Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:09, контрольная работа
Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
Общественная роль газеты (исторически первичной и по-прежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы
Газета - мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, чтобы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами, понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова - она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, дает человеку возможность высказать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества. Газеты делятся:
Журнал представляет
собой периодическое и/или изобразительное
издание, содержащее статьи или рефераты
по различным общественно-политическим,
научным, производственным и другим вопросам,
литературные произведения, во многих
случаях иллюстрации, имеющее постоянную
программу.
Информация, содержащаяся в журнале, может
носить разнообразный характер:
Журнал,
в отличие от газеты, ориентирован не на
оперативную, а на обобщающую, аналитическую
информацию, он имеет возможность рассматривать
события в более широком плане и останавливаться
только на наиболее важном. Журнал может
быть активным средством повышения квалификации
специалистов, широкой трибуной научного,
художественного, научно-технического
творчества. В зависимости от читательского
адреса журнала определяются степень
и характер использования специальной
терминологии, соотношение средств публицистического
и научного или официально-делового стилей.
Массово-политическая литература предназначена
для подробного разъяснения широкому
кругу читателей программ политических
партий, основных понятий политологии,
истории политических учений, для ознакомления
массового читателя с научным анализом
общественных явлений.
Публицистический
стиль
Публицистический стиль - это функциональный
стиль, который обслуживает широкую область
общественных отношений: политических,
экономических, культурных, спортивных
и др. Он используется в средствах массовой
информации (СМИ) - журналах, газетах, на
радио и телевидении, в ораторских выступлениях
на митингах и собраниях и т.д.
Главная функция публицистического стиля
- сообщение социально значимых новостей
и их комментирование, оценка событий
и фактов.
Публицистические тексты имеют ряд общих
черт:
Одной из важных
Жанры публицистического
стиля.
Публицистический стиль функционирует
в определённых устойчивых формах - жанрах.
Традиционно публицистические жанры делятся
на информационные, аналитические и художественно-
Если вам необходима конкретная информация,
то вы обратитесь к информационным жанрам:
заметке, репортажу, интервью, отчёту.
Если вас интересует анализ происходящих
событий, то вы будете читать тексты аналитических
жанров: беседу, статью, корреспонденцию,
рецензию, обзор. Если вы хотите получить
образное, конкретно-чувственное представление
о факте или проблеме, вам подойдут тексты,
написанные в художественно-публицистическом
жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.
Коротко охарактеризуем каждую группу
жанров.
Для информационных жанров в целомхарактерна
объективность в изложении информации.
Информационная заметка рассказывает
о том, где, когда, какое событие произошло,
происходит, будет происходить. В расширенной
информации добвляются комментирующие
части, уточняющие почему, зачем, при каких
обстоятельствах, как именно.
Репортаж характеризуется присутствием
автора на месте события. Современый репортаж
часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим,
где совмещаются описания активных действий
журналиста для выяснения вороса (интервью
с очевидцами, участниками события) и анализ
проблемы.
Современное интервью - полифункциональный
жанр. Оно может быть как информационным
(вопросы, задаваемые информированному
лицу о событиях), так и аналитическим
(беседа о проблеме) или публицистическим
(портретное интервью).
Целью аналитических жанров является
анализ журналистом социально значимой
актуальной проблемы, сложившегося положения
дел, события с точки зрения автора. Самый
распространённый аналитический жанр
- проблемная статья. Для неё характерна
логичность изложения, в её основе лежит
рассуждение, которое строится как доказательство
главного тезиса. Статья может предствавлять
собой как дедуктивное рассуждние - от
главного тезиса к доказательствам, так
и рассуждение индуквивное - от посыла
к выводу. В отличие от рассуждения в научной
статье, рассуждение в газетной статье
носит эмоциональный характер, его главная
цель - воздействие на читателя. В качестве
фактологических доказательств могут
использоваться различные эпизоды событий,
мини-интервью. Автор выражает своё мнение,
даёт оценки происходящему.
Художественно-публицистические жанры
дают читателю возможность воспринимать
проблему в образной форме. Наиболее ярко
это проявляется в очерке. Характер очерка
во многом зависит от объекта изображения:
он может быть проблемным, портретным,
путевым, событийным. В очерке одним из
действующих героев является повествователь,
который рассказывает о событии от первого
(Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица.
Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста,
от лица героя очерка, повествователь
также может выступать как закадровый
наблюдатель или комментатор. Образ повествователя
вносит в очерк особое эмоциональное отношение
к описываемым событиям и героям. Повествования
и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной
авторской оценкой. Отличительная черта
очерка - изобразительность, для него характерны
яркие детали, характеризующие героя и
событие.
