Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:55, контрольная работа
В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности.
мальной логики, возвращает богословской науке языковое
мышление. Отрицая
средневековую трактовку
культура Возрождения берет на вооружение его риторику как
теорию и искусство убеждения.
Некоторые философы отрицали риторику как средство
познавательной деятельности и убеждения, оставляя за ней
роль функции
Здесь мы имеем возможность уловить важную деталь: лексиче-
ский ряд, применяемый с эпохи Ренессанса к художникам, взят
из древней практики восхваления поэтов, особенно риторов.
Эпитет «божественного» переходит к художнику прежде всего
от оратора. Без «божественного» Либания, «божественного»
Цицерона и всех прочих невозможен был бы «божественный»
Микеланджело. Обожествление ритора послужило первосте-
пенным прецедентом для обожествления живописца, ваятеля,
зодчего. В этой связи стоит отметить, что сопоставление живо-
писи, ваяния и зодчества именно с ораторским искусством для
Ренессанса вполне сознательно и принципиально [3, 355–356].
Античный риторический канон послужил образцом для
теоретического обоснования мастерства художника, который
«изобретает» темы и сюжеты, воплощает свой замысел в опре-
деленной композиции, с помощью колорита достигает красоты
и богатства художественного образа. Риторика и музыка, в по-
нимании этой эпохи, питают друг друга, полезны друг для дру-
га и неразрывно связаны. Если музыка берет у риторики ее134
приемы, то риторика – мелодику речи. То есть риторика спо-
собствовала разработке практической эстетики, в которой тео-
ретические положения
явились приложением общих
ских принципов к конкретной художественной практике
[88,44].
Среди выдающихся ораторов этого времени следует на-
звать Яна Гуса (1369–1415), ректора Пражского университета и
религиозного проповедника, выступившего против монополии
латыни и положившего начало новому чешскому литературно-
му языку.
Эпоха Возрождения с ее мировоззрением гуманизма по-
ложила начало европейской науке. В 1453 г. падение Констан-
тинополя вызвало эмиграцию византийских ученых, которые
привозили с собой книги античных мыслителей. Начался мас-
совый перевод этих книг на латинский и другие европейские
языки. В те же годы в середине XV века в Италии, Голландии,
Франции, Германии возникает европейское книгопечатание.
Создаются предпосылки для аккумуляции знаний, их научного
обобщения и широкого распространения научных идей и зна-
ний [128, 109].
Большим уважением в этот период пользовались мастера
риторики в странах мусульманского Востока, например, Кози
Ушани из Ферганы (XV–XVI вв.), автор трактата «Ключи сло-
ва», знаток человеческой психологии, умевший убеждать соб-
ственных слушателей в любой ситуации, а также в споре. Пре-
красными ораторами были также такие крупнейшие мыслите-
ли, как Ибн Сина, Алишер Навои, в меджлисе которого рас-
сматривались не только теологические, но также философские,
нравственные проблемы.
В эпоху Возрождения, как указывает немецкий ученый
Яков Бургардт [73], развивались следующие виды красноречия.
1).Церковное красноречие оказалось потеснено светскими
жанрами. Более того, сама латинская проповедь мало чем от-
личается в ХV веке от упражнений в красноречии, т.к. боль-135
шинство духовных лиц находилось под влиянием классических
авторов.
Проповедь нередко рассматривалась как образовательная
лекция с философскими рассуждениями. Бывало, что духовен-
ство уступало проповедь светским ученым по случаю первой
обедни священника или праздника монашеского ордена [73,
228].
2).Академическое красноречие продолжало развиваться в
университетах и во многом стало близким к ораторскому ис-
кусству. Претерпевает серьезные изменения лекция как вид
ораторской речи. Особенно украшенными были вступительные
лекции новых профессоров или речи в начале курса [73, 227].
3).Социально-политическое красноречие, имеющее исто-
ки в античности, расширило сферу своего применения. Речи
могли произноситься по различным политическим событиям.
Если оратор был хорошо известен, на его речь стекалось мно-
жество просвещенных людей и любителей искусств. При на-
значении нового епископа или должностного лица в админист-
рации города кем-нибудь из гуманистов произносилась речь.
Должностные лица отвечали словом, соответствующим слу-
чаю, например, «О справедливости». И правители города, и го-
сударственные секретари с удовольствием обращались к наро-
ду с речью. О частоте этих обращений свидетельствует тот
факт, что рядом со зданием, возле которого правитель обыкно-
венно произносил свое слово, воздвигалась специальная три-
буна для оратора.
Эпидейктические памятные речи произносились во вся-
кого рода годовщины, особенно в дни смерти государя. Над-
гробное слово звучало также по случаю смерти выдающихся
граждан, его произносил в церкви кто-нибудь из гуманистов,
при этом он был одет в светское платье. Во времена республик,
в частности, Флорентийской республики, на первый план вы-
ходили публичные политические речи, посвященные обсужде-
нию злободневных вопросов [73,227]. 136
4).Дипломатическое красноречие сложилось именно в
культуре Возрождения. Возник обычай во время торжествен-
ных приемов и встреч посланников различных городов и пра-
вительств обращаться к ним с пышными приветственными ре-
чами, которые могли длиться по часу, если посланник был зна-
током и ценителем речей. Все, даже секретные переговоры, со-
провождались не только определенной церемонией, но и пуб-
личной речью, которую
произносили в самой
обстановке. Речи произносились и на латинском, и на итальян-
ском языках. Сами правители нередко прекрасно владели сло-
вом, и это умение способствовало их возвышению. Те госуда-
ри, которые не владели искусством красноречия, редко призна-
вались в этом, речи за них произносили специальные ораторы
[73, 226].
