Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:55, контрольная работа
В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности.
В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство – сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука – риторика.
Аристотель приводил такой пример: если в каком-нибудь городе на должность врача будут претендовать врач и оратор, то врач со всеми его медицинскими знаниями будет отвергнут и городское собрание изберет на эту должность оратора, стоит тому только пожелать. Со времен Аристотеля прошло 2000 лет, но городские собрания упорно продолжают избирать врачами ораторов.
5.Риторика в эпоху Ренессанса
Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Возникший в XVI веке термин "возрождение" означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру. Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.
Третий период искусства Возрождения, так называемый период "Позднего Возрождения", отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы. Реализм Позднего Возрождения обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи.
В архитектуре особенно большую
роль сыграло обращение к
Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры.
В искусстве, на первое место выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности. Микеланджело, например, был архитектором, скульптором, живописцем, поэтом, воином, а
Леонардо да Винчи совмещал в себе практически все специальности тогдашних науки, искусства, ремесла, был универсальным гением. В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
В XV-XVII вв. Украина, находясь на периферии европейских культурных процессов, все же была к ним причастна. Входя значительной частью своей территории вначале в состав Литовского (точнее Литовско-Русского) княжества, а затем польской Речи Посполитой, Украина переживала период вначале ренессансной, а затем ренессансно-барочной культуры.
Ренессансные процессы на Украине происходили в первую очередь в городах, находившихся в этот период под значительным европейским влиянием. В XVI веке на территории Украины более 250 городов имели магдебурское право, то есть были самоуправляемыми. Большинство населения в них составляли выходцы из Западной Европы, в первую очередь из немецких земель. Они несли с собой распространяющиеся по Европе идеи индивидуализма, национальной и экономической независимости, реформации церкви и т.д.. Не стоит забывать и о «моде» на ренессансную архитектуру, новые ренессансные тенденции в искусстве (в первую очередь в церковном), в быту, стиле жизни.
Борясь за равные с иностранцами-иноверцами
права в городской и
Писание, входили в программу и арифметика, и церковное пение. Обращалось особое внимание на славянский и греческий языки: по-гречески говорили и писали. Гетьман Сагайдачный в своем завещании назначил отдельные фонды на содержание учителей греческого языка в братских школах Львова и Киева.
Позже, в практических интересах, вводятся латынь (язык преподавания во всех европейских университетах) и польский языки. В середине XVI века в реестрах насчитывалось более 2 тысяч православных братских школ, и не только в городах.
На средства братств талантливые юноши могли продолжать образование в европейских университетах, в Кракове, Праге, Лейпциге, Вене, Париже, Волонье, Падуе, Гейдельберге. Например, в реестрах Гейдельбергского университета за XVI век значилось 800 студентов, прибывших из украинских земель, больше половины из них – русины (украинцы), которые обычно записывались как «рутены». Иногда они достигали блестящих научных успехов.
Видным гуманистом, вокруг которого группировались польские литераторы- гуманисты, был профессор римской литературы Павел Русин из Кросна.
Выпускник Краковского университета, сын дрогобычского ремесленника Юрий
Дрогобыч (настоящая фамилия Котермак) был видным ученым конца XV века в области астрономии, математики и медицины. В Волонском университете он получил степень доктора медицины и там же в 1483 году был избран деканом медицинского факультета, где преподавал медицину и астрономию. Юрий
Дрогобыч был первым украинским автором, чья книга вышла в Риме: там напечатано его сочинение «Прогностическая оценка текущего», то есть научных знаний и фактов в плане их продуктивности. Юрй Дрогобыч был учителем знаменитого немецкого поэта-гуманиста Конрада Цельса. Ректором Волонского университета, являющегося центром европейской юридической науки, на протяжении 24 лет был украинец Григорий Ореховский (Оржеховский).
Не все студенты-выпускники европейских университетов возвращались на родную Украину, продолжая научную карьеру в Европе. Потребность Украины в ученых возросла с открытием Академии: сначала Острожской, затем – Киево-Могилянской.