В последние годы в жанровой системе публицистики
произошли существенные изменения. Так,
почти во всех газетах исчезла передова
статья. Почти пропали очерки и фельетоны.
Большее место в газете, чем прежде, стал
занимать жанр журналистского расследования.
Вместе с тем популярными становятся жанры,
в основе которых лежит диалог: интервью,
"круглые столы", беседы, экспресс--интервью,
позволяющие узнать информацию и мнение
"из первых рук".
В настоящее время для системы жанров
в целом характерно упразднение жанровых
перегородок и появление гибридных жанров.
Языковые особенности
публицистического
стиля.
Публицистический стиль в целом подчиняется
одному конструктивному принципу чередованию
"экспрессии и стандартов" (В.Г. Костомаров).
В зависимости от жанра на первое место
выступает то экспрессия, то стандарт.
Если основной целью сообщаемой информации
является возбуждение определенного отношения
к ней, то на первый план выдвигается экспрессия
(чаще всего это наблюдается в памфлетах,
фельетонах и других жанрах). В жанрах
же газетной статьи, хроникальной заметки
и т.п., стремящихся к максимуму информативности,
преобладают стандарты. Стандарты вследствие
различных причин (немотивированного
включения в зоны коммуникации, длительного
частотного употребления и т.д.) могут
превращаться в речевые штампы. Это, как
правило, связано с потерей стандартными
формулами ясной и точной семантики, экспрессивно-оценочных
качеств, с перемещением в необычные для
них зоны коммуникации, например: горячая
поддержка, живой отклик, резкая критика
прозвучала в адрес..., в целях распространения...,
рентабельность предприятий, наведение
элементарного порядка и т.п. В результате
многократного повторения в стертый штамп
превратилось слово плюрализм (плюрализм
мнений, политический плюрализм), привлекавшее
к себе внимание в конце 80-х гг. нашего
века. То же произошло и со словами коренной
(коренные преобразования, коренная перестройка,
коренные проблемы), радикальный (радикальное
мнение, радикальные реформы, радикальные
изменения) и др.
Среди лексических средств публицистического
стиля (наряду с нейтральными) можно отметить
лексемы, имеющие специфическую стилистическую
окраску: застрельщик, труженик, посланец,
созидание, свершения, мощь, экстремисты,
широковещательные, позитивные, гарант,
импульс, альтернатива, вклад (в борьбу...),
авангард и т.д. Подобные слова в публицистическом
стиле носят социально-оценочный характер.
Многочисленны примеры так называемой
публицистической фразеологии, позволяющей
быстро и точно давать информацию: мирное
наступление, сокращение вооружений, локальные
споры, сила диктата, президентская кампания,
механизмы торможения, позитивные перемены,
межгосударственное соглашение, пакет
предложений, вопросы безопасности, пути
прогресса, политический авангард, ратификация
договора и др.
В рамках этого стиля много таких слов
и словосочетаний, которые выступают как
публицистически окрашенные только в
переносном значении. Например, слова
шаги, сигнал, стряпня, школа, пакет в прямом
значении (тихие шаги, сигнал тревоги,
домашняя стряпня, знание школы, пакет
молока) не имеют публицистической окраски.
В переносном же (практические шаги, сигнал
с предприятия, националистическая стряпня,
школа выживания, пакет мирных предложений)
они эту окраску приобретают. В прямом
значении словосочетания цепной пес, пиратские
действия, получить нокаут не являются
фразеологизмами. Употребленные в переносном
значении, они представляют собой типичные
примеры публицистической фразеологии.
В переносном значении в публицистике
широко используются термины из области
науки: атмосфера (атмосфера доверия),
уровень (переговоры на уровне послов),
позитивный (позитивные результаты); искусства:
дуэт (дуэт либералов и консерваторов),
спектакль (политический спектакль), закулисный
(закулисные переговоры); военного дела:
строй (ввести в строй), фронт (фронт борьбы),
курс (новый политический курс); спорта:
раунд (последний раунд встречи), тур (очередной
тур переговоров) и т.д.
Характерной особенностью публицистически
окрашенных слов считается их эмоционально-оценочный,
экспрессивный характер, причем эта оценка
не индивидуальна, а социальна. С одной
стороны, в публицистическом стиле есть
слова с положительной оценкой, коннотацией
(актив, милосердие, труженик, благосостояние,
благотворительность, помыслы, дерзать,
воздвигать, самопожертвование, процветание
и под.), с другой слова и выражения, имеющие
отрицательную коннотацию (обывательский,
насаждать, вояж, притязания, саботаж,
наемники, апартеид, расизм, обезличка,
пробуксовка и т.п.)