5).Социально-бытовое красноречие развивалось в связи с
тем, что появилась мода произносить речи на домашних тор-
жествах. Если никто из семейства не владел таким умением,
приглашался признанный оратор. Могли пригласить кого-
нибудь из гуманистов в качестве почетного гостя. Я.Бургардт
указывает, что «даже при обручении и в свадебных церемониях
слово произносили не духовные лица, а гуманисты, но, по-
видимому, не в церкви, а во дворце» [73, 227].
6).Военное красноречие времен Возрождения не совсем
обычное. Были распространены обращения правителей к вои-
нам перед сражением для внушения мужества и после сраже-
ния. Интересны обращения патриотического характера к фло-
рентийской милиции во время смотров и ежегодных праздни-
ков [73,228].
7).Судебное красноречие особенно ярко выглядит в речах
адвокатов, которые умело
учитывали особенности
для достижения своей цели не скупились на всевозможные ри-
торические украшения.
8).Эпистолярный жанр получил большое распростране-
ние, поскольку в эту эпоху на письма смотрели, как на возмож-137
ность блеснуть своей ученостью, заслужить известность в уз-
ком кругу, продемонстрировать свой литературный талант.
Часто это было не столько письмо, сколько ученая статья или
трактат о каком-нибудь предмете. Родоначальником подобного
жанра считают Петрарку. В ХV в. появляются даже специаль-
ные руководства и пособия для желающих научиться такому
искусству [73, 223].
9).Деловая сфера тоже испытала влияние красноречия.
Конечно, не редкость и сухой чиновничий слог, и неправиль-
ный латинский язык, свойственный большинству обыкновен-
ных граждан. Тем не менее, на должность секретаря при госу-
дарях, папах и архиепископах берут, как правило, гуманистов –
людей образованных и талантливых. Благодаря гуманистам
сложился особый высокий стиль канцелярии, которым эти уче-
ные секретари писали послания пап и правителей, составляли
приказы и инструкции легатам, вели переговоры и писали ста-
тистические обзоры истории христианских народов.
Известна сила речей францисканского монаха Джироламо
Савонаролы (1452 –1498) – доминиканского священника и гла-
вы Флоренции с 1494 по 1498, подчинившего своему влиянию
Флорентийскую республику. Он поставил перед всеми задачу
нравственного и государственного преобразования Флоренции.
Обличая богатство и роскошь католической церкви, критикуя
священников, Савонарола говорил: «Вы – порода свиней! Вы
погрязли в языческом блуде. Вы извращены во всем: в речи и в
молчании, в действии и бездействии, в вере и неверии. Церковь,
смрад от которой поднимается до самого неба, умножая свои
блудодеяния во Вселенной, превратилась в дом терпимости.
Алтарь не что иное, как церковная лавочка. Прелаты держат
при себе куртизанок, лошадей, собак, дома их наполнены шел-
ками, духами и рабами. Их колокола звонят ради хлеба, денег и
свеч. Они продают святые таинства, брачные мессы, они все
продают. Государи сластолюбивы, жадны и горды; глаза гни-
лые, уши гнилые, рты гнилые. Долой этот позор! Никакой по-138
щады, никакого перемирия! Долой бесполезные книги! Долой
фальшивое красноречие, фальшивую красоту, фальшивую нау-
ку, которая питается лишь гордостью! Долой Рим! Долой
церковь»! [41]. Его проповеди способствовали народному вос-
станию 1494 г. во Флоренции. Савонарола был обвинён в ереси
и казнён.
В своей работе «Осень средневековья» чешский исследо-
ватель Хейзинга приводит имена французских церковных ора-
торов Винцента Феррара, Оливье Майяра, брата Ришара. Брат
Ришар, как пишет Хейзинга, однажды проповедовал 15 часов
подряд в Париже. С окончанием его проповеди все возрыдали
горько и жалостно, от всей души сожалея, что более не услы-
шат столь прекрасных речей.
В числе риторик и
риторов эпохи Возрождения
назвать немецкого филолога, профессора греческого и латин-
ского языков Филиппа Меланхтона.
Филипп Меланхтон (1497–1560) – немецкий преподава-
тель, профессор греческого языка и теологии в Виттенбергском
университете, теолог-гуманист, евангелический реформатор,
друг и соратник Мартина Лютера. Основным методом обуче-
ния считал проверку принятых догм рациональным понимани-
ем Писания. Для этого необходимо знание латинского, древне-
греческого и древнееврейского языков. Благодаря своим теоре-
тическим сочинениям, многочисленным руководствам, ком-