Научная проблематика украинского ренессанса окружала проблематику религиозную. Страстный поборник православия богатейший украинский магнат князь Василий-Константин Острожский для перевода на славяно-русский язык
Священного Писания собирает настоящий научный коллектив, приглашая из европейских университетов ученых без различия вероисповедания: среди них были, кроме православных, и протестанты и католики. Так возникла в 1580 году Острожская Академия – фактически первое научное и высшее учебное заведение на землях Украины. Просуществовав недолго, она, однако сыграла весьма важную роль в национальном культурном процессе. Академия подготовила научно выверенный перевод Священного Писания с греческих и армейских текстов и в 1580-81 годах издала его в Острожской типографии князя. Это украинское издание широко известно как Острожская Библия – первая печатная
Риторика в свете эстетических
воззрений Ренессанса
Введение
В эпоху Возрождения риторика, став культурным
идеалом и теоретическим источником для
различных видов искусств, во взаимодействии
с ними утверждает в отдельном человеке личность ‒ активную, ответственную, инициативную.
Взаимосвязь истины и красоты приобретает
обратный характер: о содержании истины
судят по искусству речи, излагающей ее, ‒ искусство и истина идентифицируются.
Риторика становится тем средством, при
помощи которого Ренессанс утверждает
себя перед лицом прошлого. Диалог с историей
древних становится условием осмысления
современности, помогает осознать культурную
и политическую реальность, вновь ориентированную
на человека.
Бесспорно, Ренессанс был тесно связан
со Средними веками, породившими гетерогенность
культуры. Но способ бытия, сложившийся
в средневековье, теоцентризм, ограничивающий
духовные силы и практические возможности
человека, уже не удовлетворяли. Человек,
его личностное предназначение, право
на самоопределение, границы и цели его
устремлений, поиск индивидуальности,
волевая направленность жизни на общественно-культурный
план бытия становятся тем фокусом, в котором
сходятся все проблемы времени ‒ эпоха осознает свою новизну через обновление
самого представления о том, что есть человек. Формируется антропоцентрическая концепция,
отразившаяся позднее в определении Возрождения
как «открытия мира и человека» (Я. Буркхардт,
Ж. Мишле).
В истории западной культуры Ренессанс
стал эпохой возвеличивания человеческой
индивидуальности ‒ homo humanus. Человек, предоставленный своему решению,
взял на себя ответственность за свои
слова и поступки. Свободное мышление
проявлялось в утрате церковности, в отстаивании
права не подчиняться христианской морали,
Библии. Божественное бытие имело не теологическое,
а нравственно-эстетическое значение.
В этот период сформировалось новое отношение
к искусству, вышедшему за пределы чистого
ремесла, новое отношение к художнику
как к творцу, создателю. Ренессанс требовал от человеческой
личности принципиальности, волевого
деятельного начала, оптимистичного мировосприятия,
полноты жизни, уверенности в себе и артистизма.
Искусство вышло из-под власти церкви,
религиозного сознания. Эстетика самой
жизни выдвинулась на первый план.
Центральное для Ренессанса культурное
направление гуманизм, по определению А.Ф. Лосева, есть типичное
для Ренессанса свободомыслящее сознание
и вполне светский индивидуализм, и не
просто светское, но по преимуществу общественно-политическое
и гражданское свободомыслие. Именно язык
оказывается той сферой, которая возвращает
к истокам идеи humanitas, предоставляет возможность
самоопределения. Гуманистическое сознание
органически сплетается с риторикой. Именно
ритор – дилетант в высшем смысле этого
слова; его дело – не «единое», но «все».
Изобретательность, диалогичность, публичное
выражение своих идей и проявление художественных
способностей, умение отстаивать свое
мнение ради общего блага и вместе с тем
ради самого себя осуществлялись в риторическом
дискурсе. Риторика выступала как средство
обновления языка и мышления, как инструмент
властвования над умами для смены духовных
авторитетов.