Своеобразным экспрессивным средством
публицистического стиля является употребление
в нем (особенно в газетной и журнальной
публицистике) варваризмов и экзотизмов.
Причем процесс проникновения подобных
разрядов слов в печать с каждым годом
становится все интенсивнее. Этому есть
объяснения экстралингвистического плана:
неуклонное расширение международных
контактов. Однако у многих лингвистов
появились опасения, что через нашу публицистику
в русский язык проникают такие иностранные
слова, без которых мы можем легко обойтись.
Вот несколько примеров из периодической
печати последних лет: Любители эстрадной
музыки вскоре смогут приобрести так называемый
"макси сингл" диск-гигант; Манфред
Мэнн завершил работу над очередным альбомом:
были смикшированы семь из одиннадцати
задуманных композиций; Ироничная интонация,
с которой певец подает сюжеты своих песен,
роднит его с модными ныне тарантиновскими
экшенами.
Безусловно, всегда необходимо помнить
о том, что употреблять иноязычные слова
надо с учетом тематики, смысловой и эстетической
целесообразности.
Во всех функциональных стилях обычным
является сочетание стилистически окрашенных
элементов с нейтральными, однако происходит
это в каждом стиле по-разному. В официально-деловом,
например, стилистически маркированные
элементы однородны и определенны: у них
книжная и канцелярская окраска. Почти
то же наблюдается и в научном стиле (здесь
стилистически маркированными считаются
термины). Совсем иным является сочетание
нейтральных и стилистически окрашенных
средств в публицистическом стиле, где
принципиально возможна любая стилистическая
окраска, от самой низкой до самой высокой,
причем само сочетание часто носит нарочитый,
конфликтный характер наблюдается "конфликт
экспрессии и стандарта как общий признак
газетных и других публицистических текстов"
(В.Г. Костомаров). Так, в предложении Речь
шла по сути уже не о химии удобрений, а
о химии приписок в интересах повышения
плодородия премиальной нивы штамп в интересах
повышения резко противопоставляется
словосочетанию химия приписок, в котором
слово химия приобретает просторечный
характер
На морфологическом уровне публицистически
окрашенных средств сравнительно немного.
Здесь, прежде всего, можно отметить стилистически
значимые морфологические формы различных
частей речи. Например, для публицистического
стиля характерно употребление единственного
числа существительного в значении множественного:
русский человек всегда отличался своей
понятливостью и выносливостью; это оказалось
разорительным для британского налогоплательщика
и под.
Частной особенностью публицистического
стиля является употребление несчитаемых
существительных в форме множественного
числа: разговоры, свободы, настроения,
круги, поиски и др. В некоторых жанрах
публицистики употребляются существительные
во множественном числе и особом значении.
Например, существительное власти употребляется
в значении 'совокупность лиц, облеченных
высшими полномочиями' (городские власти),
свободы со значением конкретизации (политические
свободы).
К числу особенностей публицистического
стиля можно отнести и частотность императивных
форм глагола. Они являются стилеобразующей
чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты,
вставайте, смело идите вперед! Утверждайте
социальную справедливость!; Дорогие читатели!
Ваши предложения, пожелания и задания
направляйте в редакцию.
Повелительное наклонение глагола используется
и как средство активизации внимания собеседника:
посмотрите, давайте подумаем, не прозевайте
и др.: Вспомните, что несколько дней назад
говорил президент... Летайте самолетами
Аэрофлота, a?
Встречаются в публицистическом стиле,
хотя и редко, риторически-возвышенные
формы существительных 3-го склонения
единственного числа в творительном падеже:
властию, жизнию, кровию и под. (ср.: властью,
жизнью, кровью). Публицистически окрашенными
считаются и причастные образования на
-омый (ведомый, влекомый, несомый и под.).
