере предполагают экспрессивность
текста: она менее вероятна для информационной
заметки и более типична для очерка или
памфлета. На телевидении эмоциональность
менее характерна для выпусков новостей
и обязательна для ток-шоу.
Вот несколько примеров экспрессивности
газетных заголовков:
"Старый вагон на новый лад. Москва не
прощается с чешскими трамваями", "Тайная
перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться
информацией", "Грибник ошибается
1 раз", "Верной дорогой везете товарища!
Три часа социализма на Трех вокзалах".
Данные заголовки не просто обозначают
тему сообщения, но эмоционально характеризуют
ситуацию, о которой рассказывает заметка.
Эстетическая функция публицистического
текста представляет собой установку
автора на то, чтобы сообщение своей формой
в единстве с содержанием удовлетворяло
эстетическое чувство адресата.
Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля.
Кратко остановимся
на истории формирования публицистического
стиля. В России прообразом газеты были
рукописные известия под названием
"Вестовые письма, или Куранты"
(наиболее ранний экземпляр относится
к 1621 г.). Первая печатная газета
появилась в 1702 г. Это были "Ведомости"
Петра I. В XIX в. возникли провинциальные
и частные газеты. Первым русским журналом
было приложение к газете "Санкт-Петербургские
ведомости" - "Месячные исторические,
генеалогические и географические примечания
в "Ведомостях" (17Й8-42). В середине
XIX в. появились отраслевые журналы (экономические,
агрономические, лесоводческие и др.).
Созданный по инициативе М.В. Ломоносова
журнал Академии наук "Ежемесячные
сочинения к пользе и увеселению служащие"
состоял из научной и литературной частей.
"Трудолюбивая пчела" (1759) А.П. Сумарокова
была первым частным журналом с сильным
элементом сатиры, политической злободневности
и ярко выраженным литературным характером.
В журналах второй половины XVIII в. вырабатывался
русский литературный язык. В 19 в. журналы
стали играть важную роль в развитии русской
литературы. Выдающиеся произведения
русских писателей И.С. Тургенева, А.И.
Герцена, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого до
выхода отдельными изданиями большей
частью сначала печатались на страницах
литературных журналов, вызывали критические
отклики в газетах и в журнальных отделах
критики. Журналы, издававшиеся литературными
обществами, почти всегда имели определенное
политическое направление.
Наиболее длительное время из числа журналов
XIX в. существовали "Вестник Европы"
(1802-1830, 1866-1918), "Русский вестник" (1808-1824,
1856-1906), "Сын Отечества" (1812-1852), "Отечественные
записки" (1818-1830, 1839-1884), "Современник"
(1836-1866).
На страницах журналов XIX в. шла острая
полемика по литературным и социально-политическим
вопросам, волновавшим общество. Это определило
стилистические особенности публицистики:
Регулярное
радиовещание началось в России с
1924 г. В советское время радиовещание осуществлялось
Всесоюзным радио, с 1990 г. стали появляться
частные радиостанции, большая часть которых
занимается музыкальным вещанием. В советские
годы к дикторам радио предъявлялись очень
строгие требования в части соблюдения
норм оформления речи, содержательная
сторона текстов определялась единой
идеологией, что не могло не вызвать лексико-стилистического
однообразия и шаблонности речи.
Телевизионное вещание началось
в России с 1939 г., однако широкое распространение
оно получило только в 60-е гг. XX в. Речевые
особенности телепередач советского времени
определялись тем, что их участники произносили
заранее написанные тексты, и только спортивные
комментаторы имели право на импровизированный
текст. Современное телевидение стремится
максимально использовать прямой эфир,
что ставит перед участниками передач
более трудную речевую задачу и сразу
же выявляет уровень их языковой компетенции.
Публичная политическая
речь восходит к политическим кружкам
XIX в., звучит на улицах во время Революции
1905 г., получает легальные права в Государственной
думе, созданной на основании Манифеста
от 17 октября 1905 г. Первая Дума начинает
работу 27.04.1906 г. Свободные политические
дискуссии прерываются гражданской войной,
когда берет слово "товарищ маузер",
литературные и научные дискуссии еще
продолжаются примерно до 1929 г. С этого
времени публичные политические тексты
носят не информационный, а ритуальный
характер, и публицистический стиль развивается
не по законам естественного языка, а по
законам искусственной знаковой системы.
С 1988 г. обстановка в стране меняется, публицистический
стиль вновь оказывается востребованным
в естественной социальной коммуникации,
и вот здесь обнаруживаются трудности,
вызванные отсутствием хороших литературных
традиций, в частности неподготовленность
многих политиков к публичному общению
в соответствии с нормами речевой культуры.
Это не удивительно, если учесть, что легальная
деятельность политических партий и движений
имела место в России в 1906-1917 гг. и с 1990
г. (см. "Социальные функции стиля").