Изменение ценностных суждений, оценок
меняет и сам характер предмета риторики,
позволяет не подчинять и не противопоставлять
ее философии. Если философия не преобразует
нашего способа жить, то называть ее «руководительницей жизни» нет никаких оснований. Лишь в своей риторической
форме она может иметь право так называться,
потому что цель риторики – речевой поступок,
или изменение жизни.
Окончательное формирование гуманистических
взглядов Ренессанса происходит в ХV в.,
доминирующим философско-эстетическим
течением становится платонизм. Платонизм
– основа художественного мировоззрения
Ренессанса. Платоновская идея необходима
как общий принцип, как художественная
модель. В ХVI столетии огромную роль начинает
играть эстетика Аристотеля, и противопоставление
культу Платона культа Аристотеля – универсальная
по своему историко-культурному значению
черта для Ренессанса в целом. Идеи великих
мыслителей античности используются для
повышения общей культуры и образованности
и, главным образом, для возвеличивания
Человека, для наполнения культуры и образованности
их высоким смыслом.
Риторика помогает обновлению христианской
мысли. Ars rhetoricа должна была явиться основой
гуманистического образования и прообразом
нового научного статуса теологии, стремящейся
понятийно осмыслить себя. Теория конкретного
мышления гуманиста Л. Валлы, отражающая
реальную связь вещей, трактовала эту
связь как языковую.
Согласно античному идеалу выдвигается
принцип: оратор должен обладать высокими
моральными качествами, т.е. быть vir bonus
– «добродетельным мужем». Суть программы
воспитания граждан есть риторическое
воспитание. Только добродетель может
быть основой гражданского мира и порядка,
условием устроения разумной совместной
жизни. Риторика оказывается сферой моделирования
общественного блага. Сферы мыслительно-словесной
культуры и гражданской жизни тесно взаимосвязаны.
Быть человеком – значит владеть словом, общественно действенным и художественно совершенным. В искусстве слова сосредоточены индивидуальность,
труд, вдохновение и, главное, предоставляется
возможность обратиться к современникам,
к согражданам, возможность перевода сокровенных
идей в сферу публичного восприятия.
Классический Ренессанс представляет
собою такое расширение социокультурных
норм, которое характеризуется сосуществованием
в одном ценностно-смысловом контексте
полярных устремлений. Появляется макиавеллизм
– концепция власти, политической риторики,
лишенной этической составляющей. Нетерпимость,
дерзость и фанатизм – это результат онтологической
болезни (Л. Карсавин) ренессансной личности.
Предельное обострение противоречий рождает
величайшие открытия и одновременно пробуждает
грубейшее варварство и низменные страсти.
Разрешение противоречий, поиск идеала
осуществляются через соотнесение себя
с морально-политической и морально-философской
проблематикой древних. Проблема моральной
философии – это основной предмет размышлений
М. Монтеня. По Николаю Кузанскому, духовная
красота совпадает с благом. Им свойственны
мера, порядок, целесообразность, гармония.
Х.Л. Вивес дает оценку речи как главнейшей
связующей силе человеческого сообщества.
Будучи выразителями назревших общественных
потребностей, гуманисты приобретают
широкое влияние, которым они пользуются
для распространения своих воззрений.
Средством для этого служат публичные
речи. Речами сопровождают дипломатические
отношения и все более или менее важные
акты внутренней жизни государства. Появляется
мода произносить речи на домашних торжествах.
Гуманист был в таких случаях или почетным
гостем, или наемным оратором. Гуманисты
создают новый общественный слой светской
интеллигенции, а их речи, письма и трактаты
руководят общественным мнением и являются
прототипом новой публицистики.