Морфологические особенности публицистического
стиля лежат в сфере статистических закономерностей,
т.е. существуют определенные формы, которые
чаще используются именно в этом стиле
и поэтому становятся его "морфологической
особенностью". Например, согласно исследованиям
Б.Н. Головина, чрезвычайно высокой является
частотность употребления родительного
падежа в публицистическом стиле 36% (в
стиле художественной литературы 13%). Это
такие употребления, как плюрализм мнений,
время перемен, министр торговли, проведение
конференции, отказ от военной силы, пакет
предложений, реформа цен, выход из экономического
кризиса. Исследование частотности употребления
глагольных временных форм показывает,
что для публицистического стиля характерно
настоящее и прошедшее время. Причем по
употреблению форм настоящего времени
данный стиль занимает среднее положение
между научным и официально-деловым. Очевидно,
это объясняется тем, что в публицистике
подчеркивается "сиюминутный" характер
описываемых событий, поэтому и используется
настоящее время: 3 апреля начинается визит
в Минск Премьер-министра Республики Польша;
Через две недели открывается концертный
сезон; Писатель Виктор Астафьев не любит
шумных городов и живет затворником в
родном селе Овсянка под Красноярском
(из газет).
Форма прошедшего времени здесь более
частотна по сравнению с официально-деловой
и научной речью и менее частотна, чем
в языке художественной литературы: С
большим успехом завершился нынешний
театральный сезон в Дрезденской государственной
опере. Полмиллиона дрезденцев, гости
этого прекрасного города из десятков
стран мира смогли побывать за это время
на оперных и балетных спектаклях; События
развернулись с молниеносной быстротой
(из газет).
В публицистическом стиле самыми частотными
оказываются отрицательные частицы не
и ни, частица же в усилительной функции,
разговорные частицы ведь, вот, даже, лишь
и др. Поскольку публицистический стиль
в целом отличается обилием отвлеченных
понятий и положений, в нем возрастает
"нагрузка" производных предлогов
как более "конкретных" (по сравнению
с непроизводными), а главное однозначных
показателей тех или иных отношений: в
области, в сторону, на основе, в ходе, в
качестве, на базе, па пути, по пути, в духе,
во имя, в свете, в интересах, с учетом,
по линии и др.: В этом плане предстоит
много сделать в свете задач, выдвинутых
значительными переменами в жизни; Можно,
конечно, отнести это к частностям войны,
как это мы делали раньше в отношении военнопленных,
не называя даже приблизительно их числа;
В ходе обстоятельного разговора было
выражено общее мнение, что в условиях
возрастания роли парламентов наших стран
в решении кардинальных проблем общественной
жизни открываются более широкие возможности
для обогащения их сотрудничества (из
газет).
Публицистический стиль отмечен рядом
синтаксических особенностей. В нем много
экспрессивных конструкций, отсутствующих
в официально-деловой речи и крайне редких
в научной. Например, риторические вопросы:
В эту решительную минуту выдержит ли,
выдюжит ли русская рука? (Л. Леонов); Много
ли надо, чтобы увидеть небо в алмазах?
(С. Кондратов), вопросно-ответная форма
изложения действенная форма оживления
речи, своеобразный "диалог с адресатом":
Разве Пушкин объяснялся без конца в любви
к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов),
повторы (или так называемый ложный плеоназм):
Побеждают те, кто идет вперед, к расцвету
и изобилию, побеждают те, кто ясно видит
будущий день истории; побеждает "давление
жизни" (А.Н. Толстой), восклицательные
предложения: Что вы делаете! Ведь вы плодите
убийц! Ведь вот перед вами классический
образец вашего собственного чудовищного
рукоделья! (С. Кондратов). Кроме того, в
публицистической речи часто можно встретить
различного рода расчленения текста, т.е.
такие конструкции, когда какая-нибудь
структурная часть, будучи связана по
смыслу с основным текстом, вычленяется
позиционно и интонационно и располагается
либо в препозиции (сегментация), либо
в постпозиции (парцелляция): Земельная
реформа какова ее цель?; Новые партии,
фракции парламента и Советы кто из них
сегодня сможет осуществлять власть таким
образом, чтобы она была не декорацией
и не декларацией, а реально влияла на
улучшение нашей жизни?; На сегодняшний
день в стране сложилась ситуация, когда
нет такого товара, который не был бы в
дефиците. Что привело к этому? Где выход?;
Человек всегда был красив, если его имя
звучало гордо. Когда был бойцом. Когда
был открывателем. Когда дерзал. Когда
не пасовал перед трудностями и не падал
на колени перед бедой (из газет).
Для публицистического стиля (в отличие
от научного и официально-делового) характерно
частое использование инверсивного порядка
слов. Здесь активно применяется актуализация
логически значимых членов предложения:
Новые формы хозяйствования предложили
архангельские предприниматели совместно
с руководством управления исправительно-трудовых
учреждений. Исключения составляли предприятия
добывающей промышленности; Прибывшие
накануне посевной несколько вагонов
с удобрениями белорусских химиков сельчане
вынуждены были в спешном порядке отправить
назад в Солигорск; После прекращения
военных действий в иракской столице обстановка
постепенно нормализуется; Воюет армия
с природой (из газет).