Ренессансный идеал homo universale был продолжением
идеи dignitas et excellentia hominis – достоинства
и превосходства человека. Эта «универсальность»
противопоставлялась философии, чьей
целью была не широта, а глубина. «Универсальный
человек», сопричастный всем сферам знания,
всем формам социальной и творческой деятельности,
– это и есть великая утопия Возрождения.
Критериями «человека универсального»
являются честь, достоинство, добродетель
и основной из них – знание. Главным знанием
становятся гуманитарные науки – studia
humanitatis.
Возросший авторитет учености и словесности,
ориентация на гуманитарные знания разрушает
иерархическую лестницу наук, в средние
века увенчанную теологией. Теперь на
верхних ступенях расположилась литература,
главенствует поэзия. Поэзия воспринимает
действительность в чувственном проявлении,
не заботясь о том, почему эта действительность такова. В согласии
с присущим ей парадоксом поэзия приобретает
максимум убедительной силы в тот миг,
когда она отказывается от всякого притязания
на истину. Обновителем древности и нравственным
наставником своего времени, одним из
первых заговоривший о светлой античности,
об ожидаемом возвращении к забытому древнему
идеалу, был Ф. Петрарка. Его заботой является
очищение латинского языка, возрождение
древнего красноречия. К риторике Петрарка
обращается и ради реализации таких задач,
как реформа церкви, единство Италии, восстановление
мировой роли Рима, прекращение междоусобных
войн, а также чтобы «исправить человечество»,
создав «литературную республику», в которой
господствует словесность. Идея родства
поэзии и правды была поддержана и продолжена
Дж. Боккаччо. Для него поэзия – это наука
«спасения человека». В поэзии человеческое
слово уподобляется божественному. Для
Данте поэзия – это не что иное, как риторика,
положенная на музыку, это язык богов.
Вначале слово сосредоточивает в себе
всю эстетическую жизнь человека, заключает
в себе зародыши остальных искусств.
Обновление словесности, предложенное
гуманистами Возрождения и реализованное
ими, связывалось с древнегреческим принципом
подражания – мимезиса. Целью было – найти
в своем языке риторические возможности,
усвоив богатый опыт античных авторов.
Это было время становления национальных
языков. Риторическая установка требовала
искать образцы того, чему должно следовать, и того, чего
должно избегать.
Осмысление действительности в период
Ренессанса происходит, прежде всего,
в художественной форме. Эстетические
устремления служат ориентирами для личностного
самовыражения. Это обеспечивается обращением
к универсальным категориям риторики
как некоему метаязыку. Наряду с богатой
и разнообразной философской эстетикой
формируется так называемая практическая
эстетика, т.е. эстетика, связанная с теорией
отдельных видов искусства: живописи,
архитектуры, музыки, поэзии, театра. Эти
теории явились практическим приложением
общих риторических принципов и категорий
к конкретной художественной практике.
Понятия порядка, меры, пропорции, композиции
соединяют многие искусства с искусством
слова. Сопоставление живописи, ваяния,
зодчества, музыки именно с ораторским
искусством для Ренессанса вполне сознательно
и принципиально.
Поэтические и риторические топосы переводятся
на язык живописи Ботичелли, Микеланжело,
Леонардо да Винчи, Рафаэлем. Этому сближению
художества ручного и риторического соответствовал,
как известно, новый специфический для
Ренессанса тип человека, совмещавший
словесность и занятия живописью, ваянием,
зодчеством: гуманист как художник и художник
как гуманист. Классический пример тому
– Л. Альберти, источником эстетики которого
послужила античность, ее идеалы подражания
природе, идеалы целесообразности, единства
красоты и пользы, в особенности учение
Аристотеля о гармонии и мере как основах
прекрасного. Идеи Цицерона он развил
в специальную теорию украшений. Требования
гармонии, стройности, соразмерности,
которые Альберти предъявляет к изображению,
отражают критерии художественного идеала,
определившего изобразительный тип в
эпоху Ренессанса. Понятия dispositio, forma, decorum,
ornamentum начинают широко применяться во
многих областях творчества. Ренессансный
мыслитель стремится все измерить и сравнить,
он постигает все сущее композиционно.
Внимание самой риторики обращается не
только на необходимость изучения внутреннего
смысла человеческой речи, но и ее пластики;
речевой поток предстает как бы пластически,
как бы скульптурно. Мастерски отточенную
в слове мысль называют своего рода мыслительной
скульптурой. Фигуры и украшения в речи
расцениваются как форма, уподобляются позам и жестам. Как и человеческое
тело, речь всегда имеет определенно оформленный способ существования.
Глубока связь риторики с еще одним из
свободных искусств – музыкой. Эти искусства
«питают друг друга». Звук как явление
природы еще не является музыкальным звуком,
пока он не осознан человеком в сопряжении
звуков, ставшихвыразительными. Интонировать
– значит пребывать в определенной системе
звукоотношений, воздействующей на воспринимающее
сознание. Интонация имеет художественный
смысл. Мелодия и ритм делают и музыкальное,
и речевое исполнение приятным.
Риторика по старшинству диктовала различным
видам искусств надлежащее. В эпоху Возрождения риторика и изобразительные
искусства выполняли функцию убедительно-действенных
и наглядных средств формирования опыта
нового мироотношения. Риторика была первоначальной
теорией словесности в европейской культуре.
Изучение языков классической древности
открыло дорогу к многоязычию европейского
Ренессанса. Через риторику прошлое становилось
культурным наследием. Кроме того, она
была органически связана с пониманием
того, что есть прекрасное в самых разных сферах
проявления человеческого духа. В основе
гуманистического сознания заложено было
стремление человека к развитию своего
высшего «Я», стремление возвеличить человека
в человеке. Поиск этого образца был своего
рода стимулом для исследования собственных
пристрастий и возможностей, т.е. творческим
процессом постижения себя через образец.
Античность привлекалась для нового идеала
нового человека в противоположность
средневековью. В этом смысле с античностью
не расставалась и вся последующая европейская
культура.
5.1. РИТОРИКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Своим названием культура Возрождения (Ренессанса)
обязана главной идее этого периода – идее возрождения антич-
ных идеалов как нормативных, определяющих смысл, направ-
ление и формы развития культуры с той или иной степенью
включения античных идей в интеллектуальное пространство
средневековой Европы, возрождения античной учености как
основы воспитания и развития человека с его универсальными,
безграничными возможностями.
Возрождение античности означало прежде всего возвы-
шение гуманитарного, в первую очередь, светского знания.
Смена мировоззренческих и духовных ориентиров обуславли-
вала и перемены в риторике. Эпоха Возрождения ознаменова-
лась новым подъемом внимания к риторике, что объяснялось
пробуждением интереса к человеку, к его личности и земной
жизни. В трудах философов, ученых, поэтов формируется и
предлагается обществу
идеальное представление о
его сущности и предназначении, вырабатывается идеал речи и
речевого поведения.
Риторика сближается с литературой, в риторической сис-
теме возрастает роль ее второго и третьего разделов – компо-
зиционного и языкового. Благодаря возвышению гуманитар-
ных наук на первое место выходит уже не теология, как в
Средние века, а литература (поэзия). Поэзия и риторика в эпоху
Ренессанса взаимосвязаны. Искусство речи рассматривается
как одно из древнейших, от которого пошли другие искусства.
Забота о выразительности, красоте, совершенстве языка застав-133
ляет поэтов прибегать к богатому риторическому арсеналу. По-
эзия, в свою очередь, обогащает риторику и темами, и языко-
выми средствами. Ода, гимн, элегия, эпическая поэма, харак-
терные для эпохи Возрождения, служат и риторике, пополняя
ее набор изобразительно-
онных, синтаксических, стилистических (фигур, тропов и т.п.).
Риторика в эпоху Возрождения служит формированию
научного мышления, в частности, помогает преодолеть схема-
тизм схоластического богословия, опиравшегося на язык фор-