В стилистической системе современного
русского языка публицистический стиль
занимает промежуточное положение между
разговорным, с одной стороны, и официально-деловым
и научным с другой.
Природа норм литературного языка
Норма языковая - принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления. Литературная норма складывается как результат социально-исторического отбора языковых элементов из числа сосуществующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого и возводимых в ранг правильных, пригодных и общеупотребительных. Для письменной речи существуют также орфографические нормы - система правил, устанавливающих единообразную передачу звукового языка на письме.
Динамическая теория нормы.
В прошлом норма литературного языка часто рассматривалась как некое статическое понятие. Для этого существовали известные основания. Литературный язык соединяет поколения, и поэтому его нормы, обеспечивающие преемственность культурно-языковых традиций, должны быть максимально устойчивыми, стабильными. Представление о незыблемости норм имело также психологическую основу. Во-первых, язык в целом изменяется медленно, постепенно. Для существенных, ощутимых сдвигов, как правило, недостаточно жизни одного поколения. Во-вторых, все новое, непривычное, входящее в речевую практику, нарушает автоматизм пользования языком, несет за собой временное неудобство, и поэтому, естественно, вызывает оборонительную реакцию.
Естественнонаучная философия стала рассматривать язык как живой организм, в котором непрерывно отмирает одно и нарождается другое. То, что сначала кажется разрушительным для языка и вызывает гневное осуждение, впоследствии нередко оказывается необходимым и даже благодетельным. Известный русский ученый 19 в. Яков Карлович Грот так, например, характеризовал процесс освоения новообразований: "Вначале слово допускается очень немногими; другие его дичатся, смотрят недоверчиво, как на незнакомца... Мало-помалу к нему привыкают, и новизна его забывается: следующее поколение уже застает его в ходу и вполне усваивает его" (Народный и литературный язык. - "Филологические разыскания", т.2. СПб., 1899. С.17).
Современное языкознание признает, что норма отражает поступательное развитие языка. Динамическая теория нормы, опираясь на требование "гибкой стабильности", совмещает в себе и учет продуктивных и не зависящих от нашей воли тенденций развития языка, и бережное отношение к унаследованным литературно-традиционным речевым навыкам.
Таким образом,
с позиций динамического
Вариантность и норма
Сосуществование параллельных, или вариантных, форм - распространенное явление живого литературного языка. Приведем некоторые примеры тех случаев, когда к специалистам обращаются с вопросом: "Как правильно сказать: творог или творог, петля или петля, договор или договор, заключенный или заключенный, булочная или булошная, инструкторы или инструктора, в отпуске или в отпуску, торжествен или торжественен, сосредоточивать или сосредотачивать, национализовать или национализировать, согласно приказу или приказа и т.п.?"
Многие считают, что наличие подобных дублетов является несовершенством, болезнью языка. Однако такое суждение глубоко ошибочно. Варьирование формы - это объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Язык развивается и совершенствуется медленно, постепенно. "Язык изменяется, оставаясь самим собой". В этом смысле наличие вариантности, т.е. стадии сосуществования старого и нового качества, не только не вредно, но даже целесообразно. Варианты как бы помогают нам привыкнуть к новой форме, делают сдвиг нормы менее ощутимым и болезненным. Например, в 18-19 вв. нормой было ударение токарь. Колебания (токарь и токарь) начались в конце прошлого столетия и продолжались до 20-30-х гг. (в Словаре Ушакова ударение токарь характеризуется как устарелое). Теперь все говорят токарь, но еще можно встретить варианты: бондарь и бондарь (новое ударение бондарь впервые зафиксировано в Словаре русского языка 1895г.).
Помимо того,
что варианты как бы поддерживают
преемственность речевых
В процессе развития литературного языка количество и качество вариантов не остается постоянным. Колебание (варьирование форм) продолжается более или менее длительный период, после чего варианты либо расходятся в значениях, приобретая статус самостоятельных слов (например, невежа и невежда), либо продуктивный вариант полностью вытесняет своего конкурента (ср.: токарь и токарь).
В целом для истории русского литературного языка характерно некоторое сокращение количества вариантов. Основные причины этого - ослабление влияния территориальных диалектов и "модных" иностранных языков, усиление роли письменной формы речи и сознательной унификации в области орфографии и орфоэпии. Произошло также качественное изменение в соотношении вариантов: многие параллельные формы, применявшиеся ранее безразлично, как полные дублеты, получили функциональную специализацию.